ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Александр Малин: «Проблемы дорог решить одномоментно невозможно»
15.10.2013 / Газета: Одесские известия / № 113(4532) / Тираж: 18937

Редакция провела четвертую за последнее время онлайн пресс-конференцию. В этот раз на вопросы отвечал заместитель председателя облгосадминистрации Александр Малин. Вел пресс-конференцию главный редактор «Одесских известий» Евгений Блинов, техническую часть обеспечивал его заместитель Виталий Сочалов.

Вопросы задавали шеф-редактор Иван Ненов и собкоры: Наталия Самойленко, работающая в Березовском и Коминтерновском районах, Антонина Бондарева (Ренийский, Болградский и Килийский районы), Юрий Федорчук (Любашевский, Николаевский, Красноокнянский и Ананьевский районы), Любовь Кузьменко (Кодымский, Котовский и Балтский районы) и Татьяна Гуричева (Белгород-Днестровский, Овидиопольский и Саратский районы).

Евгений Блинов, представляя гостя, рассказал, что Александр Малин имеет два высших образования. Окончил Одесский педагогический институт (ныне – Южноукраинский педагогический университет), а затем Межрегиональную академию управления персоналом – по специальности «правоведение». Имеет значительный управленческий опыт. Возглавлял ряд организаций, кроме того, был начальником управления Одесского городского совета и заместителем председателя государственной налоговой администрации в Одесской области. С 19 апреля 2010 года занимает должность заместителя председателя Одесской обл­госадминистрации, курируя ряд важных направлений жизнедеятельности региона. В частности, состояние автотранспортных артерий области. Именно этой теме и посвящалась пресс-конференция.

Напомним, что протяженность магистралей государственной формы собственности на Одесщине составляет более 8000 километров. А с учетом коммунальных дорог – это больше 15000 километров.

Вопросы от Антонины Бондаревой:

– Александр Львович, Вы недавно были в Рени и сами видели, как отремонтирована трасса Рени – Орловка. Кроме того, видели, что на подъезде к Орловке эта дорога уже начала разрушаться. Скажите, подписан ли акт выполненных работ? Кто, когда и за счет каких средств будет устранять брак?

– На самом деле любой человек, который часто ездит по этой дороге, знает, что она представляет собой земляную насыпь, которая в период подъема воды в реке Дунай полностью пропитывается влагой. Я хорошо помню эти ощущения во время максимальных подъемов воды, когда стоишь на этой дороге и чувствуешь вибрацию насыпи.

Я не считаю, что те повреждения, которые возникли на только что отремонтированной дороге, – прямая вина подрядной организации. Она выполнила объем работ, прописанный в техническом задании и в проекте выполнения. Подрядчик выполнил их в соответствии с указанными объемами. Вопрос в том, достаточно ли было этого? А точнее, что нужно было сделать, чтобы дорога оказалась отремонтированной всерьез и надолго? Наверное, нужно было полностью реконструировать основание этого полотна. Речь идет о работах на глубину примерно до 6 метров. Но сегодня в государственном бюджете нет достаточного количества средств, чтобы сделать капитальный ремонт данной трассы и в ближайшем будущем к ней не возвращаться.

С другой стороны, оставлять дорогу в том состоянии, в котором она была на момент начала работ, – тоже было нельзя. И, наверное, соответствующие организации дадут этому оценку. Но было принято решение сделать такой полукосметический ремонт: подремонтировали верхнюю часть основания и заменили поверхностное асфальтобетонное покрытие. Насколько хватит этой дороги, сказать сложно. Жизнь покажет.

Одно ясно: трасса не сможет долго функцио­нировать как основная грузовая артерия, связывающая нас с Дунайским регионом Европы. Необходимо строительство новой магистрали. Это тот самый уже известный всем проект Одесса – Рени. Следует понимать, что эта трасса должна проходить не на месте существующей сегодня, а по другому маршруту – там, где грунты позволяют построить жесткую, нормальную дорогу с высокой выносливостью к большегрузным автомобилям. А дорога, которая есть сегодня, должна превратиться в трассу пассажирского сообщения, для частного автотранспорта и так далее.

Пока не реализуем этот проект, мы постоянно будем находиться между пониманием, что эту дорогу нужно либо строить капитально, либо делать вот такой косметический ремонт, как поступили в этом году.

– Вопрос касательно дороги Измаил – Вилково через Шевченково и еще девять сел в основном Килийского района. Состояние ее, конечно, ужасное. И если шесть-семь лет назад я добиралась, скажем, до Мирного за полтора часа, то недавно понадобилось два с половиной, чтобы доехать на рейсовом автобусе. Конечно, хотелось бы проехать по этой трассе вместе с Вами и услышать Ваши комментарии…

– Я ездил по этой трассе месяца полтора назад, поэтому вряд ли Вы меня чем-то удивите. Это не единственная дорога в Килийском районе, которая находится в таком состоянии. Есть дороги гораздо хуже.

Вопрос в объеме государственных финансов. Если давать расширенный ответ по состоянию дорог в Одесской области и посмотреть глубже в первоисточники, в основы формирования государственной дорожной политики, то мы увидим, что нужно пересматривать полностью всю систему управления автомобильными дорогами общего пользования.

Начнем с того, что категории, которые когда-то присваивались дорогам, сегодня уже не соответствуют действительности, потому что в их определение входит и количество жителей населенных пунктов, связанных этими дорогами, и логистика грузопотоков и так далее. Сегодня ситуация изменилась. Вы знаете, что, к сожалению, сокращается количество жителей в сельских населенных пунктах. Понижение категории дорог дает возможность применения там других методов нанесения дорожного покрытия: менее, может быть, эстетичных, но более приемлемых, дешевых и более выносливых к условиям эксплуатации.

Сейчас, в преддверии того решения, которое принято на государственном уровне о передаче дорог общего пользования местного значения под управление облгосадминистраций, мы активно работаем с Министерством регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины и с «Укравтодором». Мы решаем вопросы о процедуре передачи этих дорог, их паспортизации и присвоении им новых категорий. Также работаем над внедрением новых для нас (но уже давно используемых в разных странах) современных грунтовых дорог без верхнего асфальтового покрытия, способных выдерживать большие нагрузки.

Эта работа займет много времени – с учетом общего состояния государственного бюджета. Нельзя ожидать одномоментного появления денег для решения всех дорожных проблем в области. Но постепенно, поэтапно будут решаться проблемы, связанные и с той дорогой, о которой Вы сказали.

– Мне кажется, что в категорию грунтовых в первую очередь должна быть внесена дорога Измаил – Килия. Асфальтовое покрытие там не подлежит восстановлению. Можно было бы снять этот асфальт, и тогда будет что-то приемлемое. Во всяком случае – ровное. Как Вы считаете?

– Технология современных грунтовых дорог, о которой я говорю, используется и в США, и в Канаде, и в Польше, и в Российской Федерации – во всех странах с большой территорией, на которой разбросаны малые и средние населенные пункты и дороги, связывающие эти населенные пункты друг с другом или с основными магистралями.

Они делаются по технологии так называемого ресайклинга, то есть повторного цикла. Специальная техника, используя то покрытие, которое есть на этой дороге, перемалывает его, затем плотно укатывает, добавляя в перемолотую массу специальные вяжущие компоненты. После окончательного высыхания грунт становится жестким, устойчивым к изменению температуры и нагрузкам. Такое покрытие живет в среднем пять-шесть лет, а потом требует очередной подобной обработки.

Основной плюс этой технологии в том, что в основу идет местный материал: песчаники, глина, известь… Себестоимость примерно в два раза ниже, чем у дороги с асфальтовым покрытием.

Вопросы от Ивана Ненова:

– А подобная новая техника у нас есть? Дорого ли она стоит и где приобретается?

– Она не является чем-то из области космических технологий и активно используется. Поверьте, строительно-дорожные организации очень охотно покупают ее. Есть целый ряд лизинговых программ, в которых участвуют дорожные компании, в том числе и в Одесской области. Как только будет позволено делать дороги таким способом, появятся и техника, и материалы.

Мы очень детально отрабатывали этот вопрос. Собрав представителей всех наших строительных, дорожных организаций, ездили в Мюнхен, где раз в три года проходит самая крупная в мире выставка строительных технологий. В ходе нее отработали вопросы с несколькими производителями техники и технологий. Мы поняли, что нет ничего невозможного, и для того, чтобы механизм заработал, нужно просто привести в порядок и соответствие систему государственных стандартов.

Есть поручение вице-премьер-министра Украины Александра Вилкула отработать предложение Одесской области, которое мы отправили по этим материалам.

– Есть надежда, что тот участок, о котором упомянула наша собкор, будет сделан по данной технологии?

– Надежда есть, но я не могу говорить о конкретном участке дороги. Я могу лишь сказать, что когда мы овладеем новой методологией, то сможем эффективнее и быстрее приводить километры дорог в нормальное, проезжее состояние. Я очень надеюсь, что Украина подпишет документ об ассоциации с Евросоюзом, потому что одной из важнейших составляющих станет гармонизация нашей системы стандартов с европейской, и это автоматически приведет к внедрению соответствующих технологий.

Евгений Блинов:

– Скажите, Александр Львович, для того чтобы изменить систему стандартов, достаточно постановления Кабмина или это нужно решать законодательно?

– Нет, в этом случае достаточно распоряжения Кабмина. Главный элемент – соответствующие научные институты, которые дают заключение по тем или иным новым стандартам и предоставляют возможность научно-техническим советам органов исполнительной власти принимать решения по введению этих стандартов.

Вопросы от Татьяны Гуричевой:

– Первый вопрос по Белгород-Днест­ровскому району. Участок Одесса – Монаши – очень проблемный. В июне этого года ремонт его должен был закончиться. К сожалению, работы выполнены на 50 процентов. Второй участок – от Монашей до Широкого – тоже пересекает несколько населенных пунктов. Состояние его крайне плохое. Третий участок – тоже наболевший – до села Приморское. Там был проведен тендер и даже выполнены подготовительные работы, но ремонт не начинается.

– Уважаемые господа журналисты, я бы хотел этим ответом сразу исчерпать необходимость задавать вопросы по отдельным дорогам.

Страна находится в сложном бюджетно-финансовом положении. Это связано с тем, что на текущий год приходятся колоссальные выплаты по внешним долгам и это требует от госбюджета огромных усилий. Есть много других обстоятельств, но резюме одно: состояние кредитно-финансового ресурса, который может быть направлен на финансирование работ по дорожно-ремонтному строительству, сегодня нестабильно, и ответить на вопрос, будут закончены эти дорожные работы или нет, я сегодня не могу, будучи человеком честным. Поэтому будем надеяться, что какие-то работы будут завершены, а остальные – перенесены на следующие периоды.

Все зависит от объема ресурса финансирования, которое будет выделено Одесской области на проведение работ. Поверьте, что степень актуальности и приоритетности при их выполнении в разных районах не зависит от соображений каких-то разных чиновников, но абсолютно четко выстраивается на обратной связи, на информации из районов, сельсоветов, результатах собраний громад, опросов местного населения и т.д.

– Вопрос по Саратскому району. Там недавно пережили стихийное бедствие и часть дорог разрушена. Еще один серьезный участок – семь километров от Петропавловки до Староселья. Здесь прекращено движение рейсовых автобусов и люди практически отрезаны от райцентра. То же можно сказать о селах Пасечное, Успеновка, Забары, Кривая Балка.

– Что касается первой части Вашего вопроса – о дорогах, которые пострадали в результате наводнения. Служба автомобильных дорог составила дефектный акт. Его общая суммарная стоимость – почти 90 миллионов гривень. Кабмин уже принял решение о выделении 76 миллионов из этой суммы. Эти дороги будут ремонтироваться. Я не говорю, что они будут восстановлены до первозданного состояния, но нормальное проезжее состояние их будет обеспечено.

Есть еще один нюанс, связанный с эксплуатацией дорог. Это неаккуратное отношение к ним, которое проявляют основные грузоперевозчики, бесконтрольно нагружая транспорт песком, щебнем, лесом и т.д.

Дороги проектируются и рассчитываются под нагрузки, соответствующие государственным нормам. Если транспорт, особенно в жаркую погоду, идет по этой дороге перегруженным, то, естественно, асфальтобетонное покрытие деформируется. В тех документах, которые мы подали службе автомобильных дорог, есть предложение об ужесточении финансовых штрафных санкций за нарушение правил пользования автомобильными дорогами. К сожалению, это может быть единственным рычагом, который заставит перевозчиков обращать внимание на ограничения по нагрузке на ось.

Вопрос от Юрия Федорчука:

– Многолетняя проблема в Красноок­нянском районе – это дорога Красные Окны – Новосамарка. Люди интересуются, будет ли она отремонтирована? Ведь в непогоду им приходится ездить в объезд более 20 километров.

– Здесь следует понимать, что финансировать строительство и капитальный ремонт дорог между населенными пунктами может только государственный бюджет в лице «Укравтодора». Областной и местный бюджеты, по нашему бюджетному законодательству, не в состоянии выделять деньги на работы на этих дорогах. Наши возможности по ремонту дорог прямо пропорционально связаны с объемом выделяемых средств не просто в виде бюджетных назначений, а в объемах, реально финансируемых государственным казначейством. А с этим сейчас достаточно нестабильная ситуация.

Все то, о чем Вы говорите, не является для нас новостью, и мы постоянно фиксируем объемы потребностей и представляем их в «Укравтодор». Мы работаем в постоянной координации со службой «Укравтодор» в Одесской области. Сейчас туда вернулся руководитель, который много лет работал в области и хорошо знаком с местной спецификой.

Общая потребность в ремонте дорог в Одесской области исчисляется многими миллиардами гривень. Мы говорим о том, что это не одномоментная задача, это задача на долгие годы.

Вопрос от Наталии Самой­ленко:

– Прежде всего я хочу поблагодарить от имени жителей Березовского района руководство области за то, что, наконец, начат ремонт трассы Одесса – Вознесенск. Недавно «Одесские известия» публиковали материал «Пятое место в рейтинге». Речь шла о работе облавтодора, который покрыл бесплатной жерствой за купленное предпринимателями района топливо более десяти километров дороги. При этом было списано почти полмиллиона гривень. У людей это вызвало сильную отрицательную реакцию. Как проводится работа по противодействию коррупции?

– Законами Украины четко определены органы государственной исполнительной власти, которым вменен в обязанность контроль за соблюдением законодательства по борьбе с коррупцией, и облгосадминистрация к числу этих органов не относится. Есть органы прокуратуры, Министерства внутренних дел, занимающиеся подобными вопросами. Любой гражданин Украины, который считает, что такой факт хищения имел место в службе автодорог, вправе обратиться с соответствующим заявлением. Оно, согласно новому Уголовно-процессуальному кодексу, не может не быть принятым и автоматически регистрируется в едином государственном реестре досудебных расследований. Затем соответствующие службы проводят расследование факта, указанного в заявлении, чтобы установить, соответствует ли он действительности. Если такие факты подтверждаются, тогда этому делу дается адекватная правовая оценка в соответствии с той или иной статьей Уголовного кодекса и применяются те или иные санкции. Я не могу ничего утверждать о наличии либо отсутствии какого-то факта до проведения следственных мероприятий.

Евгений Блинов:

– Александр Львович, как уже говорилось, бывает, что отремонтированные дороги через короткое время – снова в ямах. Предусмотрен ли действующим законодательством какой-то анализ того, насколько качественно выполнена работа?

– Дороги принимают комиссии службы технического надзора. И если есть сомнения в качестве, назначается расследование. Есть специальная государственная лаборатория – институт дорожного качества, специалисты которого замеряют толщину асфальтобетонного покрытия на соответствие его государственным стандартам. По результатам любой законченной работы – будь то построенный дом, детский сад или дорога, проводится проверка целым рядом организаций, начиная от финансовой инспекции и заканчивая соответствующими подразделениями Министерства внутренних дел и Службы безопасности Украины. Поэтому нет такого объекта, по которому не было бы проведено полного комплекса контрольно-проверочных мероприятий. Конечно, фиксируются иногда недоделки, недовложения, так сказать, и подрядчики несут наказание. Мы ведем свой анализ, и результатом его является то, что с целым рядом подрядных организаций отказываемся работать, так как их нарушения носят системный характер.

Вопрос от Ивана Ненова:

– Наши корреспонденты, жители сел и районов говорят, что в рай- и горавтодорах техника устаревшая и ее не хватает. В этой связи, будет ли служба автодорог делать что-либо по приобретению новой техники?

– На самом деле работы по капитальному ремонту и реконструкции автомобильных дорог выполняет почти всегда не служба «Укравтодора», а частные дорожные организации, которые выигрывают на открытых конкурсных торгах тендеры. У дорожных организаций, которые находятся в Одесской области, есть очень современная, серьезная техника. В районах те же работы по дорогам, по улицам городов Измаил и Белгород-Днестровский выполняют компании с хорошим набором современной техники европейского производства.

Евгений Блинов:

– Прошлой зимой были разговоры, что, дескать, из-за аномальных природных явлений у нас проблемы с дорогами и вместе с тем нам показывали Финляндию, где погода, как говорится, покруче. Насколько погода влияет на качество, можно ли все на нее списывать?

– Погоду нужно принимать во внимание, но списывать на нее все, безусловно, нельзя. Вопрос в другом. Я с этого начинал наш разговор. Нужно менять систему государственных стандартов. При определении степени прочности материалов, из которых выполняется дорожное покрытие. Это первое. Второе: все, кто ездил по трассе Одесса – Киев, обратили внимание, что совершенно спокойно, практически без какого-либо дискомфорта можно было проехать все 200 километров территории Одесской области. Проблема начинается за ее пределами.

Скоординированная работа Одесской облгосадминистрации и службы автодорог прошлой зимой привела к тому, что вовремя была выведена техника: не тогда, когда снег уже выпал и улегся, а когда он только пошел, вовремя высыпан специальный реагент. Он не дал образоваться наледям, которые очень вредят дорогам и буквально выворачивают асфальт наизнанку. Благодаря такой слаженной работе можно справляться с погодой.

Есть такой фактор, как перепады температур. Если под слоем асфальтобетона имеется какая-то пустота, в ней образуется влага. При резких переходах температур от плюсовых к минусовым и обратно она то замерзает, то тает. Все учили в школе, что тела расширяются при нагревании, сужаются при охлаждении, – вот когда эти процессы проходят под дорожным покрытием, они рвут полотно. Нужно не дать скопиться этой влаге. И мы показали, что это вполне можно делать.

Вопрос от Ивана Ненова:

– Александр Львович, Вас очень сложно застать в кабинете. Если Вы не в Киеве, то в поездке по области. Скажите, по какой дороге нашей области Вы с удовольствием ездите?

– Пожалуй, об удовольствии говорить сложно. Есть дороги, которые находятся в более-менее терпимом состоянии. Но, к сожалению, гораздо больше тех, что в плачевном. Я могу сказать, что не пользуюсь служебным транспортом, езжу на своем личном автомобиле и достаточно хорошо понимаю чувства водителей, пользующихся этими дорогами.

Евгений Блинов:

– Я как главный редактор искренне благодарю Вас за то, что пришли на эту встречу и ответили на вопросы. Мы видим, что Вы близко к сердцу принимаете эти проблемы. Традиционно мы предоставляем гостю заключительное слово, в котором он может выразить свои какие-то пожелания, замечания, в общем, любые мысли.

– Я бы хотел, чтобы общественность, журналистский круг знали, что в администрации работают люди неравнодушные. Мы действительно достаточно глубоко владеем информацией о том, что происходит в районах, в глубинке, где осталось небольшое количество жителей. Но мы не волшебники и, к счастью, у нас сложилась команда людей, которая предпочитает не «пудрить мозги» населению, а говорить правду, даже если кому-то неприятно ее слышать.

Не критикуя какую-то предыдущую власть, скажу, что нам всем досталась в наследство очень изношенная инфраструктура. Это ведь не только дороги, но и трубы, водоснабжение, канализации, системы отопления, подачи электроэнергии и газа. Нужны колоссальные инвестиции, государственные и частные, для того, чтобы привести это все в порядок. В то же время уровень жизни и уровень доходов населения не позволяет нам рассчитывать на успешность строительства местных платных дорог. Казалось бы, это замкнутый круг, но поверьте, что мы трудимся, чтобы этот круг разорвать. Нужно понимать, что быстро эти вопросы не решатся. Нужна многолетняя, кропотливая работа, изо дня в день, с очень высокой устойчивостью к разочарованию.

Евгений Блинов:

– Большое Вам спасибо. Я от имени коллег благодарю Вас и опять же от имени коллег приглашаю на следующую онлайн пресс-конференцию.

Автор: Артем Губарьков


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.004
Перейти на повну версію сайту