![]() |
|
![]() |
![]() |
Погрузка стройматериалов и мебели, инвентаризация товара и лучезарные улыбки: «Вести» узнали, что входит в обязанности продавца строительного гипермаркета и сколько можно заработать на такой работе
Несмотря на то, что времена неулыбчивых продавцов по идее канули в Лету, в супермаркетах и сейчас продавца-консультанта в буквальном смысле этого слова приходится ловить и умолять рассказать о товаре. При этом зачастую ловишь себя на ощущении, будто ты явно мешаешь человеку заниматься чем-то более важным. Хотя что может быть важнее для продавца, чем покупатель?
«Вести» решили попробовать себя в этой сфере, поработав продавцом в одном из строительных гипермаркетов Одессы.
Эксперимент «Вестей» В одесских супермаркетах торгуют капустой с примесями
ПОМИНУТНЫЙ УЧЕТ
На работу в строймаркет брать хотели не особо, хотя в людях — острая потребность. Менеджер долго выпытывал, зачем девушке с высшим образованием такая работа, несколько раз переспросил, готова ли я к физическим нагрузкам, хотя на прямой вопрос: «Какие же у продавца-консультанта могут быть нагрузки, ведь не грузчик же?» — отвечать не стал.
В итоге взяли с условием: первые три дня — стажировка, которая оплачивается, если возьмут. «Первый месяц зарплата маленькая — 2500, но потом все будет зависеть от вас и работы с покупателями. С учетом премиальных сможете получать больше 3 тысяч», — рассказал менеджер по кадрам. На работу можно добраться на бесплатном автобусе: удобно, но если после смены не успеваешь переделать всю работу, то автобус уезжает без тебя.
В первый же день мне выдали карточку со штрих-кодом. На входе его сканирует специальное устройство, точно такие же по периметру территории: если продавец выходит в туалет, на обед или отдохнуть, обязан это зафиксировать с помощью карточки. Каждая минута времени строго учитывается: в туалет можно отлучиться лишь на 5 минут. Поскольку работников в отделе садово-огородных инструментов не хватало, попросили работать две смены подряд: с 8 утра до 9 вечера.
Пообещали доплатить «по справедливости». Еще предупредили: нельзя останавливаться, только на разговоры с покупателем. За этим наблюдают многочисленные видеокамеры. Обед полчаса — купить еду можно и в столовой (около 30 грн). Кроме того, два раза за 13-часовую смену можно пойти в комнату для отдыха и 15 минут посидеть на специальном устройстве, подняв ноги вверх (не забыв при этом зафиксировать время). Если место занято — хоть на пол ложись. Время все равно уже учтено, третий раз ходить нельзя.
Инфографика Как трудятся и сколько получают работники строительных магазинов
СТЮАРДЕССА БЕЗ БАШМАКОВ
В целом сразу становилось понятно — от работы отлынивать здесь не дадут. Мурашки появились во время инструктажа для новеньких по технике безопасности. Инженер рассказал, как оказывать первую помощь. Но кроме того пояснил: медсестры в маркете нет, а несчастные случаи бывают нередко. О ЧП я решилась спросить позже у опытных коллег. И услышала в ответ о падениях с лестниц, кровотечениях, переломах и прочих ужасах.
Впрочем, о возможных опасностях узнала и сама в первый же день, увидев перед собой громадную лестницу на колесиках, достающую до верхних стеллажей (метров 5). Коллеги называют ее ласково стюардессой, вот только все лестницы были почему-то с изъянами: плохо работали тормоза и не было специальных «башмаков», которые отвечают за устойчивость.
Опасные супермаркеты Киевлянин поборол онкологию и погиб от упавшей в «Эпицентре» палеты
Оказалось, если «башмаков» нет, то нужно идти к дяде Вове, который изготовит новые. Но «башмаки» очень быстро ломались. Я очень боюсь высоты, но делать было нечего. Полезла, взяла со стеллажа садовый горшок стоимостью 800 грн и поняла, что лестница начинает ехать. И за доли секунды я успела подумать: бросать горшок и хвататься за полку или держать его и надеяться на чудо? Я выбрала второе, лестница остановилась, дорогой горшок был цел.
ПОКУПАТЕЛИ ОТВЛЕКАЮТ ОТ РАБОТЫ
Я устроилась на работу в сентябре и попала как раз на завершение летнего сезона. На практике это означало, что в мои обязанности входила полная инвентаризация всего летнего товара: от рыболовных крючков до садовой мебели и обновление товара на стеллажах. Все летние товары нужно было упаковать в коробки, указать количество, стоимость и сдать поставщику.
Я упаковывала и плетеные кресла, и резиновые лодки, которые нужно было стаскивать с верхних стеллажей. Мне надо было все пересчитывать, записывать название и цену, причем на товарах частенько названия нет, например, на живых цветах. Например, в списке у меня значился некий экзотический цветок антуриум. Как он выглядит, я не знаю, на горшках с цветами ничего не написано, так что пришлось приложить к этому заданию изрядную смекалку.
Помочь мне с укладыванием тяжелых товаров было некому — в основном здесь работают женщины, для которых тяжелая физическая работа привычна. У них своей работы хватало, мне иногда помогали, но посмеивались: мол, откуда такая белоручка выискалась?
За погрузкой и разгрузкой товаров становилось уже не до покупателей, хотя их, к счастью продавцов, не очень много: на одного приходится человек 15-20 за день. Продавцов учат, что покупателем нужно дорожить, всегда улыбаться и рассказывать ему о товаре. Впрочем, времени на то, чтобы изучить многотысячный ассортимент, нет, но менеджер говорит, что отчаиваться не стоит: «Говорите всем, что у нас хороший товар от немецкого производителя». Когда я сказала, что товар процентов на 70 — китайский, мне ответили, что это не важно. В то же время возвратов в отдел от недовольных покупателей довольно много — не менее 20% от продаж.
Один из покупателей, которому я вдохновенно рассказала о преимуществах разных видов садовой мебели (об этом читала дома в интернете по собственной инициативе), решился на дорогую покупку. Однако меня это особо не обрадовало: премиальные в первый месяц не положены, а вот упаковывать кресла и укладывать их на погрузчик — моя обязанность. Мужчина безразлично смотрел на мои нечеловеческие усилия, которые я прикладывала к этим проклятым креслам, но помочь не предложил. Понять его можно: он покупатель и не обязан помогать персоналу.
Другой покупатель предложил мне за погрузку товара чаевые — 50 грн. Испугавшись, я отказалась, не зная, можно ли брать деньги от благодарных посетителей. Однако позже коллеги пояснили: чаевые брать можно и нужно, лишь бы менеджер не видел.
Один из продавцов, который работает в отделе стройматериалов, сказал, что на погрузках зарабатывает в месяц до двух тысяч к зарплате.
КАК ЗАЩИТИТЬ СЕБЯ ПРИ ПРИЕМЕ НА РАБОТУ
Чтобы обезопасить себя от возможных неприятностей, юристы советуют быть внимательными при приеме на работу и обязательно ознакомиться с приказом. «Это нужно, чтобы вы точно знали, на какую должность вас берут, что входит в обязанности и какова ставка», — говорит юрист Леонид Чорба. Если работник оформлен официально, то его автоматически защищает общее законодательство, в первую очередь Кодекс законов о труде. «В частности, за сверхурочные работы положена оплата по двойной ставке и только при наличии специального приказа по предприятию и с согласия работника», — напомнил Чорба.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |