ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
«Не было бы контрабанды — не было бы Одессы...
17.10.2013 / Газета: Слово / № 41(1060) / Тираж: 14515

О чем рассказали две старые пилы, и чем же так ценен макет криминального тоннеля: уникальный одесский музей пополнился новыми экспонатами

Летом этого года мы сообщали об открытии Одесского музея контрабанды. Напомним: он расположен на улице Екатерининской, его владелец и директор Александр Отдельнов знает об истории контрабандного <дела> очень много и щедро делится этими познаниями с посетителями музея-изюминки.

«Они золотые?»

На днях музей пополнился новыми экспонатами. Причем, весьма неожиданными. Ну сами представьте: какой бы музей порадовался: старым пилам? Между тем, радоваться и в самом деле есть чему. Ибо пилы эти непростые.

Старые пилы, которые вы видите на фото, передал в дар музею одессит Сергей Стеблиненко. Какое же отношение столь старые и даже где-то <сомнительные> предметы имеют к контрабанде? Так и тянет вспомнить Паниковского и задуматься: <Может, они золотые?>

Нет, самые обыкновенные, и в то же время <эксклюзивные>. Оказывается, они использовались при работе в катакомбах при резке камня — одна из них подрезная, вторая — нарезная. А катакомбы, как напомнил Александр Отдельнов, ну самым теснейшим образом связаны с контрабандным <движением>. Тут, как почти в шутку говорит директор музея, прослеживается такая историческая цепочка:

— Не было бы катакомб — не было бы контрабанды, а не было бы контрабанды — не было бы и Одессы в том виде, какой мы ее знаем на сегодняшний день. А если бы не было пил, которые сегодня передают в дар нашему музею, то никогда бы ничего и не получилось. Мы не даем никаких оценок контрабанде, мол, хорошо это или плохо. Мы просто говорим об этом явлении и о его месте в истории.

Проще говоря, город, стоящий на катакомбах, с самого начала своего возникновения был связан с развитием не только торговых, морских, но и контрабандных путей. Более того, именно катакомбы считались сердцем <контрабандного дела>. Через сами катакомбы перевозились и те товары, образцы которых теперь можно видеть в музее. Именно подземелья активно использовались на протяжении более 50 лет для переброски контрабанды. Кстати, ее поток порой достигал 90% от общего объема грузопотока, входящего в наш порт. Впечатляет? (Думаю, в настоящее время эта цифра не меньше, если не больше, — прим. редактора.)

Пилы, которые Сергей Стеблиненко передал в дар музею, были им совершенно случайно обнаружены на чердаке собственного дома. Обе они принадлежали его деду, который всю жизнь проработал резчиком камня-ракушечника, используемого и для строительства Одессы, и для расширения и углубления природных катакомб. Так что обе пилы — это еще и своеобразный кусочек той Одессы, которая развивалась и строилась одновременно с таинственной жизнью катакомб. Как видим, эта жизнь до сих пор вызывает неугасающий интерес современных исследователей.

— Форма пил не менялась с момента создания города. Можно сказать, что этими пилами построен и город, и катакомбы под ним, — говорит Сергей Стеблиненко.

От истории — к контрабанде наших дней

Музей пополнился еще одним экспонатом, красноречиво поведавшем о жизни контрабандистов уже наших дней. Совсем недавно окончился суд над группой контрабандистов, орудовавшей в Ужгороде. Там, на окраине (<на последней улице города, в последнем доме>) <благополучно> располагался тоннель Ужгород-Словения, по которому в течение около 8 лет туда-сюда сновали 15 вагонеток с контрабандным товаром XXI века — сигаретами. Макет этого уникального в своем роде тоннеля теперь представлен в музее.

— Этот случай стал одним из самых беспрецедентных в истории современной контрабанды, — рассказывает автор работы Сергей Торпиль. — Макет этого <метро> я с удовольствием изготовил и передал музею.

Макет и связанная с ним история вызвали бурю восторга у посетителей музея. Одесситы — народ с юмором и жилкой предприимчивости. Тут же возникли соответствующие вопросы и <деловые> предложения. Дело в том, что сам музей контрабанды располагается в подвальном помещении, что и послужило возникновению <идеи>: а не создать ли непосредственно <на месте>, прямо здесь, тоннель для перегона спирта из Приднестровья в Одессу?

Если все это — шутка, то планы у музея как раз очень даже нешуточные.

К примеру, Сергей Стеблиненко уверен, что если каждый из нас пороется на собственных чердаках или в сараях, то в обязательном порядке отыщет что-то для передачи в дар Одесскому музею контрабанды — как в случае с пилами. И вообще, пора уже объявить специальный день подарков.

Как рассказывает Александр Отдельнов, в планах музея — издание сборника рассказов о том, как в восьмидесятые годы граждане СССР, переезжавшие на постоянное место жительства за границу, порой самыми немыслимыми способами умудрялись провозить те или иные запрещенные вещи (а запрещалось практически все, хотя речь шла о предметах, которые принадлежали самим гражданам!). Директор музея заверяет, что все эти истории — одна другой невероятнее, и всем без исключения будет небезынтересно ознакомиться с подобной изобретательностью советских граждан, рвавшихся из СССР за рубеж, на ПМЖ.

Тут же поступило очередное предложение-шутка (тоже чисто одесское): а не думает ли, мол, музей издать заодно и учебное пособие по теории и практике перевозки контрабанды, с учетом условий современности?

Автор: Мария КОТОВА


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту