![]() |
|
![]() |
![]() |
Во всяком случае, именно так заверяют руководство этого предприятия и Департамент экологии Одесского горсовета
На днях ГУ ГСЧС в Одесской области сообщило о том, что спасатели ликвидировали химическое облако, возникшее вследствие утечки аммиака при аварии на причале № 3 порта Южный. При загрузке южнокорейского судна аммиаком произошла разгерметизация фланцевых соединений трубопровода. По предварительным данным, вытекло около 200 л аммиака, в результате чего образовалась аммиачная туча.
На предприятии повышенной опасности
Сейчас, как заверяют спасатели, никакой угрозы жителям Одессы и Южного нет. За нарушение порядка осуществления деятельности, направленной на искусственные изменения состояния атмосферы и атмосферных явлений, предусмотренной ст. 78-1 КУоАП, Государственной экологической инспекцией Северо-Западного региона Черного моря капитана судна привлекли к административной ответственности.
Однако, по сути, мы с вами были в шаге от трагедии, называемой техногенной катастрофой. Как-то сразу забываешь, читая такие новости, что живем мы в курортном районе. Сразу же сами собой приходят тяжелые мысли о других «горячих точках» Одессы, грозящих огромной бедой. Один нефтеперерабатывающий завод (НПЗ), который опять недавно вступил в полный рабочий режим после достаточно долгого простоя, чего стоит... Тем паче, что происхождение загадочных одесских ароматов многие экологи и общественники связывают именно с ним.
ПАО «ОНПЗ» недавно был продан группе «ВЕТЭК» (восточно-европейской топливно-энергетической компании), объединяющей энергетические активы, которыми сегодня владеет украинский бизнесмен Сергей Курченко. Завод с недавнего времени снова заработал, и его горящий факел можно наблюдать, проезжая маршрутом 20-го трамвая по одному из самых депрессивных районов города.
Мы едем на вновь заработавший завод через колдобины, характерный запашок «приветствует» нас при приближении к предприятию. То ли керосином несет, то ли чем-то «паленым» попахивает, то ли всем вместе, определить трудно. Попасть на завод — целая история. Ничего удивительного: заместитель главного инженера ОНПЗ по промышленной безопасности с газоанализатором на груди (здесь без них не работают) Сергей Слободян поясняет:
— У нас предприятие повышенной опасности, объект режимный. Работаем круглосуточно. Без средств защиты здесь находиться нельзя, курить тоже категорически запрещается...
Далее следует серьезный инструктаж и проверка документов. Собственно, сама территория завода для человека «непосвященного» мало о чем вам расскажет. Здесь нет привычных цехов, только трубопроводы за трубопроводами.
Конечно же, соответствующий «запашок» сопровождал нас и в ходе экскурсии. На мой вопрос о нем Сергей Слободян заверил:
— Да, есть легкий характерный запах. Уверяю вас, он не опасен. Мы же тут все, как видите, с газоанализаторами ходим.
Запахи — не от нас
На самой территории ОНПЗ нам, собственно, побывать разрешили лишь на двух точках. Увидели мы установки первичной переработки нефти и комплекс гидроочистки, проехались по территории на автобусе — и все, пожалуй. А вот разговор с руководством завода а также с и.о. первого замдиректора Департамента экологии и развития рекреационных зон Одесского горсовета Владимиром Созиновым получился более информативным и насыщенным. И о том факте, что зачастую многие экологи называют ОНПЗ первым в адресах тех, кто «портит» в Одессе воздух — в том числе.
— В соответствии с решением исполкома Одесского горсовета ОНПЗ первым внедрил автоматизированную систему экологического мониторинга (АСЭМ). Кроме того, могу вас заверить, что «ссылки» на то, что именно этот завод загрязняет воздух в Одессе, являются не более чем домыслами. Причем, созданными по политическим мотивам, — заверяет Владимир Созинов.
Как рассказывает генеральный директор ПАО «ОНПЗ» Валерий Чахеев, целью создания АСЭМ было получение объективной информации о содержании в атмосферном воздухе санитарно-защитной зоны предприятия загрязняющих веществ при его работе в штатном режиме. И это не удивительно: тема про «наши ароматы» возникла не в этом и даже не в позапрошлом году.
— Оборудование комплекса измеряет экологические параметры, обрабатывает полученную информацию, проводит непрерывную диагностику технических средств, — говорит Валерий Чахеев. — Контролю подлежат: метеорологические характеристики атмосферного воздуха (температура, влажность, давление, направление ветров); концентрации в атмосферном воздухе сернистого ангидрида, углеводородов суммарных, сероводорода, двуокиси азота, аммиака (мг/мЗ). АСЭМ представлена четырьмя постами контроля, расположенными на границах санитарных зон. Посты контроля обеспечивают измерение концентраций химических веществ в воздухе и параметров окружающей среды; диагностирование собственных программно-технических средств; отображение на встроенных дисплеях значений измеряемых параметров и диагностической информации и так далее.
Итак, в «случае чего» срабатывает датчик-газоанализатор. Сигнал тут же поступает на рабочее место оператора, а при вероятности возникновения чрезвычайной ситуации
— по телефонной связи в соответствующие государственные службы города.
Как пояснил мне Сергей Слободян, первыми в случае ЧП на заводе узнают одесситы, проживающие в близлежащих районах (к примеру, на Слободке) — по сигналу сирен.
— Все резервуары на заводе теперь оборудованы специальными понтонами, насосы — системой двойных уплотнений, — говорит Валерий Чахеев.
— Плюс к тому, на заводе есть и передвижная эколаборатория. Регулярные проверки Государственной экологическои инспекции никаких нарушений природоохранного законодательства на ПАО «ОНПЗ» не выявили, о чем имеется соответствующий акт контролирующего органа. Когда следуют заявления, что на НПЗ, мол, ведутся какие-то ночные работы по сливу и наливу нефти, то я бы хотел поинтересоваться: откуда информация? Слив и налив производится только в светлое время суток, и никаких «контрабандных» работ у нас не бывает. Более того, могу еще сказать, что в периоды, когда жители города начинают жаловаться на запахи, мы тоже их ощущаем. Вот только они исходят не с территории завода, а наоборот: их ветром заносит к нам, особенно в летний период. Не знаю, может быть, это поля фильтрации издают «ароматы».
Подытоживая все сказанное, Владимир Созинов заверил, что в последнее время все показатели загрязнения воздуха в Одессе имеют тенденцию к понижению.
Остается добавить, что руководство завода заверяет, что предприятие выходит на нормальный технологический режим, ОНПЗ сейчас начинает производство автомобильных бензинов повышенного качества, соответствующих Евро-4. Вся продукция завода будет реализовываться как покупателям Украины, так и зарубежным торговым компаниям.
Что до вопроса, кто же тогда «портит воздух» в Одессе, то, как это ни смешно, однозначного ответа на него мы так и не знаем. Посему ильфо-петровским посылом: «дышите глубже — вы взволнованы», одесситам следует руководствоваться по-прежнему с большой осторожностью.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |