![]() |
|
![]() |
![]() |
Студенты Одесского национального политехнического университета стали первой украинской командой, принявшей участие в соревнованиях Formula Student.
Для справки. Formula Student («Формула Студент») — инженерное студенческое соревнование. Суть его заключается в том, что студенты проектируют и строят небольшой гоночный автомобиль и потом выставляют его на соревнование. Но сперва проект должен пройти техническую инспекцию, затем команды по очереди ведут импровизированные переговоры с заказчиком, представляя развернутый анализ стоимости автомобиля. Последний этап — тестовый заезд машин, которые прошли в финал.
Все началось с... «Макдональдса»
Именно в этом заведении будущие машиностроители впервые обсуждали, как сделать свой первый автомобиль. Ребята только вернулись с практики в Германии, где увидели, что их ровесники не только осваивают теорию, но и с успехом применяют знания на практике — самостоятельно строят гоночные машины. На первом «макдональдсовском заседании» были всего три человека — Дмитрий Орленко, Роман Жужа и Вадим Хамрай, который и стал капитаном будущей команды, получившей название FS ONPU. Сперва желающих стать «гонщиками» было хоть отбавляй, а вот когда дело дошло до работы, то остались девять человек. Начинать пришлось практически с нуля, так что год ушел на одно только усвоение теории. Причем основной проблемой оказалось почти полное отсутствие русскоязычной литературы о проектировании таких машин. Приходилось использовать книги по проектированию и конструированию легковых автомобилей, в которых можно было найти базовые расчёты. Однако новейших разработок по проектированию сверхлегких болидов в них не было. Вот ребята и осваивали по иностранным учебникам все технические новинки вместе с английским языком, на котором написаны пособия.
Потом началась разработка и изготовление машины. И пошла ошибка за ошибкой. Спроектировали раму (каркас машины), начали ее строить. А когда построили, то оказалось, что сначала нужно было спроектировать подвеску (совокупность деталей, узлов и механизмов, связывающих корпус машины с колесами). Пришлось переделывать все заново. Исправили эту ошибку, но при попытке сборки оказалось, что не учли расположение двигателя. И так повторялось едва ли не с каждой деталью. Команда уже сбилась со счета, сколько раз все приходилось переделывать заново.
Потому вместо запланированных нескольких недель на каждый этап работы уходило по два-три месяца. О выходных или каникулах и речи быть не могло. Летом целый месяц с утра до вечера ребята сваривали детали в гараже, часто даже на обед не отвлекаясь — подпитывались только чаем. А в последнюю неделю перед соревнованиями в мастерской пришлось в прямом смысле слова жить — нужно было закончить изготовление недостающих деталей, все привести в порядок, покрасить.
Ребята со смехом вспоминают трудовые ночи:
- Все забыли, кто на какую специальность учится. Программисты, экономисты, инженеры шлифовали красили, варили и собирали машину.
Сон отгоняли литрами кофе и шутками.
И любые дороги дороги
Впервые автомобиль собрали в последнюю ночь перед выездом на соревнования. И сразу же разобрали — у команды не было транспорта, чтобы везти свое творение целиком. К месту соревнований решили добираться на автомобиле. Рассчитали, что до Венгрии доберутся за три дня. Но не тут-то было... Вместо запланированных 80-100 километров в час местами приходилось ехать 20-40. Ведь багажник был наполнен деталями от машины, а каркас болида находился на крыше. Ребята не могут сдержать смех, когда рассказывают о прохождении таможни:
- Один таможенник подошел к нам и сказал, что сани нужно готовить зимой. Смысл этой фразы мы поняли, когда второй таможенник спросил, едем ли мы на бобслей (вид спорта, представляющий собой скоростной спуск с гор по специально оборудованным ледовым трассам на управляемых санях — бобах — А. К. ). Ответили, что да...
Посмеялись, конечно, ведь дело было в конце августа.
Еще больше такой груз на крыше легкового автомобиля удивил венгерскую полицию — в Будапеште за ребятами несколько кварталов ехала полицейская машина. Правда, останавливать странных перевозчиков они не стали.
В статике и динамике
Сказать, что нашим ребятам было сложно на соревнованиях — мало.
Особенность данного проекта в том, что за изготовление самой машины можно было получить 675 баллов, а остальные 325 приходились на т. н. статическую часть — экономический отчёт, презентацию инженерной конструкции (целесообразность и проработанность технических решений), техническую инспекцию и бизнес-план. Последний раздел защищал третьекурсник Миша Алексеенко. Не имея опыта, он написал бизнес-план по примерам, найденным в интернете. Конечно, было допущено немало ошибок, но теперь Миша точно сможет выполнить главную задачу — подготовить всю документацию по машине, провести все экономические расчёты и убедить потенциального инвестора (то есть судей) вложить в проект деньги.
Затем наступило время динамических дисциплин — разгон на 75 метров, «восьмерка», автокросс и гонка «на выживание».
Автокросс — это заезд на один круг по трассе на выносливость, а сама гонка на выносливость — 23 километра без дозаправок с одной обязательной сменой пилота. В «восьмёрке» оценивают способность автомобиля проходить повороты на высокой скорости. По прохождению дистанции также оценивается экономичность автомобиля, что приносит дополнительные баллы. Тут всё по-настоящему: и драйв, и скорость, и технические решения. Так, три года назад на немецком этапе у регенсбургской команды машина в прямом смысле превратилась в столб пламени. Гонщик успел вовремя выпрыгнуть из машины и не пострадал; одним из условий технической инспекции является возможность выйти из машины за пять секунд, а ещё не стоит забывать о тестах на торможение, перевороте, уровне шума, устойчивости к дождю и других, не менее важных особенностях. В ином случае машину просто не выпустят на трассу.
От «Формулы Студент» до «Формулы-1»
Что стимулировало наших ребят, так это перспектива.
- Едва ли не половина разработчиков машин для соревнований «Формула-1» начинали с «Формулы Студент», — рассказывает капитан команды Вадим Хамрай.
Кстати, ему и Александру Романову уже поступило интересное предложение. Немецкая компания по производству шин и автокомпонентов Continental AG пригласила ребят к себе на двухгодичную стажировку. Правда, пока парни решили повременить с заграничным опытом. Сначала нужно выйти на достаточно высокий уровень владения своей профессией, а уже потом замахиваться на заграничные перспективы, считают они.
На нашу команду обратили внимание и другие иностранные компании. SolidWorks бесплатно прислала ребятам три диска с программами для проектирования автомобиля на компьютере. А крупнейший в мире поставщик программного обеспечения Autodesk предоставил команде и машиностроительному факультету лицензии на 120 своих программ. Программы от ANSYS помогали в рассчетах на прочность. Двухмесячные переговоры увенчались успехом — ни один другой украинский вуз не может похвастаться, что его преподавательскому составу либо ученикам предоставили лицензионное программное обеспечение стоимостью в несколько десятков тысяч долларов, не говоря уже об опыте работы с ним.
А что будет дальше?
Едва вернувшись из Венгрии, ребята принялись за новую работу: хотят построить автомобиль с учетом всех ранее допущенных ошибок. Для этого сейчас проводится набор новых участников — девяти человек для такого проекта слишком мало. Это наши политехники особенно остро ощутили на соревнованиях: так, немецкая команда Gratz состояла из 60 человек и неудивительно, что являлась одним из фаворитов. Новичков будут обучать прямо в процессе работы — уже расписан план разработки нового автомобиля, который через год поедет на «Формулу Студент».
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.007Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |