ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Вершки и корешки одесского аэропорта
06.11.2013 / Газета: Окна / № 20(421) / Тираж: 5002

Одессу часто называют морскими воротами Украины, но есть у города и другие ворота — воздушные. И как морской порт одесский аэропорт регулярно попадает в заголовки местной прессы, причем далеко не всегда информационные поводы для этого позитивные. А уж после того как два года назад «Международный аэропорт Одесса» фактически передали частной компании, которая обязалась провести реконструкцию, внимание к нему повышенное.

Первым делом — приватизация

Одесский аэропорт был построен чуть более 50 лет назад, и на тот момент считался современным комплексом. Однако за прошедшие годы авиационное дело шагнуло далеко вперед, а вот одесский аэропорт с его инфраструктурой остался на месте — ни терминал, ни взлетно-посадочная полоса практически не реконструировались. При этом по пассажиропотоку аэропорт некоторое время был на втором месте в Украине, проигрывая только «Борисполю», сейчас же занимает четвертую позицию с 900 тыс. путешественников в год.

Из-за неудовлетворительного состояния взлетно-посадочной полосы (ВПП) сократилось и без того небольшое число авиаперевозчиков, оперирующих в Одессе, — отказались летать в Южную Пальмиру «Австрийские авиалинии» и израильский «Эль Аль». Ну а маленький терминал много лет доставлял неудобства постоянно растущему потоку пассажиров и встречающих-провожающих. Так что реконструкция аэропорта назрела давно. Но так как речь шла о больших деньгах, центральные и местные власти, а также заинтересованные бизнес-круги никак не могли договориться, кто будет вкладывать деньги, а кто — получать весьма внушительные дивиденды. Ведь даже при всех недостатках аэропорт оставался одним из немногих прибыльных КП в городе, а уж после обновления можно будет говорить о многомиллионных доходах.

Отличная возможность довести аэропорт до ума предоставилась перед Евро-2012, ведь реконструкция воздушных ворот была обязательным условием для проведения чемпионата. Началась эпопея с определением, кто же займется работами. По идее большую часть суммы должно было выделить государство, но так как еще в 1999 г. аэропорт был переведен из госсобственности в коммунальную, правительство умыло руки. Начались сомнительные тендерные процедуры, которые выиграла некая «солидная» фирма «Гепард плюс» с уставным фондом всего 45 тыс. грн.

Возмущению общественности не было предела, на страницах СМИ и телеэкранах велись словесные баталии, но ситуация разрешилась неожиданно — Одесса выбыла из числа претендентов на проведение футбольного чемпионата, и «Гепард» сам сошел с дистанции, отказавшись подписывать инвестиционный договор, так как без Евро выгода от аэропорта будет меньше, чем рассчитывали. Городские власти пообещали реконструировать аэропорт своими силами, но дальше обещаний дело не пошло.

Новому городскому голове Алексею Костусеву удалось превзойти своего предшественника Эдуарда Гурвица и сделать то, что тому оказалось не по силам. Нет, речь не о строительстве нового суперсовременного аэропорта, а о передаче его в частные руки. Летом 2011 г. горсовет со скандалом утвердил решение, согласно которому параллельно с существующим КП «Международный аэропорт Одесса» создается ООО с таким же названием (видимо, чтобы никто не догадался о смене формы собственности). В этом ООО 75% имущества аэропорта бесплатно и без конкурса (остальные игроки просто отказались от участия в тендере) передали частной компании «Одесса аэропорт девелопмент» и только 25% остались у городского коммунального предприятия.

Причем частникам досталась часть инфраструктуры, приносящая прибыль, а городу — техсооружения вроде ВПП, без которой работа аэропорта невозможна, но и заработать непосредственно на ней не получится.

Почти как в сказке про вершки и корешки. Эксперты предупреждают, что при таком раскладе может сложиться ситуация, когда весь доход идет частному собственнику, а город продолжает нести большую часть расходов по содержанию аэропорта.

Кроме того, «Одесса аэропорт девелопмент» получила в аренду на 49 лет участок площадью 45 га, за который будет платить почти в 10 раз меньше рыночной цены, — 5 млн. грн. в год. А сам терминал будет построен на территории в несколько гектаров, ранее занимаемой фруктовым садом, — и предприятие только компенсирует городу стоимость зеленых насаждений (700 тыс. грн.), но не стоимость земли.

Солидный инвестор с тысячей в кармане

Компания, удостоившаяся чести реконструировать одесский аэропорт и заодно получила его в частную собственность, заслуживает ближайшего рассмотрения. Она была создана специально под проект реконструкции, а ее уставной фонд составил... 1 тыс. грн. По сравнению с этим «Гепард плюс» выглядит почти «Газпромом».

Во время обсуждения решения городской голова и его помощники утверждали, что за компанией стоят очень серьезные инвесторы, которые вложат в аэропорт сотни миллионов, построят новый терминал и ВПП. Имена инвесторов чиновники так и не раскрыли, зато журналисты в качестве наиболее вероятных приватизаторов называют одесских бизнесменов Бориса Кауфмана и Александра Грановского, владельцев «Финбанка», гостиниц «Пассаж» и «Бристоль» и других объектов.

Поговаривают также, что за одесскими предпринимателями стоят более влиятельные лица, след к которым тянется к Администрации Президента. Как водится, никаких доказательств этому нет, но такая версия объяснила бы, почему центральная власть с легкостью позволила приватизировать аэропорт и фракция Партии регионов проголосовала за решение в полном составе.

Несмотря на обещания золотых гор, точнее, терминала и ВВП, инвестор не спешил начинать работы, хотя планировалось, что они стартуют летом 2012 г. Разногласия возникли по поводу того, кто должен финансировать сооружение ВПП. Хотя в инвестдоговоре прописано, что это должен делать собственник за свои или по крайней мере кредитные деньги.

Odessa Airport Development не горела желанием выделять средства, так как при разделе имущества полоса осталась в собственности города. В 2012-м фракция ПР в Одесском горсовете даже пыталась протолкнуть решение о внушительном кредите на 116 млн. долл. для КП «Международный аэропорт Одесса», но после шквала критики вопрос с повестки дня сняли.

Кстати, в пресс-службе аэропорта нам объяснили, что инвестор не обязан был финансировать строительство полосы, а только обещал «способствовать поиску средств». Вариант, предложенный ранее инвестором, о взятии кредита под государственные гарантии, не устроил городскую громаду и был отклонен. Сейчас государство нашло возможность обо-йтись без такого кредита. Участие инвестора в финансировании строительства ВПП не предполагалось, готовая полоса останется в госсобственности», — сообщила глава пресс-службы аэропорта Мария Попович.

Полоса государственная, доходы частные

[Пассажирский терминальный комплекс ООО «Международный аэропорт «Одесса»]

Видимо, чтобы дело сдвинулось с места, необходим серьезный повод, скажем, в виде чемпионата Европы по баскетболу, который должен пройти на Украине в 2015 г. Пусть размах тут не такой, как с Евро-2012, турнир довольно представительный, и чтобы принимать поток туристов, обновленный аэропорт просто необходим. Возможно, поэтому весной нынешнего года работы по возведению нового терминала наконец стартовали. Хотя, скорее всего, причина в том, что удалось решить вопрос с ВПП. После разговоров об инвестициях частных собственников строить ее будут все-таки за государственные деньги. Во время недавнего визита в Одессу вице-премьер Александр Вилкул заявил, что Кабмин выделит на нее 1,68 млрд. грн. (210 млн. долл.) из госбюджета. При этом строительство терминала, которое легло на плечи владельцев,

г-н Вилкул оценивает максимум в 70—80 млн. долл., а ранее и вовсе звучали цифры 45—60 млн.

Так был ли смысл передавать аэропорт в частные руки, чтобы собственник осуществил его реконструкцию, если в итоге государство все равно должно вложить в три раза больше средств, а вся прибыль достанется владельцам? Раз уж получилось найти более 200 млн. на строительство полосы, нельзя ли было привлечь еще 50—60 млн., пусть даже заимствований, и построить терминал своими силами, не отдавая одно из самых прибыльных коммунальных предприятий (тем более что «Одесса девелопмент» недавно само взяло кредит в $30 млн.)? Ответы на эти вопросы кажутся очевидными, но мэр Костусев о передаче аэропорта в частные руки совсем не жалеет.

Отвечая на своей странице в Фейс-буке на вопрос пользователя, он заявил: «Я не буду долго рассказывать, кому и что принадлежит в аэропорту. Главное не в этом, а в том, что Одесса получит новый пассажирский терминал стоимостью примерно $70—80 млн., не потратив из городского бюджета ни копейки. И пассажиров не будут волновать вопросы: в чьей собственности находится терминал, в чьей — взлетно-посадочная полоса (ВПП). Главное для каждого авиапассажира — это безопасность и комфорт, независимо от формы собственности».

Может, простых одесситов и впрямь не будет волновать форма собственности аэропорта, но для городского головы такие рассуждения кажутся обывательскими. Ведь форма собственности определяет, кому предприятие будет приносить миллионную прибыль — частным собственникам или городу. А это по большому счету касается каждого одессита, ведь поступления в бюджет — это ремонт дорог, социальные выплаты, финансирование школ и детсадов и многое другое. Самое забавное, что г-н Костусев активно противостоял попыткам прежнего городского головы Гурвица приватизировать аэропорт. Во время предвыборной кампании он заявил, что мэр не хочет оставлять свой пост потому, что «аэропорт еще не уворовали». Видимо, нынешнюю приватизацию городской голова не считает подходящей под определение «уворовали».

Улетные перспективы

Реконструкция аэропорта все же началась, и это, безусловно, плюс. Изначально планировалось, что площадь нового комплекса составит 26 тыс. кв. м, а пропускная способность увеличится с 40 до 100 пассажиров в час, так что предприятие сможет обслуживать 1,5—2 млн. человек в год. В сентябре Алексей Костусев сообщил, что были найдены дополнительные средства и площадь терминала будет не 26, а 29 тыс. кв. м. Власти обещают, что это будет один из лучших комплексов на Украине с зоной прилета-отлета, транзитной зоной, 8 выходами на посадку. Также предусмотрены 16 стоек регистрации, киоски автоматической регистрации на рейс, лифты, эскалаторы и система автоматического розыска багажа, парковка на 800 мест.

Как рассказал «2000» директор аэропорта Виталий Портянко (кстати, назначенный на эту должность только в сентябре), сейчас на стройплощадке идет установка закладных деталей на каркас для дальнейшего монтажа кровли, и уже к зиме здание должно быть под крышей. После этого начнутся внутренние работы, а окончательная сдача объекта запланирована на сентябрь 2014 г.

Со взлетно-посадочной полосой дело обстоит немного сложней. Как сообщил Александр Вилкул, длина новой ВПП составит 2800 м, а значит, аэропорт сможет принимать самолеты дальнемагистрального следования. Однако нынешняя полоса имеет ту же длину, и некоторые эксперты стали заявлять, что с такими условиями одесский аэропорт все равно останется провинциальным, так как этого достаточно только для среднемагистральных лайнеров, а для дальних необходима полоса минимум в 3000 м.

Виталий Портянко несколько прояснил для нас ситуацию: «Расчетным типом самолета для ВПП был принят Боинг 767-200. Для него требуется ВПП длиной 2800 м, но с принципиально другими прочностными характеристиками, чем у нынешней полосы. Новая ВПП будет иметь многослойное покрытие. Закладка таких прочностных характеристик позволит в будущем увеличивать длину полосы до 3200 м для приема любых типов воздушных судов». Кстати, Боинг 767-200 также считается авиалайнером, предназначенным для совершения полетов средней и большой протяженности и рассчитан на дальность полета до 9400 км. Расстояние между Одессой и, к примеру, Нью-Йорком составляет около 7500 км, а вот до Сиднея лететь почти 15 тыс. км, так что прямых рейсов в Австралию пока можно не ждать.

В данный момент продолжаются подготовительные мероприятия, предваряющие начало строительства взлетно-посадочной полосы, идут согласования. Завершение работ первого пускового комплекса, которые включают строительство новой ВПП, рулежной дорожки и реконструкцию существующего перрона (5 мест стоянок, в том числе стоянка под Б767-200) планируется к январю 2015 г.

Реконструкция одесского аэропорта откроет новые перспективы не только перед самим учреждением, но и перед регионом. Руководство аэропорта надеется, что Одесса может стать новым транспортным хабом для всего юга Украины, а в будущем и для Черноморского региона и составит конкуренцию кишиневскому, а затем и стамбульскому аэропортам. По словам г-на Портянко, уже сейчас под будущую реконструкцию пришло 9 новых авиакомпаний. Совсем недавно Одесса встретила первый рейс лоукост-авиакомпании Flydubai по маршруту Одесса — Дубай.

Одесситы теперь смогут летать не только в Объединенные Арабские Эмираты, но и через Дубай по более чем 200 направлениям, ведь этот город является крупным транспортным хабом, особенно в Юго-Восточную Азию. Билет в оба конца обойдется в $450—700 в зависимости от времени бронирования и других факторов. Ведутся переговоры с «Эйр Астана» об открытии сообщения со Средней Азией, а в будущем, если все будет развиваться так, как планирует руководство аэропорта, можно ожидать, что в Одессу начнут летать и другие авиакомпании, в том числе лоукосты, то есть бюджетные авиалинии.

Остается надеяться, что процесс реконструкции «Международного аэропорта Одесса» будет проходить не так противоречиво, как его передача в частные руки, и у прессы появится повод писать о достижениях предприятия, а не о запутанных коррупционных схемах. Если в итоге город действительно получит современный, комфортабельный и грамотно спроектированный аэропорт, может, одесситы действительно будут меньше задумываться о форме собственности, но, учитывая наши реалии, вопрос о передаче в частные руки все равно будет подниматься неоднократно.

Автор: Мария БЕЗЧАСТНАЯ


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.006
Перейти на повну версію сайту