![]() |
|
![]() |
![]() |
В Москве состоялась международная конференция «20 лет Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: межпарламентский вектор взаимодействия государств-участников Содружества Независимых Государств».
В работе международной конференции принимала участие делегация Верховной Рады Украины во главе с народным депутатом Сергеем Гриневецким, председателем постоянной делегации ВРУ в межпарламентской Ассамблее СНГ.
Наш земляк принял участие в работе международного форума, где выступил перед парламентариями. Его взгляд на процессы, которые сегодня развиваются на постсоветском пространстве, думаем, будет интересен и нашим читателям.
Сама история Совета Федерации отражает сложные процессы становления парламентаризма не только в России, но и в других новых государствах, созданных после распада СССР. Драматические события осени 1993 года продемонстрировали необходимость создания механизма правовых сдержек и противовесов, которые бы обеспечивали политическую стабильность в государстве и служили гарантией от деструктивного противостояния различных ветвей власти.
В Украине внимательно изучают политические процессы в России. Ведь, несмотря на то что политические системы двух стран развиваются по разным направлениям, у них есть одна сходная черта — стремление найти баланс между политико-партийным представительством и представительством регионов.
Совет Федерации стал не только голосом регионов России, но и во многом гарантировал стабильную работу Федерального Собрания.
непрерывность и преемственность законодательного процесса, конституционную целостность.
Хотелось бы особо отметить ту роль, которую обретают сегодня законодательные органы власти в решении внешнеполитических проблем. Можно уверенно говорить, что институты межпарламентского сотрудничества СНГ, прежде всего, Межпарламентская Ассамблея, выступают сегодня основными каналами парламентской дипломатии на постсоветском пространстве.
Мы все являемся свидетелями неоднозначности и противоречивости проходящих ныне интеграционных процессов, ожесточенных споров о будущем отношений в контексте намерений Украины подписать соглашение об ассоциации с Европейским Союзом.
Вместе с тем, приходится признать, что в дискуссии вокруг выбора Украины в пользу того или иного вектора интеграции, несмотря на использование экономических аргументов, гораздо больше политики, чем собственно экономики.
И причину тому надо искать в Дефиците доверия, который образовался в отношениях наших стран в последнее время.
Тому примером многочисленные подписанные, но так и не реализованные соглашения и меморандумы, касающиеся разных сфер научно-технического и экономического сотрудничества. Есть пример и более конкретный — ситуация, связанная с реализацией Будапештского Меморандума от 5 декабря 1994 года «О гарантиях безопасности в связи с присоединением Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия».
Еще три года тому назад, 6 июля 2010 года, 345 депутатов проголосовали за Постановление Верховной Рады «Безъядерному статусу Украины — реальные гарантии», в котором депутаты обратились к законодательным органам США, Великобритании, Франции, России и Китая с призывом юридически закрепить договоренности с Украиной. Это обращение было принято вскоре после подписания Харьковских соглашений и принятия закона, согласно которому провозглашалось проведение политики внеблоковости.
Однако решения от стран-гарантов так и не последовало, причем от всех. Вместе с тем, по моему мнению, заключение такого соглашения во многом способствовало бы существенному улучшению отношений между нашими странами.
Тем более что есть примеры конструктивного украинско-российского сотрудничества в рамках Содружества независимых государств. Благодаря Межпарламентской Ассамблее СНГ мы имеем уникальную площадку для обмена опытом законотворчества, подготовки модельных законов, в особенности в сфере безопасности, противодействия новым угрозам и вызовам.
В то же время мы не можем закрывать глаза на то, что в нашем межпарламентском сотрудничестве остается немало проблем. Часть из них возникла недавно — под влиянием экономических и политических процессов, которые происходят в странах СНГ.
Так, в экономической сфере все более очевидным становится то, что большинство государств Содружества постепенно отдаляются друг от друга.
Такое положение объясняется не только ориентацией постсоветских стран на разновекторные модели экономического развития, но и переориентацией внешнеэкономических связей на партнеров за пределами СНГ, прежде всего, на растущие рынки стран Азии, Африки и Латинской Америки.
В целом же деятельность Межпарламентской Ассамблеи все больше развивается в русле общемировых тенденций повышения роли региональных структур в международной политике, экономике и гуманитарной сфере.
Хотел бы в данном контексте упомнить еще один важный момент. Еще в сентябре 2004 года Советом глав правительств стран Содружества была утверждена Концепция межрегионального и приграничного сотрудничества государств — участников СНГ, где определены основные направления и виды межрегионального сотрудничества, а также меры по его стимулированию.
Но, как это нередко бывает, качественный документ не нашел должного воплощения в жизни, за исключением пусть недолговечного, но эффективного сотрудничества регионов Украины и России в рамках созданного в 2003 году в Одессе Постоянно Действующего Рабочего Совещания глав регионов Украины и России «Содружество регионов».
Этому во многом содействовал и тот факт, что сопредседателем данной организации с российской стороны был губернатор Орловской области Егор Семенович Строев, который до этого возглавлял Совет Федерации.
Очевидно, назрел момент вывести межрегиональное сотрудничество внутри СНГ на качественно новый уровень координации и взаимодействия. Речь может идти о создании Межрегиональной ассамблеи СНГ — консультативного органа, в который на добровольной основе входили бы административно-территориальные единицы стран-членов Содружества.
Активизация межрегионального сотрудничества, по моему мнению, позволит не только углубить отношения между государствами, но и снять напряжение в межэтнических и межконфессиональных отношениях, которое, к сожалению, мы можем наблюдать в ряде регионов наших стран.
Совет Федерации, представляющий интересы областей, краев и республик России, мог бы содействовать в реализации этой идеи.
Уверен, что, несмотря на временные проблемы, отношения Украины и России будут активно развиваться, и парламентам двух стран суждено сыграть в этом процессе важную роль.
Сергей ГРИНЕВЕЦКИЙ, народный депутат Украины.
В дискуссии вокруг выбора Украины в пользу того или иного вектора интеграции, несмотря на использование экономических аргументов, гораздо больше политики, чем собственно экономики
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.009Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |