ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
«Ситуация с пиратством на Дунае мало чем отличается от аналогичной в Аденском заливе»,
14.11.2013 / Газета: Слово / № 45(1064) / Тираж: 14515

— убеждены в Украинском Дунайском пароходстве, крупнейшем транспортном предприятии в Европе

Не успели украинские моряки пережить масштабное возвращение морского (океанского) пиратства, кое-как выработать меры индивидуального противодействия, как появились пираты новые — речные. Причем не где-нибудь, а в самом центре Европы. Налеты на суда, проходящие по Дунаю, стали для жителей отдельных государств прекрасным средством пополнить бюджет. О миллионных выкупах, как в Сомали, речь пока, правда, не идет, но...

Украинское Дунайское пароходство (УДП) заявляет об участившихся случаях пиратских нападений на его суда у берегов Румынии и Сербии.

Об этом говорится в официальном заявлении судоходной компании: «Читая радиограммы капитанов УДП, возникает вопрос: река Дунай — это водная артерия, которая по большей части протекает по территории стран Евросоюза, или где-то в Сомали? По статистике Украинского Дунайского пароходства, чаще всего нападения пиратов на несамоходные суда предприятия происходят на территории Румынии, государства входящего в Евросоюз, и Сербии, которая стремится присоединиться к ЕС. Поневоле приходит на ум сравнение с печально известным заливом».

Разбойники, как правило, довольствуются натурой, похищая грузы и обирая экипажи. Но и особых затрат от них этот промысел не требует: не нужно ни автоматического оружия, ни быстроходных катеров. Достаточно просто подняться на борт никем всерьез не охраняемого плавсредства и забрать все, что можно продать или использовать в личном хозяйстве. Причем, единичные случаи разбоя стали уже превращаться в систему, и скандал развернулся на международном уровне.

Сейчас, после политического дробления Европы, Дунай связывает десять государств — Германию, Австрию, Словакию, Венгрию, Хорватию, Сербию, Болгарию, Румынию, Молдавию и Украину. Это вторая по протяженности (после Волги) река Европы, но на каждую из стран приходятся сравнительно небольшие отрезки.

Новым центром пиратства стал участок Дуная на территории Румынии. Страдают пока, в основном, суда, принадлежащие национальному перевозчику Украины -Украинскому Дунайскому пароходству, которое базируется в Измаиле (Одесская область).

По данным судоходной компании, самым опасным участком является район от 240-го до 350-го километра Дуная, где производится переформирование толкаемых составов для прохождения рукавами Ворча и Бала. Это — территория Румынии.

Дело в том, что в период мелководья караваны барж не могут использовать основной судоходный путь, где много перекатов, и идут этим рукавом в обход. Но глубоководный рукав очень узкий и извилистый, так что в радиус поворота толкаемый теплоходом караван из 6-9 барж просто не вписывается. Его приходится делить на части: проведя одну группу из 3-4 барж с грузом, теплоход оставляет их на стоянке и возвращается за другой. Вот тут и начинают действовать пираты.

Как правило, нападениям подвергаются несамоходные суда, которые во время проводок находятся на якорных стоянках, без особого наблюдения экипажей судов-толкачей. Грабят, впрочем,и так называемые тентовые баржи — их экипаж состоит из двух человек, которые дать отпор пиратам не могут. Все чаще капитаны отмечают случаи, когда местное население грабит баржи в светлое время суток, никого не опасаясь.

Так, спрыгнув с берега на секции-баржи, грабители стали выносить находившийся на них металлолом, складировать его на берегу и грузить на машину. В экипаж теплохода-толкача, который пытался им помешать, полетели куски металла.

Происходит все на удивление просто и напоминает фильмы из эпохи гражданской войны. Во время стоянки к судну подплывают на нескольких лодках 15-20 человек и воруют все, что может представлять ценность. Речь идет не только о грузах, но и о судовом оборудовании — к примеру, тросах. Отбирают даже ценные вещи, деньги, спиртное и сигареты у моряков, после чего исчезают в неизвестном направлении.

— Румынская водная полиция обычно патрулирует участки только в светлое время суток, а во время ночных стоянок корабли практически беззащитны, — подчеркивают в службе безопасности УДП. — У пиратов, как правило, достаточно времени: от семи часов до полусуток — преимущественно именно в ночные часы. Между тем, Дунай — международная река, и каждое государство обязано обеспечивать защиту всех судов в своих территориальных водах.

Самое любопытное об этом беспределе известно международной общественности.

«На реке Дунай на территориях Сербии и Румынии орудуют пираты. Пока они действуют как мошенники — к судну причаливает лодка рыбака или мелкого торговца, который отвлекает членов экипажа, а в это время преступники, пробравшись на судно, сгружают ценные вещи», — сообщает «Радио ООН».

— Так, совсем недавно с теплохода «Капитан Жидков» поступило сообщение о том, что при формировании состава на 66-м километре рукава Борча было обнаружено отсутствие трех пломб на двух единицах и хищение груза пшеницы через носовой лаз в трюм, — рассказали в управлении УДП. — На следующий день капитан теплохода «Львов» доложил, что за время проводки состава в светлое время суток были украдены: с УДП-1922 — 5 люков бортовых отсеков; с SLG-005 — 2 люка бортовых отсеков, крышка цепного ящика; с SLG-020 — 4 люка бортовых отсеков, а также крышка цепного ящика.

На теплоходе «Белград» после проведения второй части воза и при возвращении назад за первой частью было обнаружено повреждение пломб и попытка хищения трех мешков по 500 кг соевого концентрата. Подобных случаев за последнее время — более десятка. Как правило, воруют грузы, крышки люков, силовые кабели.

По каждому факту нападения и грабежей капитаны теплоходов УДП составляют акты, а также информируют капитанов иностранных портов и местную полицию. Однако никакой реакции, как правило, не следует. В итоге грузополучатель недополучает предназначенные ему товары, а УДП подвергается штрафам, подрывается деловой имидж компании.

«Румыния и Сербия являются участниками Дунайской комиссии — организации, основной задачей которой является обеспечение безопасности судоходства на главной водной артерии Европы. Потому власти этих государств, как никто другой, должны заботиться о предотвращении противоправных действий на Дунае», — подчеркивается в тексте официального заявления.

Руководство Украинского Дунайского пароходства и работники плавсостава настоятельно требуют от властей Румынии и Сербии принять безотлагательные меры по обеспечению безопасности судоходства и предотвращению нападений на суда УДП.

СПРАВКА.

Акционерное общество «Украинское Дунайское пароходство «Украинское Дунайское пароходство» — национальный перевозчик грузов и пассажиров в Дунайском бассейне. Правопреемник Советского Дунайского пароходства, основанного в 1944 году. Является одним из крупнейших транспортных предприятий в Европе. Флот пароходства составляет около 600 единиц плавсредств.

Автор: Александр ЛЕВИТ, журналист


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.006
Перейти на повну версію сайту