![]() |
|
![]() |
![]() |
На новостных сайтах региона то и дело встречаю информацию, касающуюся, казалось бы, не самой актуальной по нынешним временам сферы – моделирования судов.
Читаю сообщение о преуспевшем в своем увлечении жителе Измаила, мечтающем о создании миниатюрного парусника с алыми парусами. А вот заметка об электрике из Одессы, построившем в часы досуга миниатюрный флот из нескольких десятков парусных кораблей. Рядом многочисленные объявления о купле, продаже и изготовлении на заказ моделей судов и кораблей…
Такого рода новости и реклама пробуждают надежды на возрождение важного сегмента морской реальности Южной Пальмиры. Одесситы старшего и среднего возраста не понаслышке знают, какую роль играл в жизни города судомоделизм еще каких-нибудь два десятка лет тому назад и как много за это время было утрачено. Еще не так давно работали многочисленные детские и юношеские кружки, позволявшие лучше постичь азы морской науки, столь привлекательной для наших земляков, регулярно проводились выставки, состязания, конкурсы. В судомоделировании видели важное средство обучения будущих капитанов, в него вкладывали значительные средства. Увлеченность людей моделированием, опека государства также способствовали сохранности исторической памяти о славном морском прошлом страны, что также очень важно.
В морском моделировании одесситы всегда видели прикладную значимость. И в первую очередь это относится к бывалым морякам. Например, прославленный капитан дальнего плавания Михаил Григор собственноручно создал огромное количество уникальных моделей, что называется, от форштевня до ахтерштевня. В этом же ряду еще множество фамилий, известных во флотских кругах одесситов. И, право, моряки, равнодушные к судомоделизму, – большая редкость. В свое время превосходные модели являлись непременным атрибутом офиса любой уважающей себя морской компании, недостатка в которых в нашем городе не ощущалось никогда. Миниатюрные копии пароходов, теплоходов и турбоходов украшали и морские организации, хоть коридоры ЧМП и Одесского порта, хоть холлы Морской академии, хоть редакторский кабинет старейшей газеты «Моряк». Традиция, в общем-то, сохранилась, о чем, например, говорит нынешнее «корабельное» убранство залов Одесского морского вокзала или нескольких «продвинутых» офисов известных морских структур.
Во второй половине прошлого века в городе были собраны прекрасные коллекции; увы, судьба некоторых из них нынче неизвестна. Безусловно, лучшее из собраний находилось в Морском музее; во время пожара шестилетней давности моделям судов, сработанных лучшими мастерами многих поколений, как утверждают сами музейщики, досталось более всего. Чего в запасниках и залах только не было среди доброй сотни тысяч выставочных экспонатов! То же, что уцелело в огне и воде из пожарных брандспойтов, одесситы надеются увидеть в обозримом будущем. Быть может, модели судов, на которых путешествовали царские особы… А может быть, модели судов из комнаты памяти Власoва — создателя компании V – ships после открытия новой экспозиции на Ланжероновской улице в здании бывшего Английского клуба.
Как уже сказано, в Одессе имеются надежды на возрождение судового моделизма. Речь идет именно о надеждах, поскольку в этой сфере многое нынче держится главным образом на энтузиазме. Есть исключения – например, сувенирная торговля судовыми моделями в городском центре. В зависимости от размеров вашего кошелька расторопные продавцы предложат на выбор большие и малые парусники, миниатюрные торговые и пассажирские суда и даже чудеса ручного творчества в виде диковинных макетов судов, заключенных в бутылку, вроде «Крузенштерна» или «Парижа». Отдельная история – корабли из спичек, бумаги и прочих необычных материалов… Среди предлагаемого товара — как модели, изготовленные фабричным способом, что называется, «под копирку», так и отдельные, можно сказать, эксклюзивные экземпляры. Хотя кое-что в плане общего состояния судового моделизма Одесса унаследовала и от былых времен. Напоминают о себе судомодельные клубы «Адмирал» и «Альбатрос», одесситы регулярно и успешно участвуют в состязаниях судомоделистов, включая международные. Добрых слов заслуживает и работа кружка «Юный судовой архитектор» (судомоделист), что в структуре Одесской городской детской флотилии моряков.
На конкурсы наши земляки выставляют только уникальные модели – авторские работы, то есть те, которые выполнены одним человеком от начала до конца. На создание некоторых из них уходили месяцы, годы. Вот, например, «флотилия» парусников, которую за несколько лет создал Александр Дубенец. В прошлом умелец-киевлянин специально переехал в Одессу, чтобы быть ближе к морю. Его творения вполне сравнимы с ювелирными изделиями. Среди десятков моделей кораблей две миниатюрные копии парусника «Санта Мария», того самого, на котором Христофор Колумб открыл Кубу. В коллекции и новая модель брига «Меркурий». В числе прочих атрибутов мастер изготовил и пушечные ядра диаметром, как у швейной иглы. А для другой модели Александру предстоит создать 58 совершенно одинаковых корабельных орудий – задача невероятной сложности. Сегодня энтузиаст задумывается о создании морского музея рукотворных изделий, в котором был бы отражен в миниатюрах судоходный мир – суда, порты с причалами, фигурки моряков.
Широко известно и творчество одессита Александра Гриценко, лауреата престижных конкурсов судомоделистов, обладателя многих кубков и почетных дипломов. Последний – диплом первой степени на Кубке университетов в этом году, полученный за модель бомбардирского корабля «Гром». Для одесского мастера, похоже, вообще никаких секретов в судомоделизме не существует. Нашему земляку по плечу любые изделия – от крошечных античных трирем, одесских шаланд и запорожских чаек до самых современных прогулочных яхт, подводных лодок и иностранных боевых кораблей.
Как видим, талантами Одесса не оскудела, традиции «ювелирного» флота в городе сохраняются, живет интерес к морскому моделированию и у простых одесситов. Почва для полного возрождения благоприятна. Правда, возрождение в прежних формах вряд ли возможно. Не думаю, что в одночасье начнут работать десятки судомодельных кружков при Домах пионеров, хотя бы ввиду полного отсутствия последних. Нужна система, пусть на новой, коммерческой основе. На этом направлении может быть создана солидная индустрия. Было бы неплохо подумать о будущем и нашим лидерам морского бизнеса, и «сувенирным» королям.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.007Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |