ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Дарящая свет
03.12.2013 / Газета: Одесские известия / № 134(4553) / Тираж: 18937

Гимназия № 1 им. А.П. Быстриной в Одессе – знаковое учебное заведение. Оно берет начало от женской гимназии А.Г. Пиллер, стало правопреемником СШ № 71 и легендарной СШ № 119. Неслучайно об этой гимназии говорят: «Всегда первая». И делают ее такой люди, которые беззаветно любят детей, отдают им все свои знания, свою любовь, помогают реализовывать их таланты и мечты.

Учитель английского языка Светлана Ивановна Пастух из 43 лет профессионального стажа 33 отдала гимназии им. Быстриной. Она родилась в Приморском крае, но дальше ее жизнь оказалась тесно связана с Украиной, с Одесщиной. В 1964 году Светлана с серебряной медалью окончила Ставровскую среднюю школу в Красноокнянском районе. Спустя 4 года, после окончания факультета иностранных языков Измаильского государственного педагогического института, пришла на должность учителя английского языка Беляевской СШ № 1. В 1973 году, переехав в Одессу, стала заместителем директора по воспитательной работе СШ № 68, затем работала инспектором Жовтневого районо города Одессы и преподавателем английского языка в СШ

№ 119. В 1982 году Светлану Ивановну назначают заместителем директора по учебно-воспитательной работе СШ № 119. Она проработала в этой должности 15 лет. В 1998 году стала победительницей международного конкурса «Украино-американские премии за достижения в преподавании», принимала участие в семинаре повышения педагогического мастерства в университете штата Делавер, в Линкольн-центре в Нью-Йорке. 66 ее воспитанников окончили факультеты романо-германской филологии разных университетов. 18 учеников под руководством Светланы Ивановны успешно подготовились к сдаче экзамена TOEFL для дальнейшего обучения в университетах Канады, Великобритании и США.

С.И. Пастух – заслуженный учитель Украины. Ее имя внесено в книги «Педагогический Олимп Одесщины» и «Флагманы образования и науки Украины», она награждена нагрудным знаком «Василий Сухомлинский».

По инициативе С.И. Пастух делегация СШ № 119 первой в Украине и второй в СССР побывала по обмену в США, в Балтиморской частной школе Мак-Дона. Эта поездка послужила началом весьма плодотворного сотрудничества. Светлана Ивановна, задолго на начала прорыва на лидирующие позиции в мировой экономике Китая, высказала идею обучения школьников китайскому языку. И гимназия № 1 им. А.П. Быстриной стала в этом направлении первопроходцем. Ее ученики даже побывали в Поднебесной.

К сожалению, Светланы Ивановны уже нет. После ее ухода остались записи о смысле педагогического труда, размышления о том, какие приоритеты должны быть установлены в системе образования и воспитания в современных условиях.

Например, много внимания Светлана Ивановна уделяла вопросам сущности способностей детей и воспитания лидеров. Ниже приведены некоторые из выводов, к которым пришла опытный талант­ливый педагог.

«В Древней Греции, Китае, Японии все стремились обучить и воспитать выдающихся талантливых людей для своего государства или для выполнения определенной миссии. За всю историю образования были примеры того, как разные народы уделяли особое внимание детям, которые в раннем возрасте проявляли те или другие способности. Если таланты ребенка развивать с детства, его умственные способности настолько возрастают, что между ним и обычными детьми возникает большая дистанция. Для меня талант складывается из способностей выше среднего уровня, мотивации к обучению и способности творчески подходить к изучаемому материалу.

На мой взгляд, классно-урочная система, доминирующая в учебно-воспитательном процессе уже на протяжении 300 лет, сегодня становится препятствием на пути развития дарований учащихся. Ведь на уроке ученик по-прежнему остается пассивным пользователем информации в прежней системе координат, где происходит изложение учебного материала педагогом, усвоение его учениками и получение ими соответствующих оценок. В современных условиях развитие ребенка больше должно идти по пути самостоятельного познания окружающего мира и самопознания. Определенная заторможенность этого «само» приводит к появлению такого стойкого феномена, как «серость» в обучении значительного количества учащихся. И в них постепенно формируется стойкая модель депрессии. Иногда она настолько глубоко проникает в личность ребенка, что способна на всю жизнь сформировать его поведение.

В моей школе есть примеры, когда одаренных детей выделяют в отдельные продвинутые классы, группы. Для этих классов подбирают компетентный педагогический коллектив, иногда приглашают отдельных педагогов из университетов – из ОГУ им. И.И. Мечникова, экономического, медицинского. Педагоги стараются дать ученикам знания сверх программы, развить их интеллектуально. Большие возможности открываются для детей, ранее отнесенных к безнадежным, в классах выравнивания. В них вместе обучаются учащиеся с разным уровнем подготовки, разными умственными способностями. Правильная организация учебного процесса позволяет заинтересовать получением новых знаний даже тех, кто раньше числился в отстающих.

В современных условиях особое значение приобретают лидерские качества учащихся. Поэтому мы в гимназии в некоторых классах ввели курсы «Менеджмент и деловой английский язык». На них мы обсуж­дали вопросы, связанные с умением себя правильно презентовать и производить хорошее впечатление, составлять рабочий распорядок дня, определять деловые приоритеты и пути их достижения».

Как видим, Светлана Ивановна, будучи преподавателем английского языка, гораздо шире рассматривала роль учителя. Для нее важным было не только передать учащимся знания, помочь им полюбить язык и захотеть овладеть им досконально. Она стремилась максимально полно развить индивидуальные особенности ребят, дарила свет своей уникальной личности. В этом и заключается главный секрет, позволивший очень многим воспитанникам Светланы Ивановны добиться серьезных профессиональных высот, никогда при этом не забывая родную школу, те стены, в которых начиналось их восхождение.

Автор: Светлана Комисаренко


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.006
Перейти на повну версію сайту