ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Особенности одесского партнерства
06.12.2013 / Газета: Окна / № 22(423) / Тираж: 5002

Больше половины бюджета развития город потратил на возращение долгов за прошлые годы

Недостаток муниципальных средств город пытается компенсировать сотрудничеством с частными компаниями, но получается не всегда удачно

В бюджете Одессы на 2013 год расходы были запланированы в размере 2,52 млрд. грн., в том числе 290 млн. составил бюджет развития. Из этой и без того небольшой для Южной Пальмиры суммы на собственно развитие было предусмотрено еще меньше. Во-первых, почти 32 млн. грн. пошли на погашение долгов исполнителям работ за прошлые годы, во-вторых, еще 126 млн. необходимо было потратить на обслуживание и погашение долга перед Эрсте Групп Банком по муниципальному займу 2007 года (в размере 50 млн. швейцарских франков). Не договорись мэрия с банкирами, «Эрсте» заполучил бы весь бюджет развития, но задолженность удалось реструктуризировать: вместо погашения всей оставшейся суммы 30 млн. грн. в 2013-м погашаются 10 млн., остальная часть — до 2015 года.

С наполнением бюджета развития у города проблем не возникло. Так, за январь-октябрь поступления составили 285,9 млн. грн., или 115,1% к плану десяти месяцев и 98,6% от годового планового показателя. В том числе за счет средств от единого налога поступило 208,6 млн. грн., от продажи земли и отчуждения имущества, находящегося в коммунальной собственности, — 36,6 млн., за счет средств паевого участия — 40,3 млн. Оставшиеся после расчета по долгам средства в основном расходовались по двум направлениям — на детские садики и ремонт дорог. Так, в октябре был открыт новый детсад на улице Высоцкого, завершаются капитальные ремонты в двух детсадах — на улицах Мельницкой и Гоголя, а до конца года местная власть обещает открыть еще два детсада — на улице Костанди и второй детсад на улице Высоцкого. На Французском бульваре была переложена брусчатка, новое дорожное покрытие появилось на площади 10 Апреля, улицах Генуэзской, Посмитного и других транспортных артериях. Также ударными темпами реконструируется микрорайон Южный-Б; реализуются программы по благоустройству дворов в спальных районах, капитальному ремонту лифтов и жилого фонда, реконструкции и техническому оснащению объектов социально-культурного назначения.

Однако далеко не все из перечисленного выше финансируется за счет собственных средств города. Большой объем работ взяла на себя область, перетянувшая часть государственных субвенций (город получил на 161,5 млн. грн. меньше, чем в 2012-м, зато регион в целом — на 476 млн. больше). Именно из областного бюджета в основном оплачиваются ремонты дорог, а также реставрация ряда памятников архитектуры, включая знаменитый Английский клуб, куда планируют вернуть музей морского флота.

Еще одним способом обеспечить развитие города в условиях финансового голода является муниципально-частное партнерство, что позволяет переложить на плечи инвесторов реализацию крупных проектов. Опыт такого рода в Одессе пока нельзя назвать особо удачным: расплачиваться приходится коммунальной собственностью. К примеру, компания «Нерум», владелец дельфинариев по всей стране, построила роскошную набережную на Ланжероне. А потом отсудила ее у города, сделав своей частной собственностью. Хорошо хоть доступ публики туда пока не ограничили.

Фирма «Аркадия-Сити», которой муниципалитет разрешил построить гостиницу на главном одесском курорте, отдав в аренду на льготных условиях два гектара золотой аркадиевской земли, взялась за реконструкцию центральной аллеи Аркадии за $5 млн. Еще одна частная структура занимается развитием депрессивной Пересыпи: принадлежащая Игорю Коломойскому фирма обещает полностью преобразить этот район — построить там, кроме арены к Евробаскету 2015 года, торговые и развлекательные центры, яхт-клуб, модернизировать транспортную инфраструктуру и пр.

Одесский аэропорт ушел в частные руки еще в 2011 году. Когда принималось решение о создании совместного предприятия Одесского городского совета и частного инвестора («Одесса Аэропорт Девелопмент»), тоже было много разговоров о том, что не стесненный в средствах частник модернизирует объект лучше и быстрее, чем это сделала бы муниципальная власть. Однако фирма-инвестор так и не смогла найти денег на сооружение новой взлетно-посадочной полосы. А для строительства нового пассажирского терминала в августе нынешнего года был взят кредит в сумме $30 млн. у государственного Укрэксимбанка. Как сообщается на портале государственных закупок, кредит предоставлен на семь лет до 25 декабря 2020 года. Какова ставка по кредиту и под залог какого имущества он взят, в сообщении не указывается.

Автор: Николай Тищенко, «Комментарии»


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту