ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Наперсточники наших дней
14.12.2013 / Газета: Одесские известия / № 139(4558) / Тираж: 18937

Прочитав заголовок, люди постарше вспомнят 90-е, когда у рынков, в подземных переходах, на остановках общественного транспорта молодые парни предлагали прохожим поймать удачу, угадав, под каким из стаканчиков окажется шарик или монетка. Ловкость рук мошенников всегда побеждала наблюдательность бедолаг, которые попадались на их настойчивые призывы, решив испытать судьбу.

С тех пор многое изменилось. Впрочем, не перевелись мошенники. Да и аппетиты у них стали гораздо больше. Поразмышлять об этом дает возможность одна история, продолжающаяся на протяжении нескольких лет на территории коммунального предприятия «Рынок «Малиновский» в Одессе. О ней рассказал в письме в редакцию один из наших читателей:

«В конце лета мне надо было приобрести мебель для кухни и шкаф-купе для прихожей. Квартира в новом доме, планировка нестандартная, потому мебель надо было заказывать по индивидуальным размерам. Я отправился на промрынок «Малиновский». В одном из магазинчиков разговорился с продавщицей – приятной, приветливой женщиной. Она показала много ярких каталогов, рассказала, какую мебель может изготовить, какие для этого будут использованы технологии, материалы, фурнитура. По сравнению с другими торговцами озвученные ею цены заинтересовали. 8 июля 2013 года мы заключили договор на 18790 гривень. Я вручил предпринимательнице 11 тысяч гривень аванса. Но мебели не получил до сих пор».

В своем письме в редакцию автор рассказывает, как долго его водили за нос. День возврата денег все время переносился. Кроме того, выяснилось, что он далеко не единственный пострадавший. На одесском форуме давно обсуждается тема «Аферисты на Малиновском» (http://forum.od.ua/showthread.php?t=1330788). Еще в 2011 году обманутая покупательница нашла тринадцать товарищей по несчастью. С тех пор список так и не получивших мебель, но пополнивших доходы предпринимательницы-мошенницы все время удлиняется. Вот только некоторые данные с форума о врученных ей суммах: «Я. – 1000$, Наталья К.– 800$, Олеся А. – 2000$, Ирина М. – 3000$, Павел С. – 500$, Алена Щ. – 500$, Светлана Л. – 1000$». Неплохая прибыль, по сути, получается из ничего.

Рассказывая о своих злоключениях, авторы на форуме удивляются бессилию всех контролирующих и правоохранительных органов, которым не удается (или не хочется) призвать мошенницу к порядку. «Уголовное дело так и не завели, и защита прав потребителей плавненько перешла на защиту ее прав, а не пострадавших...» «Я не понимаю, как эта мразь до сих пор сидит на рынке. Такой очевидный беспредел – и не наказывается. Ведь она еще стольких людей «кинуть» может, хоть действительно бери и стой возле нее, людей отпугивай. Если пострадавших минимум 15 человек... как это может быть безнаказанно??? Судя по всему, она никакую мебель там вовсе не делает, сидит и гребет деньги. Почему ее не закроют?» «Люди, будьте внимательны и осторожны! Если вдруг кто-то захочет заказать мебель в центральном ряду на рынке «Малиновский, контейнер Ш-45, не делайте этого! Там работают мошенники. Не станьте такими же жертвами, как я».

В распоряжении редакции оказалось сразу несколько увесистых папок с перепиской обманутых покупателей. Они обращались в милицию, прокуратуру, городской совет и облгосадминистрацию, Верховную Раду, Кабмин, Администрацию Президента.

Из киевских инстанций совершенно справедливо приходили ответы, что данный спор должен быть разрешен на местном уровне, в судебном порядке.

И вот здесь начинается самое интересное.

Замкнутый круг

безответственности

Столкнувшись с наглым невыполнением договорных обязательств, пострадавшие обращались в Инспекцию по защите прав потребителей в Одесской области. Как и положено, ее сотрудники по всем жалобам проводили проверки контейнера предпринимателя – физического лица, брали с нее пояснения по каждой жалобе.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в своих объяснениях мошенница во всем обвиняет покупателей: то цвет товара им не подошел, то материал. Но ведь эти моменты строго оговариваются в подписываемом договоре. Значит, и выполняться должны точно. Кроме того, все обещания вернуть людям авансовые суммы, которые предпринимательница давала в пояснениях по жалобам для Инспекции по защите прав потребителей в Одесской области много раз, так и остались только обещаниями. По сути, она обманывала и продолжает обманывать не только частных лиц – покупателей, но и государственную структуру, уполномоченную следить за выполнением требований Закона Украины «О защите прав потребителей» на территории нашей области.

Все жалобы, поступившие по поводу мошенничества с изготовлением мебели этой предпринимательницей в КП «Рынок «Малиновский», снимались с контроля в упомянутой Инспекции в связи с тем, что в ее компетенцию входит только контроль качества продукции (товаров, работ, услуг). Но ведь непредоставление покупателям заявленного товара как раз и является отрицательной или некачественной услугой. То есть точно попадает в сферу деятельности Инспекции по защите прав потребителей в Одесской области. Вот что говорится по этому поводу в статье 26 Закона Украины «О защите прав потребителей», которая регламентирует функции специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в сфере защиты прав потребителей и его территориальных органов в областях, то есть Инспекции по защите прав потребителей в Одесской области. Там говорится, что специально уполномоченный орган может «принимать решения о временном прекращении деятельности субъектов хозяйствования сферы торговли, услуг… независимо от формы собственности, которые систематически… нарушают правила торговли».

Остается лишь догадываться, почему государственные чиновники до сих пор не реализуют свои полномочия в отношении нерадивой предпринимательницы в полном объеме.

Пока же людей заставляют самостоятельно идти в суд. Там тоже не торопятся принимать решения в их защиту, так как знают: у мошенницы, скорее всего, контейнер в субаренде, имущества никакого нет, живет она и зарегистрирована как субъект предпринимательской деятельности в общежитии, и возмещать ущерб по положительному решению суда пострадавшим будет не из чего.

Именно это и происходит с Е. Ос­термиллер. Она обратилась в суд и выиграла его. В соответствии с решением Суворовского районного суда города Одессы от 12 января 2012 года предпринимательница должна возместить ей 7960 гривень. Но исполнительная служба не выполнила решение до сих пор, так как имущества за предпринимательницей не числится никакого.

Ну а что же руководство рынка, где так вольготно чувствует себя мошенница? Тут ситуация еще интересней. В ответе на обращение Е. Остермиллер за подписью директора КП «Малиновский рынок» Е. Рублевой, в частности, говорится: «В соответствии с п. 33 Правил торговли на рынках, утвержденных решением Одесского горсовета от 15.07.3005 г. № 4221-IV, за договор купли-продажи, заключенный на рынке между продавцом и покупателем, администрация рынка ответственности не несет. Также администрация рынка не имеет полномочий по контролю за качеством реализуемых субъектами предпринимательской деятельности товаров и соблюдением законодательства о защите прав потребителей».

Здесь руководитель рынка, мягко говоря, лукавит. Правила торговли на местном рынке не могут противоречить действующему законодательству. А пункт 5 статьи 28 Закона Украины «О защите прав потребителей» дает право «органам местного самоуправления готовить представления в орган, выдавший разрешение на осуществление соответствующего вида деятельности, для решения вопроса о временном приостановлении его действия или о досрочном аннулировании в случае систематического нарушения прав потребителей». Пункт 6 этой же статьи позволяет «подавать в суд иски о защите прав потребителей».

Проще говоря, будучи руководством учрежденного Одесским городским советом рынка, оно вправе ходатайствовать перед ним об обращении в суд по поводу систематических нарушений прав членов территориальной громады. Но не ходатайствует…

На основании изложенного, возникает сразу несколько вопросов. Во-первых: куда смотрит милиция, которая прекрасно знает методы работы этой предпринимательницы, но упорно не замечает противоправности ее действий? Во-вторых, зачем нужно руководство коммунального рынка, если оно, по сути, становится крышей для мошенницы, позволяя ей «торговать» на рынке, несмотря на многочисленные жалобы покупателей? В-третьих, что это за Правила торговли на рынках, которые никак не регламентируют правомерность или неправомерность поведения предпринимателя? В-четвертых, почему молчит управление торговли, которое призвано организовывать нормальную торговлю на городских рынках?

Пока, несмотря на все заявления о совершенных преступлениях, еще на стадии досудебного следствия милиция прекращает рассмотрение дел. Но тогда возникает вполне риторический вопрос: если все, о чем рассказано в этой статье, не является мошенничеством, то как это назвать по-другому? Хотя вполне конкретное определение мошенничества дает статья 190 УК Украины. Там оно трактуется в том числе и как зло­употребление доверием, что и имело место во всех случаях получения денег за неизготовленную мебель.

Если возмещать ущерб не из чего, то, наверное, надо изолировать данную гражданку от общества, все-таки признав ее деяния уголовно наказуемыми, и дать ей время подумать, что делать дальше. Упомянутая статья УК предусматривает «штраф до пятидесяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан, или исправительные работы на срок до двух лет, или ограничение свободы на срок до трех лет».

Нам же всем стоит задуматься об изворотливости мошенников, которые умело эксплуатируют доверие людей, чтобы достичь своих целей. По сути, описанный выше механизм обмана может быть реализован в любой сфере. Вместо мебели может идти речь об изготовлении окон, проведении ремонтов. То есть прежде, чем подписывать с кем-то договор на выполнение определенных работ, постарайтесь побольше узнать о предпринимателе или предприятии, с которым собираетесь договариваться. Иначе рискуете пойти по бесконечному кругу поиска путей защиты своих прав.

Автор: Лана Волина


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту