![]() |
|
![]() |
![]() |
В июле этого года он отметил свое 90-летие. Но по-прежнему, как в свое время легендарные мэтры искусства Тициан, Пикассо, Шагал, в жизни и творчестве перешагнувшие девяностолетний рубеж, – легенда одесской живописной школы народный художник Украины Альбин Гавдзинский дарит людям сокровища своего таланта, своей души. Свидетельство тому – экспонирующаяся в эти дни в трех залах Одесского музея западного и восточного искусства выставка его работ.
Альбин Гавдзинский – мастер мирового уровня, тайна поэзии живописных работ которого – в тончайшем сплаве реализма и экспрессионизма. Его картины останутся навсегда драгоценным украшением одесской живописи.
Хотя сегодня нет-нет, а приходится слышать о том, что подобная живопись, подобный художественный взгляд – вчерашний день, типичный соцреализм. Но разве можно назвать «вчерашним днем» неизменно прекрасные восходы и закаты, испокон веков восхищающие и радующие человечество? И художник Альбин Гавдзинский – истинный жрец природы, мира, Вселенной, сотворенной Богом.
В его работах – благородная простота, родниковая прозрачность, бесконечное движение воздуха и света. В них можно услышать хруст свежего снега и ощутить звенящий морозный воздух ясного зимнего дня, неожиданно понять прелесть серой зябкости оттепели и вновь «заразиться» безыскусной радостью «вкусной» яркости лета, снова поразиться великолепию земных плодов и причудливой узорчатости теней.
– Сделать выставку Альбина Станиславовича – задача неимоверной сложности и радости. Радость – потому, что приобщаешься к потрясающей живописи. Сложность – потому, что невозможно повесить на стены трех залов музея все его работы. И не только потому, что стен не хватает, а еще и потому, что нельзя такого художника «лепить», как на восточном базаре, один к одному, – убежден старший научный сотрудник музея западного и восточного искусства художник Сергей Ильин. – Даже то, что вы видите, на мой взгляд, уже перебор. Но, с другой стороны, работы одна другой лучше. Какие из них вешать, – мучительная проблема выбора. И поверьте, работы, которые мы убрали, и те, что остались в мастерской художника, смогли бы заполнить еще три таких зала.
На выставке представлены работы разных лет – и самые ранние, созданные совсем еще молодым художником, и поздние, написанные прославленным мэтром во всем совершенстве и величии своего отточенного мастерства. Хотя работы Альбина Гавдзинского, кажется, вовсе не сопрягаются с понятиями «величие» и «слава». Сюжеты их лишены помпезности, не претендуют на раскрытие каких-либо глобальных, политических, социальных тем. В работах Гавдзинского – лишь непреходящая и единая, вечно обновляющаяся и бессмертная природа. Зима, лето, весна, осень – для Гавдзинского не важно. На протяжении всей своей жизни он истово исповедует постулат о том, что для художника у природы нет плохой погоды. Прекрасны и дождь, и туман, и снег – это его день, его праздник. Единственное, что может затруднить работу, – мороз. Масляная краска застывает – писать тяжело.
Совсем неважно, какого размера работы Альбина Гавдзинского. Поражают его этюды – миниатюры размером 6см х 10см. Изумляют виртуозно выписанными мельчайшими деталями – чайками, летящими над морем, работягой-буксиром, стремительной яхтой и загорелыми стройными фигурами людей. И это отнюдь не только изощренное филигранное ремесло – эти работы живые! Россыпью солнечных бликов изумляет, переливается море, дышит зноем белесое летнее небо и (действительно!) летит над портом крошечный вертолет – не просто «висит» подвешенной невидимой нитью елочной игрушкой. Мастеру подвластно написать полет! Это ли не высший пилотаж живописи.
Альбин Гавдзинский – человек, в котором все прекрасно: и лицо, и душа, и мысли. Человек удивительной душевной щедрости, который, несмотря на все свои регалии, с чистой душой готов восхищаться работой молодого коллеги, находить среди очевидных ее недостатков и несомненные достоинства, вдохнуть в художника веру в себя. И с неизменной деликатностью указать на то, что в работе необходимо поправить. Сегодня классик одесской живописи Альбин Гавдзинский с гордостью определяет себя продолжателем прославленной южнорусской школы. В собрании Одесского художественного музея его работы соседствуют с полотнами Константина Ломыкина, Владимира Литвиненко, Николая Шелюто, пополнив прекрасное собрание одесской пленэрной школы, став драгоценным достоянием нашего города.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |