![]() |
|
![]() |
![]() |
Национальный университет «Одесская юридическая академия» — инициатор возрождения Черноморского морского пароходства
Возможно, у кого-то вызывает удивление — почему вдруг правовой вуз решил заняться этой, очень важной проблемой? Другое дело морская академия, родственные ей учебные заведения или те организации, которые нуждаются в морских перевозках грузов. Дело в том, что в НУ «ОЮА» работают не просто ученые-правоведы. Но, в первую очередь, граждане своей страны, которые очень болезненно восприняли печальный факт потери Украиной статуса морского государства.
Президент университета Сергей Кивалов — в числе таковых. Он первый в стране организовал и возглавил кафедру морского и таможенного права еще в Одесском государственном университете имени И.И. Мечникова. Создал он ее с целью заниматься не только разработкой законов, касающихся морской сферы, но и юридической защитой моряков. А позже Сергей Васильевич начал предпринимать конкретные меры, чтобы возродить отечественный флот.
Однако, одних глубоких знаний морского права для этого недостаточно. Но Сергей Васильевич не тот человек, который пасует перед трудностями. Он продолжал искать пути реанимирования флота и активно поддержал инициативу кафедры морского и таможенного права академии, о которой ему доложил профессор Евгений Додин.
Суть данного предложения заключалась в том, что профессор кафедры Сергей Кузнецов разработал программу по возрождению Черноморского морского пароходства. Однако, чтобы воплотить ее в жизнь, необходимо было начать научные исследования по изучению проблемы.
Как рассказал профессор Евгений Додин, Сергей Васильевич одобрил это предложение. Ученый совет университета утвердил тему. Оставалось заручиться поддержкой Министерства просвещения и науки Украины. Благодаря настойчивости и аргументированному докладу по этой теме проректоров университета Вячеслава Тулякова и Виктора Дремина министерство одобрило научную тему. Это позволило кафедре морского и таможенного права конкретно и углубленно разработать последнюю.
То, что государству не под силу, одолеет коммунальное предприятие
Суть предложения профессора Сергея Кузнецова сводится к тому, что государство с его убогим бюджетом сегодня не может выделить средства на строительство судов. За 22 года в эту отрасль оно не вложило ни копейки. Но то, что не под силу государству может решить городская громада. Сергей Кузнецов предлагает создать в Украине коммунальное пароходство. То есть, для создания отечественного флота надо привлечь средства местных органов самоуправления, граждан Украины и бизнесменов. Совокупный капитал позволит построить на украинских верфях первое отечественное судно. На его борту будут работать украинские моряки, которые наконец-то пронесут по мировому океану наше национальное знамя. А это значит, Украина вновь возродится как морская держава, ведь мы — государство двух морей. Есть у нас и морские порты, через которые проходят миллионы тонн грузов. Но транспортируют их чужие суда. Только собственный флот позволит вновь открыть государству статус морской державы.
Цель возрождения флота определена, способ его воплощения в жизнь тоже. Теперь пришло время включить общественность Украины в реализацию намеченного плана.
С этой целью кафедра уже проводила общественные слушания в Одесском городском совете. О своих планах проинформировали всех руководителей и общественность тех городов, где функционируют морские порты. И везде нашли поддержку. На днях в Национальном университете «Одесская юридическая академия» проходила Международная научно-практическая конференция «Инновационный организационно-правовой механизм создания и функционирования коммунальных пароходств в Украине». Это был конкретный разговор, как создать коммунальное морское пароходство и обеспечить его правовой защитой.
Открывая конференцию, проректор университета Виктор Дремин передал участникам конференции приветствие от Сергея Васильевича Кивалова, поблагодарил ее участников с началом плодотворной и очень важной работы. «Вы выполняете важную миссию по возрождению пароходства», — подчеркнул проректор.
Участников конференции также приветствовали проректор Вячеслав Туляков, заведующий кафедрой морского и таможенного права Борис Кормич, декан факультета международных правовых отношений Виталий Серафимов.
С большим вниманием присутствующие выслушали выступление профессора, заслуженного деятеля науки и техники Евгения Додина. «Ваше присутствие и участие в конференции, как ученых и практиков, очень важно. Ваши предложения по возрождению морского пароходства помогут практическому решению этих планов. Сейчас государство в трудном положении, и оно не может финансировать возрождение пароходства. Мы предлагаем более реальный путь к этому — создание коммунального пароходства», — сказал Евгений Васильевич.
Ректор института морехозяйства и предпринимательства Александр Яценко отметил, что у нас ведь есть опыт создания коммунальных предприятий в других сферах народного хозяйства, поэтому и в создании пароходства он вполне приемлем. «Наш флот — нашим детям» — так должен стоять вопрос. И хорошо, что в конференции принимают участие молодые люди. Им придется воплощать и развивать начатое дело. Важно, что сделан первый шаг, и сделан он здесь, в НУ «ОЮА». Можно и нужно начинать развитие флота хотя бы с одного судна», — подчеркнул Александр Яценко.
— Мы с тоской вспоминаем наше пароходство, — говорит президент Ассоциации морских капитанов Одессы, капитан дальнего плавания, почетный работник транспорта Вадим Грицюк. — Сегодня мы готовим кадры для флота, которые востребованы, но под чужим флагом. К сожалению, сейчас для курсантов трудно организовать мор-скую практику. Нужен свой флот. Наша ассоциация поддерживает инициативу по созданию коммунального пароходства.
Председатель объединенного профсоюза плавсостава, капитан дальнего плавания Геннадий Бакасов отметил, что раньше в ЧМП работало 11 500 моряков. Они успешно несли флаг нашего отечества по всем морям и океанам. Сегодня мы находимся в начале большого пути по возрождению пароходства. В нынешних условиях, очевидно, его создание через коммунальное предприятие — самый верный путь.
Проректор Национального университета кораблестроения имени адмирала Макарова, который находится в Николаеве, Эдуард Хачатуров сообщил, что они уже провели большую работу по вовлечению в осуществление проекта создания коммунального пароходства почти все портовые города. Так что идея скоро должна воплотиться в жизнь.
— Создание коммунального пароходства сегодня очень актуально, — подчеркнул Эдуард Хачатуров. — В Украине есть что возить, есть куда груз доставлять, нужны собственные плавсредства. И, как мы убедились, необязательно, чтобы пароходство было государственным. Сегодня это нереально. А вот объединив усилия, мы сможем возродить пароходство. Вот почему наша николаевская громада поддерживает идею НУ «ОЮА» о создании коммунального пароходства.
Мы не «изобретаем велосипед», а используем идею
Инициатор создания коммунального пароходства профессор Сергей Кузнецов сообщил, что энтузиасты практически нашли поддержку украинского правительства в этом вопросе. Ведь в августе 2012 года на заседании Кабмина Николай Азаров сказал: «Пришло время заявить: Украине нужен собственный большой флот — морской и речной. Украине нужны глубоководные порты с наилучшими условиями перевалки. Почему? Мы собираемся экспортировать более 20 миллионов тонн зерна? Собираемся. Мы собираемся экспортировать миллионы тонн минеральных удобрений? Собираемся. У нас есть уникальный транспортный потенциал — Днепр и Дунай? Есть. Поэтому возить собственными судами все то, что нужно нашим торговым портам и все то, что нужно нам — логично и выгодно». Находясь в Норвегии, премьер-министр заявил, что «Украина поставила перед собой амбициозную задачу — возродить свой рыболовецкий и торговый флот». Так что одесским идеям будет надежная поддержка. Важно, чтоб участники конференции и слушатели в других городах вынесли конкретные предложения в законопроект в Верховную Раду, которая дала бы правовую оценку создания и функционирования коммунального пароходства.
Сергей Васильевич Кивалов сообщил, что он привлечет всех одесских депутатов, чтобы сообща внести проект закона в парламенте.
Участники конференции обсудили другие, очень важные вопросы по теме, дали правовую оценку будущему коммунальному пароходству. Следует отметить, что кафедра морского и таможенного права, и, в частности, заведующий лабораторией Дмитрий Никиша провели большую подготовительную работу, чтобы конференция прошла успешно и результативно.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |