![]() |
|
![]() |
![]() |
Есть в нашем городе люди, о которых мало говорят, мы их не видим на экранах телевизоров, они как саперы на полях сражений, у них нет права на ошибку, они спасают от уничтожения сокровища нашей любимой Одессы, и имя этим людям — реставраторы.
Вот уже 75 лет в Украине успешно работает Национальный научно-исследовательский реставрационный центр. Киевский центр имеет филиалы в Одессе, Львове и Харькове. В 2014 году одесский филиал отметит свое 30-летие.
Сама жизнь подсказала, что очень большое количество произведений искусства находится в музеях и требует реставрации и Реставрационный центр в Киеве не в состоянии охватить колоссальный объем работ. Создание филиала в Одессе оказалось весьма сложным делом. Самым трудным оказался вопрос создания коллектива профессиональных реставраторов. Сложно было найти необходимые помещения и оборудование. Сначала филиал располагался в Одесском историко-краеведческом музее.
У истоков филиала работали профессиональные художники-реставраторы: Сатушев, Волощук, а в 1987 году в коллектив влились дипломированные художники-реставраторы: Русина, Шувалова, Прокопенко. Филиал возглавила искусствовед Семенова. В 1988 году коллектив переехал в свое постоянное здание, приспособленное для работы реставраторов и научных работников. Много лет проработала и продолжает трудиться старший научный сотрудник химик Боровская. В дружный коллектив влилось молодое поколение художников-реставраторов: Меланьина, Холодова, Черешня, Игнатьева, Оноприенко, Данилюк, Поляков, Вечорек, Зайцев, Кудина, Вакаренко, Андрюшенкова. Сотрудники одесского филиала вернули к жизни множество произведений искусства из музеев Одессы, Николаева, Херсона, Феодосии, Кировограда, Измаила, Белгорода-Днестровского, Ильичевска. Немало спасено шеднвров из частных коллекций. Произошла смена поколений, и коллектив возглавила уже опытный художник-реставратор Зоя Олеговна Дулгерь (Холодова).
Реставрация — это восстановление или возобновление в первоначальном виде архитектурных памятников либо произведений искусства. Наш город — настоящая сокровищница как архитектурных памятников, так и произведений искусства. Прекрасно проведена реставрация Одесского оперного театра, воссоздание и реставрация памятника Основателям нашего города: императрице Екатерине Второй, Деволану, Дерибасу, Потемкину, Зубову. К счастью, фигуры основателям нашего города и верхняя часть скульптуры Екатерины Второй сохранились, а все остальное пришлось воссоздать по чертежам и рисункам прошлых лет. На наших глазах происходит воссоздание Спасо-Преображенского кафедрального собора. Это то, что мы с вами видим. К великому сожалению, в тридцатые годы прошлого столетия большинство соборов, церквей и памятников было уничтожено, а во время Великой Отечественной войны румынские и немецкие варвары разбомбили и сожгли более 250 зданий, да и вывезли немало произведений искусства. Все это потеряно для нашего города безвозвратно.
Профессия реставратора сродни профессии ювелира, но — на мой взгляд, значительно сложнее. Ювелир создает новые произведения искусства, а реставратор должен восстановить в первозданном виде архитектурный памятник или произведение искусства творцов, давно покинувших наш мир.
Реставратору необходимо не только обладать знаниями в различных областях, но и по максимуму знать и чувствовать «сокровенные» характеристики стилистики художника, неповторимые качества его композиционного мышления, отношения к пространству, свету и цвету, максимально широко и подробно представлять историко-художественный контекст, помнить о фактах параллелизма и многое другое.
Основная цель реставратора, как и врача, не навредить. Неудивительно, что профессия художника-реставратора одна из самых редких. Таких профессионалов в нашем городе единицы и их можно пересчитать по пальцам. У некоторых лжереставраторов, которые знают, что на нашем рынке национальный художник во много раз дороже зарубежного мастера той же школы и эпохи, возникает соблазн переделать работу зарубежного художника под русского художника. Ни для кого не секрет, что после Великой Отечественной войны демобилизованные воины привозили множество произведений искусства в качестве сувениров. Ныне лжереставраторы используют привезенные картины как основу для подделки. Кстати, далеко не все художники, картины которых используются как основа для подделки, слабые и малоизвестные.
Грешат этим реставраторы-аферисты не только в нашем городе, но и во многих странах мира. Некоторые картины датских, немецких, чешских и венгерских художников «русифицируют», убирают одни элементы и вписывают другие: вместо замков, кирх, вилл и «нерусских» мельниц вписывают церкви, русские избы и украинские хатки. Примерами такой «обманки» являются пейзажи Айвазовского, которые «делают» из произведения французских и итальянских художников; Вельца, Шульце, Клодтов — из датчан и немцев, Алексея Боголюбова — из английских и немецких маринистов. Таких примеров множество. В результате подобных афер дельцы от искусства уничтожают картины достойных художников. Если раньше подделок и «переделок» под «большие имена» было процентов пять-десять, то сейчас — за шестьдесят. Интересен и такой факт. При описи коллекции картин бывшего премьер-министра Украины Павла Лазаренко подлинником оказалась всего одна картина, все остальные подделки. Понятно, чтобы сделать хорошую подделку, нужно знать историю искусства, прекрасно знать русское, немецкое, датское искусство. Это очень образованные люди, которым не чужда художественно-реставрационная и музейная среда. Но к сожалению, эти махинаторы и аферисты не только не уважают искусство, но и убивают имена достойных художников. Любая переделанная работа просто перестает быть произведением искусства, и никакой музей или уважающий себя коллекционер не поместят в своей коллекции подделку.
Для того чтобы получше разобраться в этой теме, я побывал в одесском филиале Национального научно-исследовательского реставрационного центра и познакомился с директором филиала, искусствоведом-экспертом Зоей Олеговной Дулгерь (Холодовой) и молодыми художниками-реставраторами.
Каждый мастер вкладывал в свои работы «душу», и получалось чудо, созданное руками человека. У одних от возникновения идеи до воплощения этой идеи в жизнь проходил небольшой промежуток времени, а другие работали над ней годами. Илья Репин автопортрет написал буквально за час, и миллио-ны людей любуются этой великолепной работой в Третьяковской галерее, Александр Иванов писал свою главную картину «Явление Христа народу» 28 лет и, чтобы ее создать, написал более трехсот этюдов.
И одно, и другое произведение — настоящее чудо, созданное руками мастера.
Я наблюдал несколько дней за работой молодой, но очень опытной художницы-реставратора Анны Черешня, которая реставрировала экспонат Одесского художественного музея — портрет брата Иосифа Дерибаса Иммануила.
На восстановление портрета потребовалось не менее полугода.
Да, это очень долгий и кропотливый труд, но зато какое счастье испытывает реставратор, который спас произведение искусства для будущих поколений.
Мне показали несколько икон, которые были просто варварски переписаны. Некоторые из них еще можно будет восстановить в их первоначальном виде, а другие требуют для воссоздания огромных усилий и времени.
Много произведений искусства находится в частных коллекциях, и некоторые из них требуют профессионального вмешательства реставратора.
Доверяя работу не профессионалам, а так называемым «реставраторам», можно просто уничтожить произведение искусства. Да, такая работа требует умения, терпения и длительного времени, да и стоит недешево. Лучше вообще не проводить никаких экспериментов над произведением искусства, если не уверен в положительном конечном результате. Ну, а подделки и фальсификации современными экспертами разоблачаются в 99 случаях из 100. Махинации Остапа Бендера выглядят детскими шалостями на фоне современных афер. По миру «ходят» тысячи подделанных картин Айвазовского, Шишкина, Маковского, да и многих других знаменитых художников.
Подделки произведений искусства во всем мире поставлены на поток, а если есть покупатели, то всегда найдутся не чистые на руку авантюристы.
А совет может быть только один: когда предлагают, даже на аукционах, произведение искусства, то его должны исследовать официальные профессионалы-эксперты, которые несут моральную и материальную ответственность за свою работу. Точно так же нельзя доверять реставрацию произведений искусства случайным людям. Этим должны заниматься только имеющие лицензию на такой вид деятельности профессиональные художники-реставраторы. Только с ними можно заключать договор на проведение работы, которым предусмотрена и ответственность реставратора.
В беседе с Зоей Олеговной Дулгерь (Холодовой) был затронут вопрос и о моральной ответственности реставраторов перед обществом.
В заключение уместным считаем привести некоторые выдержки из документа международного уровня:
«Кодекс этики и стандарты практики»
«Реставрация (консервация) … это занятие, требующее широкой (специальной) подготовки и специального призвания. Оно отдает в руки реставратора культурные владения огромной стоимости и исторического значения.
…Реставратору необходимо обладать чувством высокой моральной ответственности … перед обществом, коллегами, учениками перед своей профессией и грядущими поколениями».
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |