ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Одесский порт: Ставка на контейнеры, туристов и зерно
25.12.2013 / Газета: Моряк Украины / № 51(827) / Тираж: 10025

Одесский порт в год своего 220-летия (2.09.14) будет наращивать мощности по переработке контейнеров, зерна. Ожидается, также рекордное количество пассажирских лайнеров зарубежных морских круизных кампаний. Все это, 19 декабря рассказали на итоговой пресс-конференции Михаил Соколов, начальник администрации Одесского морского порта и Владимир Зайков, глава объединенного профсоюза работников морского транспорта Одесского морского порта.

Итоги в производстве

В этом году в Одесском порту произошло перераспределение грузопотоков.

Соколов– По итогам года, – доложил Михаил Юрьевич, – мы видим небольшое падение грузопотока в связи с перераспределением некоторых грузов. Так, например, руда ушла, в основном, в порт «Южный»; металл перешел в порты, которые находятся рядом с их производствами.

В целом же ожидаемый объем перевалки сухих грузов – 18,4 млн. тонн, что практически соответствует уровню прошлого года. А общий объем грузопереработки по итогам 2013-го года составит 22, 5 млн. тонн, что на 1,9 млн. тонн меньше (8 %), чем в прошлом году.

Лишился порт и большей части нефтяного транзита – порядка 2 млн. тонн. В связи со строительством российского порта Тамань транзитный казахский грузопоток нефти, из-за значительного сокращения расстояния, перешел туда.

В то же время, благодаря возобновлению производственного цикла на Одесском НПЗ, порт «вернул» более 600 тыс. тонн нефтеналивных грузов. Всего же за этот год будет переработано около 4,5 млн. тонн наливных, что на 1, 9 млн. тонн меньше аналогичного показателя 2012-го года.

Но, как показывает анализ, уменьшение перевалки нефтеналивных грузов частично компенсируется увеличением перевалки сжиженного газа (на 16,4 %). Кроме того, в нынешнем году порт перерабатывал строительные грузы, сахар-сырец, которых в 2012-ом году не было в номенклатуре грузооборота порта.

Отмечен также и рост объемов перевалки контейнеров – на 1,1 млн. тонн (21 %), зерновых грузов – на 219,2 тыс. тонн (4 %), леса – на 3,8 тыс. тонн (93 %).

Круизный сезон-2013

Одесский порт традиционно был лидером среди круизных портов Украины, напомнил Михаил Юрьевич:

– 3 ноября закончился круизный сезон и в этом году мы, увидели, что рост составил: 20% – по судозаходам и 27 % – по количеству обслуживаемых пассажиров. Это колоссальный рост по отношению 2012-му году. В этом году к нам в порт зашло 106 больших круизных судов, что на 26 судов больше чем в 2012-ом году (80 судов). Пассажиропоток составил более 90 тысяч человек.

На сезон-2014, добавил он, уже поступило 145 заявок. Если все они будут отработаны в будущем году – это будет рекорд за всю историю порта, включая советский период – более 120 судозаходов.

– Обслуживание пассажиров в сравнении с европейскими стандартами?

– Все, что зависит от администрации порта, мы делаем, – ответил Михаил Соколов. – По поводу величины портовых сборов: нет смысла сравнивать сейчас украинские порты с западными. Те получают от 30 до 50% бюджетного финансирования.

Финансирование вопросов, связанных с дноуглублением, реконструкцией, модернизацией портовой инфраструктуры полностью «лежит на плечах» порта.

С круизной точки зрения интерес к порту будут повышен, если вся инфраструктура города будет хорошо развита: а это «во-первых – аэропорт, потом – состояние дорог».

Планы развития

Одесский порт увеличивает не только обработку круизных судов. В планах – наращивание перевалки контейнеров и зерна.

В соответствии с Законом «О морских портах Украины» предусмотрено краткосрочная, среднесрочная и долгосрочная перспектива развития Одесского морского порта – на 5, 10 и 25 лет, в итоге до 2038-го года.

В первую очередь, уточнил начальник администрации порта, это строительство контейнерного терминала «Карантинный Мол». Окончание работ предусмотрено в 2014-ом году.

– Терминал сможет принимать наибольшее судно, которое способно пройти через пролив Босфор, – рассказал о проекте Михаил Юрьевич. – А это контейнеровоз более трехсот метров с глубиной причала до 15 метров. В финале – это два причала общей протяженностью 650 метров. Пропускная способность первой очереди терминала составит 600 тыс. TEU в год. Общий объем инвестиций составил около 5 млд. гривен, наполовину с ДП «ГПК – Украина».

Второй масштабный проект – зерноперегрузочный комплекс на Андросовском молу, включающий строительство причала 1-з и берегового элеватора. Мощность комплекса – до 4,0 млн. тонн зерна в год. Финансирование строительства осуществляется совместно с администрацией Одесского порта и компанией-инвестором – ООО «Бруклин-Киев». По состоянию на 1 декабря выполнено 61,3% строительно-монтажных работ.

В 25-летнем плане развития, добавил Михаил Соколов, есть ряд и других, более долгосрочных проектов. Практически для каждой стивидорной компании, работающей в Одесском порту, для каждого терминала предусмотрено развитие, и в перспективе на 25 лет «буквально каждый причал порта должен быть либо реконструирован, либо модернизирован, т.е. запланировано полностью обновление причальной инфраструктуры».

– В долгосрочной перспективе мы предполагаем, что это будет более 3 тысяч рабочих мест. Вложения оцениваются в размере порядка 20 млд. гривен, – заключил Михаил Юрьевич.

Фото © Анатолий Венгрук

– Государственно-партнерские отношения в порту – это не только смена вывески. Были какие-либо сложности при реорганизации структуры?

– В Одесском порту уже порядка 20-ти лет работают 12 крупных стивидорных компаний и ряд других частных компаний, которые сотрудничают на условиях государственно-частного партнерства. Вместе с тем новый закон направлен на то, чтобы расширить правовое поле, в котором работают частные компании, и сделать сотрудничество более удобным для частных компаний и более эффективным для госпредприятия.

Трудности, конечно есть. Реформа сама по себе не создала проблем – она подстегнула к тому, чтобы те проблемы, которые накапливались в портовой отрасли десятилетиями, были решены в кратчайшие сроки.

– Из-за того, что объем грузоперевозок упал, справедливо ли сказать, что по состоянию на сегодня реформа реального эффекта еще не дала?

– Как и любой масштабный процесс – реформа не может дать результаты за 5-6 месяцев. Но, исходя из того, что мы видим сегодня, еще ряд законодательных актов необходимо урегулировать и реформа пройдет как запланировано.

DSC_0652В социальной сфере, по словам Владимира Зайкова, все гарантии для работников порта и ветеранов, после реформы остались в силе. Во время реорганизации не был сокращен ни один работник порта. 26 июня на совещании трудового коллектива был принят коллективный договор. Этим соглашением были оставлены практически все те гарантии, которые существовали раньше.

Самое главное, подытожил встречу Михаил Соколов, что можно сказать по морской портовой отрасли сегодня:

– Мы живем в интересное время. Я считаю, что очень правильно и интересно сегодня молодым людям работать в морской отрасли, потому что она проводит реорганизацию, подобной которой не было никогда в истории Украины. Эта реорганизация бросает вызов молодым специалистам, которые имеют возможность применить себя, реализовать дать новые идеи и осуществить реформу.

Автор: Лариса Ерошкина, Анатолий Венгрук


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.008
Перейти на повну версію сайту