![]() |
|
![]() |
![]() |
Редакция газеты «Одесские известия» продолжает традицию онлайновых пресс-конференций, на которых ответственные руководители отвечают на вопросы собкоров из районов. Это уже пятая подобная пресс-конференция. На сей раз гостьей редакции стала Людмила Анатольевна Варавва, начальник Государственной инспекции по вопросам защиты прав потребителей в Одесской области.
Вопросы ей задавали шеф-редактор Иван Ненов и собкоры: Татьяна Гуричева, работающая в Белгород-Днестровском, Овидиопольском и Саратском районах, Елена Харченко (Фрунзовский и Великомихайловский районы), Олег Колев (Измаильский район), Любовь Кузьменко (Балтский, Кодымский, Котовский районы) и Антонина Бондарева (Ренийский, Килийский, Болградский районы).
Пресс-конференцию вел главный редактор «Одесских известий» Евгений Блинов, техническую часть обеспечивал его заместитель Виталий Сочалов. Запечатлел встречу фотокорреспондент редакции Анатолий Вакуленко.
– Людмила Анатольевна, 9 октября Вы вступили в должность. Зная Вашу рабочую активность, уверен, что Вы сходу погрузились в проблемы и можете не только рассказать нам о многом из того, что волнует людей сегодня, но и поделиться планами вашего учреждения на следующий год.
– Я очень рада, что попала в эту очень серьезную государственную структуру. Рада, что там работают профессиональные люди. А с умными людьми работать всегда приятно, комфортно.
Для начала я хотела бы дать краткую информацию о том, чем мы занимаемся и какие у нас планы. Мы относительно молодая организация: Государственная инспекция по защите прав потребителей существует не более трех лет. Сегодня, к сожалению, о нас знают очень мало, особенно в районах области. Соответственно, не все еще представляют – и потребители, и предприниматели, – как с нами взаимодействовать: как к нам обращаться, пользоваться нашими услугами. Я очень надеюсь, что с вашей помощью, уважаемая редакция, я смогу достучаться и до руководителей районов, и до предпринимателей, которые осуществляют там свою хозяйственную деятельность, и до потребителей, которые нуждаются сегодня в нашей защите.
Государственная инспекция по вопросам защиты прав потребителей руководствуется огромным количеством законов и законодательных актов, положений, правил, технических регламентов. Я составляла себе список нормативов, которыми мы пользуемся: таковых оказалось около двухсот.
Мы работаем в двух режимах – плановом и внеплановом. Контролируем предпринимательскую деятельность в разрезе качества товаров и услуг, предоставляемых сегодня на рынке. Я делаю акцент на качестве, потому что другие структурные подразделения либо органы центральной власти, контролирующие товары и услуги, рассматривают эти позиции с точки зрения безопасности либо соответствия законодательству. Но в отношении качества прерогативу имеем мы. Поэтому сегодня у нас стоит государственная задача по контролированию соблюдения закона о защите прав потребителей, закона о рыночном надзоре. Благодаря этим двум законам потребитель защищен полностью.
Прежде чем попасть на занимаемую должность, я эти законы выучила буквально наизусть, и даже, как потребитель, была удивлена, что мы действительно защищены. Просто мы немного невежественны в этом. Следует помнить основные права потребителя: мы имеем право на качественный товар или услугу. Мы имеем право на доступную и своевременную информацию о качестве товара и услуги. Мы имеем право на защиту в получении качественного товара…
У нас много планов на будущее. Пользуясь случаем, хочу проинформировать, что на сегодняшний день разработана и предложена программа деятельности Государственной инспекции по вопросам защиты прав потребителей на три года (2014 – 2016). Эту программу я готова декларировать перед депутатами областного совета. Это программа действия, сосредоточенная на конкретных практических шагах. Она требует определенного финансирования и поддержки властей, но только при взаимодействии с депутатским корпусом, областной администрацией и такими структурными подразделениями, как, например, Главное управление Миндоходов в Одесской области, санэпидемслужба.
Первая задача, которую я для себя поставила, – наладить плотное взаимодействие с перечисленными структурами. Сегодня нужно создать аналитическую базу с информацией о том, что у нас есть, и к ней должна иметь доступ каждая из вышеперечисленных госструктур. У каждого есть потребность в информации – но ее нет, ее нужно накапливать. Нужна просветительская деятельность, чтобы потребитель знал, где и как можно защитить свои права.
Порядок рассмотрения жалоб простой: получив таковую, мы ее рассматриваем по закону в течение 30 дней. Но практика показывает, что достаточно и десяти дней. Ежемесячно мы получаем порядка ста жалоб от жителей области. Это очень большой пласт работы. У нас трудятся 37 специалистов, и если распределить нагрузку – все заняты достаточно серьезно, и это помимо плановой работы.
Нам часто необходимы сведения из районов – о том, что в них происходит. Поэтому очень важно, чтобы там были наши делегированные представители, которые могли бы быть с нами в прямом контакте и постоянно нас информировать. Это будет способствовать оперативному реагированию. Кроме того, мы плодотворно сотрудничаем с общественными организациями, которые присылают нам жалобы на различные нарушения.
Я считаю, что в каждом районе нужно определить специалиста, который получит задание со стороны властей в части взаимодействия с нами.
Сегодня мы готовы работать, готовы провести мастер-классы, тренинги, дать информацию о том, как можно работать. В силу специфики моей предыдущей должности вице-губернатора Одесской области я много работала с представителями Евросоюза, и мы обратились к их полевому штабу в Одесской области и попросили поделиться европейским опытом, помочь нам проводить мастер-классы и тренинги для представителей в районах.
Вопрос от собкора Любови Кузьменко:
– Людмила Анатольевна, все знают, что законодательством Украины предусмотрены как гарантии качества товаров и услуг, предоставляемых гражданам, так и возможность защиты их прав. Но не все знают, куда обращаться, кто контролирует качество и безопасность продукции. Скажите, куда нужно обращаться нашим читателям?
– Обращаться, конечно, нужно в Госпотребинспекцию в Одесской области. У нас есть три ресурса, с помощью которых можно к нам достучаться. Первый – это почтовый ящик потребителя. Когда потребитель обнаружил нарушение закона или ущемление своих прав, он может написать в свободной форме заявление на имя начальника Госпотребинспекции в Одесской области Вараввы Людмилы Анатольевны. Адрес – 65107, Одесса, Канатная, 83. В заявлении следует изложить суть нарушения. Обязательно к этому заявлению необходимо приложить копию договора, на основании которого происходила сделка: это либо чек, либо приходно-кассовый ордер. На основании этих документов мы сможем защитить тех, кто к нам обращается.
Второй ресурс – для интернет-пользователей. С 15 декабря мы полноценно запустили работу нашего сайта под названием «Мое право». На этом сайте есть информация для всех: и для предпринимателей, и для потребителей. Кроме того, там есть образцы заявлений, и там же можно распечатать бланк заявления и отправить его нам. Информации на сайте более чем достаточно.
Третий ресурс, который мы внедрили с моим приходом – горячая телефонная линия по номеру: (048) 770-50-30. Звонки по этому номеру принимаются с понедельника по пятницу, с 9 до 18 часов. Оператор может либо проконсультировать лично, либо соединить с профильным специалистом, который четко объяснит, что нужно делать.
– Где потребитель может ознакомиться с перечнем товаров, которые не подлежат обмену?
– Это можно узнать в Законе Украины о защите прав потребителей: там есть приложение, которое называется «Качественные товары, не подлежащие обмену». Согласно закону Украины, любой товар, за исключением тех, которые указаны в этом списке, может быть возвращен по любой причине. Например, вы купили свитер, но через два дня вас не устроил его цвет, и если вы еще не срезали бирку, то в течение 14 дней вы, взяв товарный чек, этот свитер с биркой, можете сдать его в магазин и получить либо уплаченные деньги, либо поменять на свитер того цвета, который вы хотите. Но это не касается некачественных товаров: они подлежат возврату.
Качественные товары, не подлежащие возврату, в упомянутом списке можно разделить на группы: товары для новорожденных (соски, пеленки и т.д.), товары гигиенического пользования, постельное, нательное белье, чулочно-носочные изделия, перчатки, парики, отрезные ткани, ковровые изделия, аудио- и видеодиски и все, что касается лазерных систем, металлопродукция, пиломатериалы, стекло. Это в целом, так как список большой. Полный перечень будет на нашем интернет-сайте.
Иван Ненов:
– Как Вы смотрите на то, чтобы в нашей газете периодически выпускалась полоса о деятельности вашей организации? Она дойдет до потребителя в любом селе.
– Абсолютно с Вами согласна и рада принять Ваше предложение. Более того, у меня уже существует такая практика, и некоторые печатные издания уже получают информацию от нас еженедельно.
Олег Колев:
– Пассажирскую перевозку по маршруту Измаил – Одесса осуществляет одна фирма-перевозчик. Однако диспетчеры, водители данной фирмы в лучшем случае выдают клиентам пустые бланки проездных документов. Как в законодательной плоскости оспорить данную практику фирмы-перевозчика?
– Спасибо за вопрос. Здесь лучше сказать: не оспорить данное действие, а защитить свое персональное право. Я больше чем уверена, что это личная инициатива водителей, потому что документ, подтверждающий финансовую сделку, – это чек, в котором содержится информация о том, что произведена перевозка и сколько она стоит. Он не может быть пустым. Человеку, который пожаловался на эту проблему, я порекомендую для начала письменно обратиться к автоперевозчику с соответствующей жалобой. Для этого следует приложить копию пустого чека, четко указать номер автобуса, на котором он проехал и в котором ему вручили этот чек. Если ответ автоперевозчика не удовлетворит жалобщика, тогда обращайтесь к нам, мы займемся этим вопросом. Если жалобщик не получит ответа от автоперевозчика вовсе – мы также будем рады помочь. Присылайте нам жалобу с копией пустого чека, и для нас это будет поводом осуществить качественную проверку.
– Дело в том, что в самом офисе этой фирмы, сколько она здесь существует, никогда не выдавались заполненные выездные бланки. Это политика данной фирмы. С недавних пор были вытеснены другие перевозчики, и остался только этот. Здесь проблема не с единственным водителем, но со всей фирмой.
– У нас есть четко прописанная процедура действий и осуществления расследований по каждому правонарушению. Для этого мы получаем жалобу и индивидуально занимаемся ею вплоть до поставщика услуги или продукта, о котором Вы в данном случае говорите. Если у вас нет непосредственно жалобщика, тогда, пожалуйста, напишите об этой проблеме. У нас есть практика, когда журналисты указывают на правонарушения, и есть хорошие результаты.
Евгений Блинов:
– Насколько я понял, вы не боитесь влиятельных покровителей автотранспортных предприятий, которые в силах вытеснить даже конкурентов из района.
– Абсолютно верно. Мы никого не боимся. Мы действуем в четком законном поле, и когда к нам приходят с истериками, угрозами или слезами, ответ на все один: не нарушайте закон.
Олег Колев:
– Следующий вопрос от жителя города Измаила. «После установки металлической двери выявились определенные недостатки: был нанесен (вырезан в металле) логотип, который отсутствовал на образце в момент заказа. Не был соблюден размер наличника, в результате чего была раздолблена прилегающая стена моей квартиры. О том, что дверь не соответствует заказу, я в известность поставлен не был. Могу ли я получить компенсацию, и если да, то при каких условиях? Каков возможный размер компенсации?»
– Компенсацию он может получить в двух видах: либо фирма устраняет проблемы и ставит нужную дверь, либо дает денежную компенсацию. Но только при одном условии: если у этого потребителя есть документ, фиксирующий момент договора с тем, кто предоставлял услугу, и момент принятия товара по акту. Куда бы мы ни обращались, мы не должны терять бдительность. Сделка – это серьезная процедура, и чем серьезнее мы к ней отнесемся, тем больше будем защищены от обмана. Когда вы обращаетесь за услугой в эти агентства, фирмы, перво-наперво подпишите договор, в котором четко зафиксированы характеристики товара, который вы приобретаете, условия оплаты.
Когда товар предоставляется согласно договору, нужно подписать акт приема-передачи, в котором нужно указать, согласен ли, доволен – или недоволен. Третий документ – это финансовый документ: чек или приходно-кассовый ордер. Вот на основании этих трех документов мы будем вас защищать. Если их нет, в любом случае мы постараемся найти возможность повлиять.
Что происходит в этом случае? Сначала нужно вернуться к поставщику услуги и объяснить, что намерены обратиться в Государственную инспекцию по вопросам защиты прав потребителей, которая может защитить обиженного. Если они не согласятся идти на уступки, то, получив письменный отказ, приходите в Госпотребинспекцию.
Антонина Бондарева:
– Людмила Анатольевна, вопрос от жителей города Рени. Не так давно в предыдущие созывы при горисполкоме работал специалист по защите прав потребителей и многие граждане обращались к нему. К сожалению, повод всегда есть. На сегодняшний день в Рени такого специалиста нет. Скажите, можно ли обязать мэра взять на работу такого специалиста?
– Спасибо за вопрос. Мы немного уже коснулись этой темы. Мэра обязать мы как инспекция не можем. Но для нас это очень важный вопрос. Я буду обращаться к губернатору области, к депутатскому корпусу с просьбой о том, чтобы на местах в районах был такой представитель в рамках существующей структуры районной администрации.
Это означает, что брать нового специалиста и искать финансирование не понадобится. Сегодня в райадминистрациях есть люди, которые могли бы взять на себя такие полномочия. Это не сложная работа и она не отвлечет от основных обязанностей. Я Вам обещаю, что буду заниматься этим вопросом.
– Как Вы знаете, некоторые села Одесской области занимаются производством ранних овощей – частным образом, в теплицах. Я достоверно знаю, что эти люди свою продукцию не едят, поскольку в ней большое количество химикатов и различных удобрений. Скажите, как рядовому покупателю проверить качество продуктов на рынке?
– Теория и практика. Во-первых, на каждом рынке существуют лаборатории и санитарно-эпидемиологическая служба, которая и выдает разрешительные документы предпринимателю – в данном случае тому, кто выращивает ранние овощи, – на реализацию этого товара. Любой человек на рынке может потребовать у продавца этот документ. Если его нет, нужно зайти в эту лабораторию к санврачу, назвать номер павильона и фамилию продавца и попросить документы, подтверждающие качество товара.
Практика следующая. Вежливые, порядочные люди не откажут. Если человеку отказывают, что делать? Например, продаются яблоки. Можно купить одно яблоко, сделать анализ за свой счет – это недорого. Потребитель имеет право на это, тем более за свои деньги. Если качество будет забраковано согласно этому анализу – тогда продавец этих яблок должен компенсировать средства, потраченные на лабораторные исследования, и средства на приобретение товара.
– Я нередко сталкиваюсь с ситуацией, когда пенсионеры просят отрезать часть палочки копченой колбасы или полбулки хлеба и в большинстве магазинов им отказывают в этом. Правомерны ли такие действия продавца?
– Неправомерны. Любой потребитель имеет право купить то количество товара, которое он планирует и на которое он рассчитывает. Есть одно условие: покупателю могут отказать, если при покупке части товара нарушается его качество или условия хранения. Например, если палка колбасы запечатана в полиэтиленовую упаковку и при этом потребитель просит отрезать половину, то продавец имеет право отказать покупателю. Также, если хлеб упакован, продавец может отказать продать половину.
Юрий Федорчук:
– Кто контролирует качество продовольственных продуктов, которые реализуются в больших магазинах, и кому жаловаться на недобросовестных продавцов?
– В отношении недобросовестных продавцов в правилах торговли есть такой нормативный документ, который предполагает возможное нарушение со стороны торгующих организаций.
В отношении качества товаров в больших магазинах. Инспекция занимается контролированием качества товаров. Что мы делаем? Есть предусмотренная и прописанная законодательством процедура. При наших плановых и неплановых проверках мы отбираем образцы товаров. Затем обращаемся в лаборатории, делаем экспертное заключение. Если товар забракован по качеству, мы, во-первых, применяем штрафные санкции, немалые, порядка 30% от всей товарной партии, поступившей в магазин. Второе: мы приостанавливаем реализацию товаров, пока нарушения не будут устранены должным образом, вплоть до приостановки деятельности магазина. В общем, санкции очень серьезные.
Евгений Блинов:
– Недавно в эфире всеукраинских телеканалов прошла такая скандальная информация. Серьезные торговые сети, представительства которых есть и в Одессе, и уже в некоторых районных центрах, продают бытовую технику, мягко говоря, не соответствующую определенным параметрам. Они пытаются давить на инспекцию, жалуются, но в конце концов журналисты делают вывод, что ваши сотрудники пришли, оштрафовали, применили санкции, а магазин продолжает то же самое продавать и в ус не дует. Возможно ли такое? Это домыслы моих коллег или пробелы в законодательстве?
– Пробелов в законодательстве в данном случае нет. Сегодня мы начали разговор с того, что Госпотребинспекция – молодой орган исполнительной власти. Полномочия, которые у нас есть, настолько серьезны и настолько их много, что бизнес не отдает себе отчет, с кем он имеет дело.
Действительно, на протяжении последнего месяца мы проверили, по состоянию на текущий день, более 20 очень крупных сетевых магазинов в Одесской области, которые сегодня продают сложную бытовую технику. В каждом магазине выявили нарушения. Нарушение номер один: на товаре нет национального знака соответствия. Об этом должен знать потребитель. Национальный знак соответствия – это трилистник в незамкнутом круге. Если на товаре нет этого знака, значит, государство не знает, что этот товар продается, государство не разрешило такой товар продавать, это значит, что этот товар небезопасен. Это касается не только бытовой техники.
Второе тотальное нарушение – отсутствие информации о производителе, дате производства, срока годности. Мы сделали запрос в Госслужбу по чрезвычайным ситуациям: были ли трагические случаи возгорания при пользовании, в частности, при нарушении правил пользования бытовой техникой. Сегодня я получила ответ. Жуткая статистика: за 11 месяцев этого года – 663 случая возгорания из-за неправильного пользования бытовой техникой. В результате погибли 30 человек и 17 пострадало. Я не хочу заявлять, что эти данные говорят о том, что торговые сети продают некачественную бытовую технику. Статистика говорит о том, что нарушены правила пользования ею. Мы будем дальше проводить расследование, а для этого должны быть экспертные заключения. Но это звоночек, на который нужно обращать внимание.
Татьяна Гуричева:
– Уважаемая Людмила Анатольевна, мне было очень интересно прослушать Вашу информацию о качестве сложной бытовой техники, тем более мой вопрос будет касаться этой темы. Я хочу сообщить Вам, что в Белгород-Днестровском, Саратском, Овидиопольском районах, которые я курирую, специалисты по защите прав потребителей есть. И более 30% вопросов, жалоб, обращений, которые официально поступают к ним, касаются именно качества сложной бытовой техники.
Сегодня в Белгороде-Днестровском есть большие супермаркеты бытовой техники. Мне приходилось лично наблюдать решение конфликтных вопросов при возвращении некачественной техники. Если купленный товар выходит из строя, то в течение 14 дней по гарантии, как Вы сказали, эту технику можно вернуть, заменить или отремонтировать. В действительности именно эта норма очень часто нарушается. Специализированные сервисные центры находятся либо в Одессе, либо в Киеве, и иногда эти сроки не выдерживаются. Если нарушаются гарантийные сроки по ремонту, то согласно закону магазин обязан выплачивать потребителю пеню. Некоторые магазины выполняют эти требования, некоторые отказываются. Что можно предпринять, руководствуясь соответствующими статьями закона о защите прав потребителей, если продавцы отказываются оплачивать эту пеню?
– Во-первых, то, что товар можно вернуть в течение 14 дней, не относится к гарантии; во-вторых, сроки гарантии на товар всегда разные, это нужно оговаривать при покупке и при заключении гарантийного договора. В-третьих, когда товар сдается в гарантийное обслуживание, он должен быть доставлен за счет и во время работы магазина. Что касается времени пребывания товара на гарантийном обслуживании, то есть такое понятие – обменный гарантийный фонд. Если вы стиральную машинку сдали в сервисный центр по гарантии, они обязаны вам на это время предоставить другую товарную позицию, подобную этой.
Насчет пени – все очень индивидуально. Если у вас конкретный случай, я бы попросила предоставить нам контактные данные, чтобы связаться с этим человеком, который пришел к Вам с такой проблемой. Мы с ним индивидуально пройдем весь путь, вплоть до выплаты пени, в которой отказывают, и тогда мы обнародуем эту информацию и расскажем, как нужно поступать в этой ситуации.
Кроме того, скажу, что у нас есть механизм воздействия на предпринимателей, на бизнес. На нашем сайте «Мое право» мы планируем объявлять черный и белый списки предпринимателей, торговых сетей, сервисных центров и т.д. Мы сейчас отрабатываем критерии, по которым в этот список будут попадать представители хоздеятельности. В общем, это не секрет. Для бизнеса это серьезная мотивация – не попасть в черный список, а для потребителя – полезная информация. Ваш вопрос я прошу отправить нам, на мое имя, и мы его доработаем.
Елена Харченко:
– Я немного отойду от вопроса обслуживания магазинов и хотела бы спросить по поводу обслуживания в медучреждениях. Очень часто мне приходится видеть, особенно в одесских медучреждениях, как люди платят за элементарные исследования – УЗИ, маммограф, рентген – немалые деньги. Если учитывать, что это оборудование установили за счет госбюджета, почему тогда с людей берут плату?
– Государственное медицинское учреждение не имеет права требовать плату за такую услугу. У нас есть такая практика и норма, когда медучреждение приобретает оборудование за счет спонсорских средств или благотворительности. Законным языком это называется хозрасчетным способом, то есть в данном случае предприятие может предлагать услугу на платных условиях.
Что касается данного случая, я знаю о такой практике. Столкнулась с ней лично, когда подобное обследование проводили мои знакомые, и в качестве чека за такую услугу им предложили некий документ, в котором было написано «благотворительный взнос». Это нарушение, на которое не должен идти потребитель. Придя в медучреждение, чтобы сделать, например, маммографию, нужно узнать, платная эта услуга или нет, попросить показать прейскурант и задать вопрос – выдадут ли чек? Госмедучреждение не всегда вправе предлагать платную услугу. Это всегда очень индивидуально. Если вы говорите о конкретном медучреждении, то присылайте заявление, будем разбираться.
– Иногда, как посмотришь телевизор, просто диву даешься, что рассказывают с экранов о продуктах питания – таких как печенье, майонез, о других. Там такие составляющие, что прикасаться страшно после этого. Если они вредны для людей, то почему такие товары поступают на прилавки магазинов?
– Ответ простой – это халатность и нерадивость предпринимателя, который это делает. Это однозначно нарушение закона, потому что сегодня мы с вами, как потребители, абсолютно защищены государственным контролем качества товара, который поступает на прилавок. Но государство не всегда может поймать за руку нарушителя. Я говорю о фальсификате продтоваров. Назову Вам страшные цифры: за 11 месяцев погибло 76 человек от фальсификата алкогольных напитков. Ужасающие вещи, но чтобы государство могло адекватно – своевременно и качественно – реагировать на это, нужно взаимодействие служб, которые работают и стоят на страже защиты прав потребителей.
Мы должны друг другу своевременно передавать информацию. Если мы говорим об отравлении в одном ресторане в этом году в городе Одессе – я не застала этот период – это был вопиющий факт. Мне очень жаль, что санэпидемслужба не отреагировала и не разослала эту информацию сразу же всем остальным причастным структурам, которые могли бы оказать свое влияние в данном случае. Я надеюсь, что мы вместе должны это одолеть. Многое зависит от того, будет ли общественность нам подсказывать. Я очень рада этому диалогу с вами. Проблемы очень актуальны, они есть и о них нужно говорить.
Евгений Блинов:
– Большое Вам спасибо за то, что Вы ответили на наши вопросы. Традиционно мы предоставляем заключительное слово нашему гостю – просим поделиться своим впечатлением о том, как прошла онлайн-конференция, высказать свои пожелания, мнения.
– Я очень благодарна вам, уважаемая редакция «Одесских известий», вам, корреспонденты, которые сегодня задавали такие практичные вопросы. Радует, что мы сегодня с вами можем пользоваться технологиями, обеспечивающими онлайн-конференцию. Это удобно, практично.
Во-первых, я прошу вашей помощи, чтобы немного повлиять на менталитет, на умы наших сограждан, будь то потребители или предприниматели. Госпотребинспекция не существует как карательный орган. С одной стороны, мы не хотим оказывать давление на бизнес, с другой – вынуждены защищать потребителя, потому что факты нарушений есть. Но хочу заявить: закон предусматривает деятельность предпринимателя таким образом, что он может, не нарушая закон, не нарушать права потребителя. Читайте основные законы: правила торговли и закон о защите прав потребителей – это два основных документа, которые обязаны знать все, кто занимается сегодня торгово-предпринимательской деятельностью. Во-вторых, потребители, не теряйте веру в то, что у вас есть защитники. Хочу сказать в преддверии Нового года, что планы у нас грандиозные. Качество своей работы мы будем улучшать за счет того, что будем тесно взаимодействовать с другими органами власти. Механизм найден, договоренности есть, осталось только все это внедрить.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.007Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |