![]() |
|
![]() |
![]() |
Недавно о подготовке к передаче в концессию нефтерайона ОМТП официально заявила Администрация морских портов Украины
Со вступлением в силу закона о морских портах замаячила перспектива приватизации портовой инфраструктуры. Правда, только в форме концессии
«Сегодня порты готовят технико-экономические обоснования для проведения концессионных конкурсов. В следующем году мы уже сможем получить первый опыт их проведения», — говорит заместитель министра инфраструктуры Дмитрий Демидович. Впрочем, и без этого месседжа в портах уже не первый месяц наблюдается заметное оживление: заинтересованные компании хотят застолбить места — даже там, где перевалочные мощности только еще предстоит построить. Так, один из ведущих операторов контейнерных терминалов в России Global Ports покупает за $291 млн. и 18% акций от своего увеличенного капитала Национальную контейнерную компанию. В рамках этой сделки он получает опцион на покупку за $60 млн. у акционеров НКК 50% в «Контейнерном терминале Ильичевск». Опцион должен быть реализован в течение трех лет.
Зерноторговая компания Louis Dreyfus Commodities договаривается со стивидором Одесского порта «Бруклин-Киев» о вхождении в состав акционеров. Как сообщил гендиректор компании «Бруклин-Киев» Юрий Губанков, о совместной дальнейшей работе можно будет говорить после по окончании строительства нового зернового терминала. «Louis Dreyfus, возможно, будет выступать в качестве партнера или акционера «Бруклин-Киева». Есть определенные договоренности. Это произойдет в середине или в конце 2014 года», — уточнил Губанков. Есть информация, что речь идет о покупке миноритарной доли пакета стивидора под гарантии грузопотока со стороны зернотрейдера.
Параллельно наращивают перевалочные мощности нынешние их собственники. В Одесском порту стивидорная компания «ГПК-Украина» совместно с государством расширяет контейнерный терминал на Карантинном молу. При объеме инвестиций почти 5 млрд. грн. ввод в эксплуатацию планируется в 2014-м. На том же молу компания «Олимпекс Купе Интернешнл» продолжает строить зерновой перегрузочный комплекс, объем инвестиций — 140 млн. грн.
Начальник администрации Одесского морского торгового порта Михаил Соколов недавно обозначил ряд проектов для возможного инвестирования на условиях концессии: территория судоверфи «Украина», пассажирский комплекс, объекты нефтяного терминала порта. О подготовке к передаче в концессию нефтерайона ОМТП официально заявила и Администрация морских портов Украины. Намерения получить его выразила группа ВЕТЭК Сергея Курченко, которая уже в этом году купила Херсонский нефтеперевалочный комплекс. Но Курченко — не единственный претендент. Большая часть мощностей Одесской нефтегавани аффилирована с группой «Приват» Игоря Коломойского. А комплекс по перевалке сжиженного нефтяного газа здесь принадлежит компании UkrLloydsystem британского миллиардера Александра Жукова.
Кроме того, вице-премьер Александр Вилкул рассказал о том, что компании «Трансинвестсервис» и «Дельта Вилмар» готовят к реализации проекты в порту Южный и в Ильичевском морском торговом порту. А «Cargill Украина» хочет участвовать в концессионном конкурсе на один из имущественных комплексов — чтобы построить комплекс по хранению и переработке зерновых культур и подсолнечника годовой мощностью 4,5 млн. т.
Тем не менее эксперты не склонны характеризовать изменения в отрасли как значительные улучшения, которые дадут результат в скором времени. «Модернизация и строительство портовой инфраструктуры — процесс дорогостоящий, средства под проектное финансирование сейчас привлечь сложно, а в нашей стране еще и дорого», — полагает директор по M&A компании «МТ-Инвест» Алексей Некраса. Эксперт отмечает, что интерес к портам есть в первую очередь у экспортеров зерна, компаний горно-металлургического комплекса, «но последним сегодня средства на развитие инфраструктуры найти будет сложно, поскольку отрасль переживает не лучшие времена». Тем не менее тот же Ринат Ахметов как грузовладелец крайне заинтересован в контроле над всей логистической цепочкой, включая транспортировку и перевалку. Как и другие промышленники. Наивно полагать, что они лоббировали бы портовую реформу в нынешних условиях, если бы рассчитывали воспользоваться ее плодами лишь в отдаленном будущем.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |