ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
«Веселый Роджер» в шаге от Одессы
11.01.2014 / Газета: Одесский вестник / № 1(5301) / Тираж: 5481

В последнее время пираты действуют не только на морях и океанах. но и в значительной степени на реках, включая Дунай – одну из главных водных артерий Европы, протекающую по территории десяти стран.

…Первыми тревогу после ряда ограблений на реке подняли болгарские соседи. В других придунайских странах до поры, до времени смотрели на это явление, как на курьез, хотя, на мой взгляд, поводов для улыбок не было. Работающие на Дунае моряки и речники, среди которых, кстати, много одесситов, всерьез встревожились два-три года тому назад, когда нападения на суда Украинского Дунайского пароходства обрели регулярный характер. В перечне пострадавших судов — теплоходы «Звездный», «Капитан Антипов», «Капитан Бабкин», «Капитан Жидков», «Пермь», «Челябинск»… Утверждают, что счет нападениям нынче уже идет на десятки…

Пираты Дуная, кто они и как действуют? Это, прежде всего, жители прибрежных территорий, в основном Румынии и Сербии. Атакуют чаще всего несамоходные суда в составе караванов и те, что стоят на рейде. К намеченному для ограбления судну подходят на лодках, иногда на катерах-захватчиках. Потом около десятка пиратов взбираются на борт и, угрожая оружием, стремятся побыстрее забрать все ценное. Отпор грабителям удается дать в редких случаях.

Охотятся речные пираты, как правило, на ликвидные грузы, вроде продовольствия, а также на крышки люков, силовые кабели, топливо. Не брезгуют деньгами, спиртным и сигаретами. Обращения к властям или в полицию в портах Румынии и Сербии, в другие инстанции, в том числе украинские, ощутимых результатов пока не дали.

Как бороться с дунайским пиратством? Прежде всего, в этом плане нуждаются в совершенствовании и украинское законодательство, и Международное морское право. Что касается последнего, то некоторые документы и конвенции вообще до недавнего времени определяли пиратство поверхностно — как незаконный захват, ограбление или потопление судна. Заметим, речь идет только о морском судне, и только об открытом море. Это, понятно, к одной из важных проблем Дуная прямого отношения не имеет. Что же касается наших подзаконных актов, то сегодня моряки руководствуются Кодексом торгового мореплавания от 23 мая 1995 года, постановлением Кабмина Украины от 16 мая 1992 года «О мерах по обеспечению безопасности мореплавания». Конечно, над содержанием этих документов следует подумать. Например, в части, касающейся оружия для защиты на борту или упрощения порядка допуска охраны на борт коммерческих судов.

Что же касается ответственности самих пиратов, то в Уголовном кодексе Украины, помимо статьи 446 (пиратство), имеется целый ряд пунктов, предусматривающих строгие наказания за насилие, захват, грабеж, разбой… Но остаются вопросы: как применить эти нормы на практике к иностранным правонарушителям? Обращения в Дунайскую комиссию, главной задачей которой является обеспечение безопасности на реке, пока заметных результатов не дали. Кстати, и Сербия, и та же Румыния являются членами упомянутой комиссии. Но воз, как говорят, и ныне там: ни одна из многих жалоб по поводу пиратства в упомянутую комиссию добросовестным расследованием так и не завершилась.

Нынче пиратство существует более чем в сорока странах мира, а эффективно защищают свой флот от нападений лишь единицы судоходных компаний. Иные судовладельцы не хотят понимать, что скупиться на усиление охраны судов – себе дороже. И еще деталь: быть может, не стоит нашим перевозчикам, и морским, и речным, во всех случаях спешить списывать убытки от пиратства на счет форс-мажорных обстоятельств? Да, иногда ссылки на форс-мажор помогают судовладельцам минимизировать ущерб, но в целом они лишь косвенно поощряют пиратство…

В деле борьбы с этим злом важны комплексные подходы, включая всестороннее участие общественности, в том числе СМИ. И, право же, тему пиратства речного не следует отделять от пиратства морского и при принятии важных документов, и на научно-практических форумах.

Что же касается Одессы и всего региона, то у многих одесских коммерческих структур и частных предпринимателей имеются на Дунае деловые интересы. Значительные суммы теряют и перевозчики, в том числе одесские, главным образом после исков грузополучателей или прочих штрафных санкций, связанных с потерями после пиратских рейдов. А главное — от речных ограблений страдают деловая репутация, имидж судоходной компании.

Не меньше терпят от пиратов одесситы-моряки, которые в иных дунайских судовых экипажах составляют большинство – «веселый Роджер» над голубыми водами никого не радует. Подобная ситуация настораживает и будущих моряков – на Дунае функционируют филиалы и консультационные центры одесских морских учебных заведений. Молодому человеку, избравшему морскую профессию, не улыбается перспектива работы под перманентной угрозой ножа или пистолета. И в Атлантике, и в Индийском океане, и рядом с домом – на дунайских просторах.

Автор: Валентин Королев


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту