![]() |
|
![]() |
![]() |
Примером государственно-частного партнерства называли участники торжественной церемонии открытия участка пути в компании ТИС 25 декабря 2013-го. Железнодорожный разъезд «12 км» построен силами Одесской железной дороги при полном финансировании частного стивидора, который уже инвестировал в свое развитие более 350 млн. долларов США. Не трудно догадаться, что пример этот складывался не просто, если не драматично. Но. есть прецедент. Теперь это формула для учебников по современной логистике.
Аджалыкский лиман чем только сегодня не загружен. Через канал проходит большой сухогруз с зерном. У причалов ТИС грузят руду. Вкупе с перевозками железной дороги ТИС перерабатывает теперь до 20 млн. тонн груза в год. Но чтобы увеличить грузообороты, нужны подъездные пути. Двадцать лет назад рабочий парк станции «Химическая» предполагал заход 1,5 поезда. Сейчас заходит 18 поездов в сутки! В 2000-ом году станция представляла три пути, принимая 56 вагонов. Сейчас состоит из 8 путей, обслуживает 666 вагонов в сутки. Чтобы добиться таких результатов были вложены большие инвестиции. Первым этапом большого проекта с Одесской железной дорогой было строительство подъездного пути «18-24 км». Вторым -открытие нового ж/д разъезда «12-ый км» на перегоне «5 км-18 км» участка «Черноморская-Береговая». Теперь порт «Южный», ТИС, ОПЗ, компания «Бориваж», предприятия, расположенные на Аджалыкском лимане, смогут нарастить грузопотоки еще до 15 млн. тонн в год.
Взаимовыгоды партнерства
- Партнерство с Одесской железной дорогой, которое мы затеяли в свое время, имело большие трудности, потому что никто не знал как это делать, — отметил Олег Кутателадзе, председатель ООО «ТИС». — Мы вели переговоры, вырабатывали принципы сотрудничества. Мы понимали, что железная дорога должна развиваться. Но государство, к сожалению, не может финансировать ее проекты. Нами был найден компромисс взаимно-выгодного сотрудничества. Сегодня дефицит — железнодорожные пары. Было подписано соглашение, что после того, как мы запускаем определенный участок, который принадлежит железной дороге, увеличиваем пропускную способность, нам дают гарантированное количество пар, которые движутся в нашу сторону. До ввода в эксплуатацию подъездного пути у нас было 16 пар. Сейчас 25 пар. Пока мы сможем принять около 20. А после постройки станции «Южная» доберем остальные. И дальше будем развивать этот участок, перерабатывать грузы, наращивать обороты. И через длинный период времени получим результат и рассчитанную прибыль.
Хороший пример заразителен?
Сейчас мы стараемся вместе с руководством порта «Южный» своим примером подействовать на всех остальных участников нашего совета порта, чтобы они тоже поучаствовали в развитии порта и пропускной способности станции Черноморская-Береговая, — продолжает Олег Кутателадзе. — Сотрудничая с государством, мы развиваем наши территории и обеспечиваем увеличение грузопотока. Третий этап нашего проекта — станция «Южная» — будет занимать 70 га земли. Уже согласован технический проект. Примыкание будет осуществляться в районе магистрального пути «30 км» с заходом на станцию «Южная». Это будет очередным одиозным проектом, который реализует ТИС.
- После запуска станции -транспортного узла, мы сможем сортировать вагоны и принимать 55 пар в год, — подытожил глава компании.
Договорились дноуглублять акваторию за счет портовых сборов
Сегодня через ТИС в основном идет экспортный груз. За счет наличия терминалов его общая перерабатывающая способность составляет 35 млн. тонн.
- За счет увеличения возможности проезда, мы создадим условия, что позволит накопить груз и переработать его на море, -добавил Олег Джумберович. — Помимо осуществления проектов с Одесской железной дорогой, в рамках программы государственно-частного сотрудничества, мы активно работаем с портом «Южный» по дноуглублению. В этом вопросе, в связи с новым Законом «О морских портах Украины», есть определенные трудности. Решить его помогает активная позиция Совета порта. Есть предложение, что часть портовых сборов пойдет на углубление и развитие нашей акватории. Нас поддерживает районная администрация, с которой налажено двустороннее сотрудничество. Мы помогаем с благоустройством близлежащего села Визирки, открыли амбулаторию.
Задача власти — помочь бизнесу инвестировать в развитие
Навстречу частному бизнесу идет областная власть. По словам Алексея Еремицы, заместителя председателя облгосадминистрации, задача власти сделать максимально прозрачными отношения с бизнесом и инвестированием. Это касается земельных вопросов, капиталовложения, проблем, с которыми они сталкиваются.
- Мы должны сделать все возможное, чтобы никто не мешал работе и инвестированию средств в развитие, — подчеркнул Алексей Еремица.
Масло смешивать не будут
Сегодня рассматривается вопрос о строительстве индустриального парка, для которого на Аджалыкском лимане есть все условия. В Коминтерновском районе за 11 месяцев были решены вопросы по отводу земли до сдачи в эксплуатацию крупнейшего терминала по перевалке растительных масел «РИСОИЛ-ЮГ», группы компаний, которая уже 10 лет работает в Ильичевском порту. Решение — построить современный терминал на территории ТИСа было принято, благодаря наличию удобной железнодорожной развязки, которую планируют расширять и развивать. А в 2014-ом откроют терминал по перевалке шрота.
- Мы заключили контракты по перевалке масла с самыми крупными компаниями-экспортерами, — сообщил Николай Болгар, директор «РИСОИЛ-ЮГ». — И сможем обеспечивать все требования грузовладельца. Сегодня очень выгодно принимать большие объемы груза. Стоимость фрахта значительно ниже. В то же время мы обеспечиваем для всех клиентов абсолютно раздельное хранение. Никто из клиентов не хочет свое масло смешивать с маслом другого. Для этого мы построили 4 абсолютно независимых секции по 15 тысяч тонн. Из терминала выходит 5 труб, четыре идут непосредственно на причал ТИС. То есть каждая группа имеет свой трубопровод. Это дополнительные инвестиции, удорожание строительства. Но потом оно должно окупить себя. Кроме того, мы планируем построить комплекс по стафировке масла. Рядом располагается контейнерный терминал. А за контейнерами, как известно, будущее.
Одесский порт тоже получит больше вагонов
Рост железнодорожных перевозок решается и в плане порта Одессы.
- Пропускная способность Одесского порта не позволяет принимать больше 12 поездов, — разъяснил Григорий Бойко, главный инженер Одесской железной дороги. — Есть решение, для станции Одесса-порт формировать поезда на дальних подходах по комплексам и причалам. Эксперимент уже удачно завершен. И мы готовы реализо-вывать его и дальше.
Это даст свой прирост количества поездов, — заключил первый зам. начальника ОЖД Григорий Бойко.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |