![]() |
|
![]() |
![]() |
Сегодня все чаще говорят о переходе к информационному обществу, когда каждый человек становится потребителем огромного количества сваливающихся на него со всех сторон фактов, цифр, умозаключений политиков и представителей шоу-бизнеса, священнослужителей и спортсменов, чиновников и врачей.
«Так это же хорошо», – скажет восторженный сторонник всех современных новаций и изменений, уверенный, что разнообразная информация позволяет ему знать обо всем и обо всех доподлинную правду. И даже не поймет, что это и есть одна из главных иллюзий современного информационного общества. В нем потребителю «помогают» увидеть ту или иную информацию под нужным углом зрения, формируя тем самым не только его взгляды, систему жизненных ценностей, мировоззрение, но и стиль поведения.
Впрочем, поговорим обо всем поподробнее.
Тотальная сетизация
Глобальный шаг в сторону окончательного формирования информационного общества был сделан интернетом. Всемирная паутина пришла не только в офисы и учебные аудитории, благодаря чему представители практически всех профессий и студенты значительную часть рабочего времени начали проводить за компьютером. Она стала настойчиво претендовать и на личное пространство человека, втянув его в игры, обучающие программы, просмотр кинофильмов, шоу и, конечно, общение в социальных сетях. Потому, отойдя от компьютера совсем ненадолго, многие наши современники начинают ощущать некую оторванность от происходящего в мире, дискомфорт, скуку. И нормальное состояние возвращается лишь тогда, когда они вновь открывают любимые странички в интернете. Так сформировался новый тип зависимости – информационный.
Еще несколько лет назад специалисты отмечали ряд преимуществ всемирной сети. В частности, говорили о возможности сбросить заряд агрессивности, увы, постоянно возрастающей в современном кризисном обществе, а также найти друзей и уйти от одиночества. По их мнению, интернет мог стать своеобразной терапией против немотивированной агрессии и глубоких депрессий, которые часто заканчиваются попытками свести счеты с жизнью.
Однако с течением времени стали вырисовываться иные приоритеты. Интернет превратился в полигон для распространения экстремистских взглядов, идеологий расовой нетерпимости, пропаганды деятельности различных сект, стал мощнейшим инструментом манипуляции людьми. В ряде стран уже запрещают работу некоторых сайтов или принимают решения о возможном закрытии интернет-ресурсов, призывающих, в частности, к организации беспорядков.
В работе всех основных составляющих современного информационного общества – интернета, телевидения, кино – учитываются базовые законы человеческой психики и современные разработки по управлению поведением масс людей.
– Левое полушарие мозга отвечает за работу сознания человека, – говорит заведующий кафедрой психиатрии, наркологии и медицинской психологии ОНМедУ, доктор медицинских наук, профессор Валерий Битенский. – Правое – за бессознательное. Психика имеет три составляющих – сознательное, бессознательное (или подсознание) и барьер между ними (цензура). Любой факт из внешнего мира, с которым человек сталкивается, проходит через цензуру его психики, попадая в сознание или бессознательную сферу. Но не нужно думать, что все то, что попало в бессознательное, навсегда забыто. Информация оттуда рано или поздно начинает влиять на сознание. Поэтому многие современные технологии воздействия на человека, в частности, в сфере рекламы, основаны на использовании бессознательной составляющей психики. Туда попадают сообщения, которые затем переходят на сознательный уровень восприятия и формируют определенные типы поведения людей, подталкивают их к тем или иным поступкам.
При передаче телевизионного сигнала, особенно во время рекламы, используется три основных принципа технологии пассивного транса (гипноза): расслабление, концентрация внимания и внушение. Расслабившись и сосредоточившись перед экраном телевизора, человек поглощает всю внушаемую ему информацию. А так как у человека, в отличие от животных, две сигнальные системы, то это значит, что люди одинаково реагируют как на реальный чувственный раздражитель (правое полушарие мозга), так и на человеческую речь (левое полушарие мозга). Другими словами, для любого человека слово является таким же реальным физическим раздражителем, как и все остальные. Транс усиливает действие слов (левое полушарие мозга) и эмоционально воспринимаемых картинок-образов (правое полушарие мозга). Поэтому, отдыхая у телевизора, любой человек именно в этот момент и в этом состоянии становится чрезвычайно уязвимым, так как его сознание переходит в гипнотическое состояние.
Через 20 – 25 минут просмотра телевизионной передачи мозг начинает впитывать любую информацию, которая поступает посредством телетрансляции. Даже если зритель поначалу отрицательно относится к рекламируемому товару, многократные повторения меняют его представления. И увидев данный товар в магазине, он вспомнит рекламный ролик и, скорее всего, приобретет вещь, о покупке которой всего несколько минут назад даже не задумывался. На Западе говорят о том, что именно так формируется мания покупок. Ей подвержено большинство граждан.
Будучи человеком с прекрасным чувством юмора, Валерий Семенович рассказал, как сам, поддавшись однажды рекламным обещаниям, приобрел совершенно ненужный в домашнем хозяйстве шланг. То есть современные методы воздействия на человека уже настолько отработаны, что способны подчинить себе даже опытного профессионала в сфере лечения психических расстройств и коррекции психологических состояний.
Воздействуя на подсознание индивида, реклама приводит к тому, что человек уже не принадлежит самому себе. Он подчиняется навязываемым ему принципам и нормам жизни. И даже если сознательно он еще противится некоторым из них, подсознательно уже делает выбор в пользу той или иной психологической установки со стороны манипуляторов.
Аналогично данный механизм работает и в случае навязывания определенных оценок тех или иных событий, поступков людей, процессов, происходящих в разных странах. Если белое постоянно называют черным, его таковым начинает воспринимать большинство граждан. Только те из них, кто умеет и привык серьезно анализировать предлагаемую информацию, могут не попасться в расставленные ловушки современных СМИ. Но таких людей, увы, мало.
В восточных философиях всегда акцентируют внимание и на том, что эмоции мешают принимать правильные, рациональные и продуманные решения. Это действительно так. В состоянии эмоционального всплеска человек становится более внушаемым и легче воспринимает то, что ему хотят «впихнуть». Этой особенностью в полной мере пользуется современное телевидение. Все новостные программы перегружены сюжетами о войнах, катастрофах, убийствах, дорожно-транспортных происшествиях – в подавляющем большинстве случаев начинаются ими. Такой негативный эмоциональный фон загоняет человека в угол, оставляя ощущение хрупкости и незащищенности жизни. По данным опросов, в разных возрастных группах страх за свою жизнь после просмотра подобных материалов испытывают от 50 до 90 процентов зрителей. У них формируются симптомы, свойственные неврозам, – тревожность, истеричность. И каждый всеми силами старается уйти от полученного дискомфорта – срабатывает естественный защитный механизм психики. Даже не анализируя полученную информацию, кто-то старается не смотреть новости вообще, кто-то уходит в мир своих увлечений или погружается в депрессию, кому-то отключиться помогают алкоголь и наркотики. Ну а телевидение, не тратя времени зря, протягивает свою руку «помощи», предлагая бесконечные развлекательные шоу, напичканные дорогой рекламой. Современный зритель, и без того гораздо больше зависимый от телевидения, чем это нужно для нормального состояния его психики, в поисках выхода из негатива еще глубже погружается в бесконечный калейдоскоп лиц танцующих, поющих, готовящих кулинарные блюда участников шоу.
– Это самый простой путь для того, чтобы человек разучился думать, – продолжает Валерий Битенский. – И обратите внимание: в шоу решение принимают не авторитетные профессионалы, которые могли бы способствовать формированию у зрителей хорошего вкуса, глубокого понимания того или иного вида искусства, а зрительская аудитория. То есть все ориентировано на потребности публики. А они, как известно, не высоки. Девиз «хлеба и зрелищ» по-прежнему актуален.
Кроме того, участниками различных ток-шоу все чаще становятся люди с сомнительными жизненными ценностями. Чем больше грязи они выливают на зрителей, тем лучше, тем выше будут рейтинги передачи. Это один из главных принципов современного телевидения, ориентированного на привлечение как можно более массовой аудитории любыми средствами. Как следствие, героями нашего времени, ориентирами для подрастающего поколения, бережно взращенными СМИ, становятся малопривлекательные с точки зрения христианской морали персонажи.
Иметь или быть?
Книга под таким названием была написана Эрихом Фроммом. Он анализировал две диаметрально противоположные системы ценностей. Размышлял о людях, ориентированных на приобретение максимального количества материальных благ (иметь), и тех, кто задумывается о смысле жизни, ищет свое предназначение и стремится состояться как личность (быть).
Первые видят себя исключительно товаром, выгодно продав который, можно добиться желаемого материального благополучия. Потому вся их жизнь складывается из поиска наиболее востребованных обществом на данном этапе его развития человеческих типов поведения и подстраивания под них. Для этих людей не существует понятия предательства. Они привыкли во всем использовать окружающих. Люди для них – лишь одно из средств достижения поставленных целей. «Ничего личного», любят маскировать они свои устремления. И эта расхожая фраза как нельзя лучше характеризует представителей именно первого типа.
Представители второго типа обычно менее удачливы и состоятельны. Но эти люди остаются хранителями вечных человеческих ценностей, созидателями во всех сферах деятельности. Во многом именно их усилиями и обеспечивается прогресс человечества.
Общество массового потребления, как иногда называют современный социум, формирует благоприятный климат для преобладания людей первого типа. Постарайтесь вспомнить хотя бы несколько последних фильмов или телесериалов о наших современниках. Обязательным в них окажется победное шествие успешных героев по головам родных, близких и коллег.
– Еще с прошлого века известно, что наиболее привлекательным для зрителей является сюжет с убийствами и насилием, – говорит Валерий Битенский. – Первыми это поняли американцы, и стали эксплуатировать данный сценарий в разных его вариациях с использованием мощных возможностей кинематографа. Там воздействие на человека происходит со всех сторон – он слышит, видит происходящее на экране. А сейчас, благодаря современным технологиям, может даже попасть в гущу событий. Но чем дальше развиваются технологии, тем меньше остается глубинного смысла в этих картинах. Спокойный, размеренный разговор языком кино о сущности человеческого бытия в современном мире случается очень редко. Мало зрителей, способных такой стиль общения воспринимать. Режиссеры, ориентированные на кассовый успех, от которого зависит, будут ли они в ближайшее время снимать следующую картину, предпочитают блокбастеры, страшилки и фантастику. Они говорят, что не пропагандируют жестокость и насилие, а показывают тяжелую борьбу добра со злом. Жаль только, что большинство зрителей не воспринимают этот завуалированный философский подтекст, а запоминают только поступки, часто неблаговидные, героев картины. А подростки все чаще еще и копируют персонажей-победителей. Если грамотные кинокритики начинают говорить об этих негативных процессах, об упадке кинематографа как вида искусства, призванного пробуждать в человеке его лучшие черты, их попросту обвиняют в отсталости, непонимании современных тенденций и непрофессионализме.
Р.S. Возвращаясь к уже упомянутой книге Эриха Фромма, нельзя не задуматься о двойственной сущности человека. Ведь в каждом из нас живут свои представления о благосостоянии и о том, каким он хочет стать. И как показывает опыт, крен лишь в одну сторону приводит к весьма негативным последствиям.
В своих интервью последних лет Валерий Битенский не раз говорил о росте количества неврозов и суицидов:
– Психика не справляется с нагрузкой, которую на нее навешивает социум. У человека появляется тревога — за себя, родных, близких. Многих преследует страх умереть, сойти с ума или заразиться инфекционным заболеванием, появляется боязнь по отношению к другим людям. У большинства таких больных страх не имеет очевидной причины. Его причины кроются гораздо глубже.
Парадоксальный пример. В Великую Отечественную люди практически не болели: ни язв желудка, ни радикулитов, ни неврозов. Почему? Была цель, а потому и высокая сопротивляемость организма. Так уж мы устроены. А что сейчас? Абсолютно бесцельное существование. Человек, подчиняясь навязываемым нормам, включается в бесконечную гонку за материальным благополучием. А его душа жаждет совершенно иного существования. Он хочет быть полезным другим, занимаясь, например, волонтерским трудом или написанием книг для детей. Но сделай он такой выбор, ближайшее окружение его не поймет, осудит, посчитает не совсем нормальным. Это трудный шаг, на который решаются немногие. Остальные живут, по сути, чужой жизнью до тех пор, пока могут с ней справляться. Не случайно уровень суицидов остается самым высоким в наиболее развитых странах, где материальные потребности удовлетворены и человек больше задумывается о смысле своей жизни. О смысле, которого нет. То есть действительно: не хлебом единым…
Как один из механизмов защиты психики благополучных людей, появилось движение дауншифтеров. Это люди, на пике популярности и успеха оставившие все и отправившиеся в какой-то отдаленный уголок света, в провинцию или в монастырь, чтобы всерьез поразмышлять о своей жизни и постараться многое в ней изменить.
Возможно, это крайняя мера. Но для того, чтобы быть чуть-чуть менее зависимым от мощных информационных манипуляций современного мира, стоит больше читать, общаться с людьми в реальном, а не виртуальном мире, совершать поступки не на уровнях игры, а каждый день. И постараться за все, что происходит в вашей жизни, нести ответственность. Не списывая происходящее на моду, правила поведения вашего круга и обстоятельства.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.010Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |