![]() |
|
![]() |
![]() |
По туристическо-рекреационному потенциалу Одесская область занимает одно из ведущих мест в Украине. Особенным в регионе является грязебальнеоклиматический курорт Сергеевка. Живописный поселок со здравницами, густо засаженный редкими видами деревьев и кустарников, привезенных из Кишиневского ботанического сада, расположен на северном берегу Шаболатского (Будакского) лимана и отделен от Черного моря узкой песчаной косой.
Максимальная ширина песчаной Будакской косы, которую на черноморском побережье называют уникальным природным образованием, порой достигает 150 метров. В силу подобного географического эксклюзива принято говорить, что Сергеевка – уникальное место, где коктейль умеренного степного разнотравья «крепко сбит» с морским бризом.
Морской пляж соединен с курортной Сергеевкой пешеходно-автомобильным мостом. По данному признаку маленький поселок является в Украине единственным населенным пунктом, на балансе которого содержится километровый бетонный мост, соединяющий материковый берег с морской косой. По этой же исключительной причине имеющаяся для Сергеевки проблема тоже является редкостной сложностью.
Железобетонный мост сдан в эксплуатацию в 1972 году. Это были времена, когда всей южной территории области отводилась стратегическая роль военно-транспортного узла. Морской десант, в случае необходимости, с помощью данного военно-стратегического объекта могли оперативно перебросить на «большую землю» для дальнейших боевых операций.
Местные жители вспоминают, как шумно проходили испытания прочности сооружения. Мост «штурмовали» четыре танка «Т-34», по несколько часов двигавшиеся по нему в реверсивном режиме на расстоянии тридцати метров друг от друга.
Но не только для ратных дел строился мост. Он получил и мирное, гражданское, назначение. За последующие сорок с лишним лет на золотые пляжи Будакской косы добирались по мосту или на маломестных катерах, курсирующих через лиман.
В настоящее время большие сложности возникли по обоим направлениям. Пассажирские суда, на которых перевозят отдыхающих детей на морские пляжи, во многом не соответствуют техническим требованиям. Согласно предписаниям Главной государственной инспекции по безопасности судоходства использовать такие суда периодически запрещают. В таком случае дети стройными колоннами шагают на пляж по мосту. А он, обветшавший от времени, находится в ряду наиболее острых проблем Сергеевки.
Серьезные ремонты за прошедшие десятилетия здесь не проводились. Объект остается неподъемным для поселкового бюджета. Передвижение в период летней, существенно возрастающей транспортной нагрузки здесь становится крайне опасным. Железобетонные опоры в некоторых местах утратили связку, кое-где мост буквально висит в воздухе. То, что находится под колесами авто, назвать асфальтным покрытием нельзя. К тому же, оно в выбоинах – как после многочасовой бомбежки.
Чтобы защитить разрушенный мост от летней нагрузки, в Сергеевском поссовете принимаются сессионные решения по обеспечению безопасности дорожного движения на его территории. Летом в часы пик (четыре интервала) движение автотранспорта в обоих направлениях запрещено и перекрывается специальным шлагбаумом. Машины оставляют на бесплатной стоянке рядом. Движение габаритного транспорта по мосту вообще запрещено. В остальное дневное время, в целях ограничения движения легковых автомобилей, водителям предлагается оплатить проезд в размере 20 гривень. Но даже при таких коммерческих условиях постоянное движение здесь не прекращается.
Прошлым летом работающие на косе местные предприниматели предложили мне оглядеть мост снизу с лодки. Довелось убедиться собственными глазами, как часть металлоконструкций, разрушенная агрессивной водной средой, буквально висит в воздухе. А большинство поддерживающих свай оголено до арматуры. И такое положение грозит крайне неприятными результатами. Каждое очередное движение транспортных средств может оказаться последним испытанием для непрочных, проржавевших конструкций.
– Вопрос по Сергеевскому мосту – второстепенный! – Примерно так мне неоднократно отвечали чиновники самого разного уровня.
Задав тривиальный вопрос одному из недавних первых лиц области, наконец услышала окончательный приговор:
– Главная причина – недостаток бюджетных денег.
Как утверждает Сергеевский поселковый голова Александр Шелестенко, для капитального ремонта моста требуются огромные средства, которых у поссовета, разумеется, нет.
– Только проектная документация по реконструкции моста обойдется в 600 – 800 тысяч гривень. Для бюджетной Сергеевки это неподъемные деньги, – говорит он. – Попытки передать мост в госсобственность успехом не увенчались: он утратил свое стратегическое значение. Но следует понимать, что от существования моста напрямую зависит жизнь поселка, материальное обеспечение части его жителей. Только благодаря курортному сезону многие сергеевцы могут существенно подкрепить свой семейный бюджет. Без моста у Сергеевки сомнительное будущее.
В ряде наиболее актуальных проблем для развития курортных перспектив Сергеевки Александр Шелестенко также называет отсутствие газификации, неудовлетворительное состояние дорог и моста через Будакский лиман, на реконструкцию которого требуется многомиллионные средства.
В канун нового года в Белгород-Днестровской РГА состоялась коллегия, на которой в очередной раз прозвучал наболевший вопрос об оперативной необходимости комплексного развития Будакской косы. Подсчеты специалистов свидетельствуют, что реально в данной курортной зоне может оздоровиться более 900 тысяч человек. А это около 70% нынешнего населения области, исключая областной центр. На коллегии шла речь о разработке генплана реконструкции Будакской косы, создания и развития единой инфраструктуры строительства коммуникаций и автодороги по всей ее территории.
Для маленькой курортной Сергеевки это реальный проблеск надежды.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |