![]() |
|
![]() |
![]() |
Отдельные аспекты развитии портового потенциала Украины обсуждали в формате Круглот стола ведущие специалисты морской траст и представители отраслевых СМИ под председательством заместителя министра инфраструктуры Дмитрия Демидовича в АМПУ 28 января
Закон «О морских портах Украины» — плюсы и минусы
Говоря о некоторых итогах реформирования морской отрасли, плюсах и минусах новой нормативной базы, перспективах развития, Юрий Васьков, глава администрации морских портов Украины (АМПУ) заявил:
- Сегодня мы выполняем функции, которые возложены на Администрацию морских портов. Это поддержание в эксплуатационном состоянии объектов портовой инфраструктуры, что мы активно делаем! Вторая функция развития — создание новых объектов. В феврале будут опубликованы планы развития портов, согласованные с министерством инфраструктуры. В соответствии с готовностью проекта мы будем их реализовывать. Третья функция — создание равного доступа субъектов хозяйственной деятельности к объектам инфраструктуры. Это предприятия разных форм собственности, государственных, коммунальных, от портовых операторов до серверов. Мы продолжаем совершенствовать и унифицировать эти отношения. Четвертая -обеспечение безопасности в акватории портов. Пятая — создание конкурентных условий для всех морских портов. Для этого мы и созданы, чтобы внести новые механизмы, во все виды отношений, которые возникают в портах. Это информационные системы, свободные практики, оптимизация и либерализация отношений — неограниченный сегмент работ.
Что касается негативных моментов, я бы отметил сдерживающие факторы, влияющие на развитие наших портов. Закон не покрыл все стивидорные компании, работающие в Украине. С одной стороны Закон «О морских портах Украины» является базой основных игроков, с другой стороны — из него выпал сектор рыбных портов и речных. По речным портам примут новый закон, который, надеемся, будет иметь ту же философию и единый подход, устанавливаемый министерством инфраструктуры Украины. Рыбные порты сегодня, помимо своей основной функции, также занимаются перевалкой груза и являются полноценными стивидорами. Они создают серьезную конкуренцию морским портам. У государства должна быть единая политика для всех предприятий, независимо от вхождения в состав того или иного ведомства.
Еще один момент: мы до сих пор не имплементировали первый инвестиционный проект на госимущество. И пока не смогли создать достаточно доверия и понимания потенциальных инвесторов, которые ждут и готовы войти в государственную портовую инфраструктуру.
Тормозит развитие и отсутствие механизма функционирования Специальных инвестиционных зон в морских портах. Во всех абсолютно перспективных портах Черного моря, которые строят планы на пять лет внеэкономические инвестиционные зоны, которые имеют более простой режим регистрации и функционирования. В порту Джурджулешты (Молдова) статус Свободного порта получен на 90 лет. И нам тоже не мешало бы этим вопросом заняться. Но наш законодатель эти инициативы еще не поддержал.
Строим производства в соответствии с грузами
«Моряк Украины» интересовали перспективы производств, вблизи портов, где завозимые грузы сразу же на месте и перерабатывались.
- Вспомогательные производства, — рассказал Юрий Васьков, — уже имеют место в Южном, Николаеве, Ильичевске, соответствуя грузам, которые перегружаются в портах. Если зерновые — соответственно строятся зернохранилища, мощности по сушке, лаборатории, есть уже маслоэкстракционный завод. Когда говорим о контейнерах, то это логистические комплексы, начиная от стафировочных, заканчивая легкими мощностями по сборке. Где имеются продовольственные грузы, — актуальны холодильники и все что для этого необходимо. Производство должно быть связано с портовой инфраструктурой и формироваться от запросов. Поэтому для создания вспомогательных производств особенно необходим статус Специальных инвестиционных зон в портах.
Железная дорога — скидки на все направления
Актуальный вопрос — перевозка грузов по железной дороге. По словам Юрия Васькова, формат отношений между железной дорогой и портами после 13 июня 2013-го года сохранился прежний.
Есть два варианта отношений. Первый — договор портового оператора с железной дорогой. Второй — когда портовые операторы делегируют к администрации порта. И на ее уровне заключают договор. На основании документа железная дорога обслуживает всех портовых операторов. Не все знают, что можно оформить скидку на перевозку груза. Причем она дается не порту непосредственно, а на направление.
- Скидки и раньше давались на направление, — разъяснил Юрий Юрьевич. — Например, со станции «Береговая» до станции «Одесский порт» железной дороги. Это же сохранилось сегодня. Скидка дается перевозчику, который везет по железной дороге. Ее может получить как портовый оператор, так и сам клиент. Обратиться по поводу предоставления скидки на перевозку груза можно в Министерство инфраструктуры, которое помогает инициировать обращение.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |