ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Всегда востребованный сегмент
11.02.2014 / Газета: Одесские известия / № 14(4579) / Тираж: 18937

Онлайн-конференции в «Одесских известиях» стали привычным ежемесячным редакционным явлением. По скайп-связи из самых отдаленных точек области собственные корреспонденты задают наболевшие вопросы. Тон обсуждению обычно задает гость редакции.

Очередная такая встреча была посвящена сфере проф­техобразования, ее проблемам и достижениям. На вопросы журналистов отвечал заведующий сектором профессионально-технического образования департамента образования и науки облгосадминистрации Сергей Белоконенко. Разговор получился весьма актуальным.

Собственный корреспондент газеты по Измаилу и Измаильскому району Олег Колев:

– Недавно сорокалетний юбилей отметило ГПТУЗ-7 «Изма­ильское профессионально-техническое училище». В начале 70-х годов прошлого века город строился высокими темпами. Нужны были рабочие руки. Где теперь, в условиях общего снижения экономической активности, могут быть трудоустроены выпускники училища? Неужели их удел – работать только на новостройках и на «шабашках»?

Вопрос коллеги дополнила заведующая отделом образования и молодежной политики «Одесских известий» Кристина Виер:

– Сергей Павлович, аналогичную обеспокоенность вызывает ситуация с выпускниками Одесского центра профтех­образования.

– Я могу заверить, что в нашем регионе система трудоустройства в профтехобразовании – на довольно высоком уровне, если рассматривать ее на фоне среднеукраинских показателей. Мы гордимся, к примеру, тем, что занимаем шестую строчку в рейтинге и наш показатель трудоустройства выпускников составляет 94 процента. В среднем по Украине – 80 процентов.

Нормативная база 2010-2011 годов подразумевает предоставление выпускникам ПТО первого рабочего места. Мы теперь не имеем права брать ребенка на обучение, если у нас нет реального договора между учебным заведением и работодателем. Нас подняли на уровень высшей школы. Из-за этого мы ежегодно понемногу уменьшаем цифру госзаказа, чтобы наш выпускник получил рабочее место.

Об Измаиле. Понимаю и поддерживаю ваше беспокойство. Не всегда центры занятости и средняя школа могут определить и убедить мальчишку или девчонку в том, что именно такая профессия больше всего нужна им в жизни. Бывают случаи, когда приходит ребенок, чтобы просто пересидеть в учебном заведении, получить стипендию, средства на питание (46 гривень ежедневно). То есть, по сути ни учиться, ни впоследствии работать он не хочет. О каком же трудоустройстве может идти речь в подобном случае?..

Выпускник училища обязан быть реализованным в профессии. И учебное заведение, поверьте, все для этого делает. Иногда с помощью собственных контактов, иногда с помощью родителей, местных властей, за что мы им очень благодарны. Но работодатели инертны в этих вопросах. Некоторые даже не выполняют условия договора, который сами подписывали. Я считаю, что введение двухсторонних и трехсторонних договоров о подготовке квалифицированных рабочих вообще снимет вопрос трудоустройства.

Решение этого вопроса кроется также в более активной позиции местных властей. Понимаете, директор училища, конечно же, мониторит состояние рынка труда. Но, наверное, больше всего в этом должен быть заинтересован председатель райгосадминистрации, городской голова. Кто лучше них знает, в каких именно направлениях следует развивать город, какие профессии будут востребованы завтра? Инициатива не должна исходить только от училища. Ведь досконально мы не знаем, в чем заключается план социально-экономического развития Измаила, Котовска, Южного и других городов.

Возьмите, к примеру, наши дороги. Ни одна администрация не подняла вопрос о том, что нужны рабочие на дорогах. Молчит и автодор…

По поводу «семерки». Ей действительно сорок лет. Мы знаем и помним об этом. Планируем в ближайшей перспективе объединить несколько профтехучилищ в единый Измаильский центр профессионально-технического образования. Тем самым мы поднимем престиж не только учебного заведения, но и рабочей профессии.

– По утверждению ректора Измаильского государственного гуманитарного университета Александра Лебеденко, в условиях демографического спада закономерно встал вопрос о реформировании ИГГУ. Руководство университета рассматривало разные варианты реорганизации вуза, и в результате были разработаны и направлены в Министерство образования и науки Украины предложения о присоединении ИГГУ к Национальному университету «Одесская юридическая академия» и создании в Измаиле регионального многоуровневого учебно-научного комплекса, в состав которого могут войти пять государственных учебных заведений Измаила. Как Вы считаете, эта реорганизация целесообразна?

– Если говорить об объединении этих учебных заведений в одно целое, то считаю это преждевременным решением. Объясню, почему. Каждое учебное заведение самостоятельно: у него свои традиции, правила, нормативная база.

Укрупнить училища, дать им другое движение в контексте укрепления – вполне возможно. Ведь центр ПТО имеет право готовить не только рабочих с повышенными разрядами, но и младших специалистов.

Напомню, в Украине разработаны 210 государственных стандартов по профессиям. На сегодняшний день у нас в регионе введено более ста стандартов в подготовке рабочих кадров. Они созданы по международным шаблонам. Не секрет, что давая профессию, мы ориентируемся и на европейский рынок труда. Чтобы наш выпускник был конкурентоспособен и за рубежом.

Собственный корреспондент по Белгород-Днестровскому, Овидиопольскому и Саратскому районам Татьяна Гуричева:

– Из-за отсутствия денег были полностью сорваны осенние посевные работы на землях, отведенных в пользование Овидиопольского про­фе­ссионально-аграрного лицея. Причина случившегося – перечисления Казначейством средств со спецсчетов Ови­диопольского лицея задерживаются на три-четыре месяца. Ваша оценка этого?

– Действительно, там 250 гектаров земли. По нашим нормативам на каждого ученика, для получения им необходимых навыков, должно приходиться 2,4 гектара. Но у нас есть учебный план. И мы не можем в октябре начать отработку практических навыков, когда еще не пройден теоретический курс. Поэтому, согласно учебному плану, практические занятия у нас пройдут весной. Я разговаривал с директорами других учебных заведений с похожими проблемами. Мы держим эту проблему на особом контроле. Потому что не на все земли, которые закреплены за нашими учебными заведениями, оформлены соответствующие акты. Часто сталкиваемся с тем, что местные власти пытаются всеми правдами и неправдами эти земли отобрать, если они не обрабатываются. Несколько лет назад такой прецедент был в Беляевке. Чтобы не допустить повтора, мы сделаем все возможное, чтобы весной работы были проведены на всей площади и процесс обучения состоялся.

Собкор по Любашевскому, Анань­евскому, Красноокнян­скому и Николаев­скому районам Юрий Федорчук:

– Скажите, пожалуйста, почему закрыто Любашевское отделение ГПТУЗ «Савранское ПТАУ» и что делается для того, чтобы исправить ситуацию?

– Мы говорили об этом с директором нашего департамента Татьяной Лазаревой. У учебного заведения заканчивались аттестация и лицензия. У нас действуют адекватные государственные стандарты, под которые мы должны адаптировать свою материально-техническую базу. В Любашевке это было невозможно сделать. Сложные условия проживания детей в общежитиях, низкие показатели уровня образования, недовольство тогдашней районной власти, которая регулярно беспокоила нас, сообщая о неудовлетворительном состоянии помещений и прочих проблемах. Мы никогда не видели высоких образовательных показателей со стороны Любашевского филиала на проводимых нами олимпиадах по общеобразовательным дисциплинам, конкурсах мастерства.

Кроме того, любашевцам пришла мысль создать на базе ликвидированного филиала межшкольный учебно-производственный комбинат. Фактически он существует, но работа идет по двум-трем профессиям, которые есть в любашевской школе. На его базе можно было бы создать полноценный комбинат, который бы обеспечивал не просто профтехобразование, но и подготовку к нему для учеников школ Любашевского района.

Будущее здания бывшего Лю­башевского филиала еще не решено. Там работают лишь четыре охранника, которые отвечают за сохранение имущества.

Я знаю, что прошла сессия Любашевского райсовета и принято решение по этому поводу. На данный момент ждем решения Министерства образования и науки Украины, чтобы передать весь имущественный комплекс в коммунальную собственность Любашевского райсовета для создания полноценного учебно-производственного комбината.

Еще пять лет назад подобные вопросы решались практически в один день. Сейчас же создана такая нормативная база, что передать один квадратный метр из государственной собственности в коммунальную можно лишь получив разрешение Кабинета Министров Украины. А оно возможно только тогда, когда у учебного заведения имеются все документы на землю. В Любашевке на сегодняшний день есть 43 гектара пахотных земель, под которые есть государственные акты. На земельные участки, которые закреплены за филиалами учебных заведений, документов нет. В ближайшее время директор нашего департамента будет ставить перед министром вопрос, можно ли упростить эту процедуру. Впереди нас ожидает закрытие еще нескольких училищ, которые не являются рентабельными на сегодняшний день. Поэтому вопрос актуален.

По разным данным, один преподаватель должен обслуживать от девяти до одиннадцати студентов высшей школы. Наши учебные заведения по штатному расписанию работают из расчета пять-шесть учеников на одного преподавателя. Вот вам и экономический эффект.

– Недавно председатель Крас­но­окнянской райгосадминистрации вручил документы и ключи сироте, которому выделили социальное жилье. Этот вопрос не обделен вниманием и в Любашевском районе. Там выделена определенная сумма средств, будут проводиться тендеры и закупаться жилье для распределения нуждающимся. Что делается в этой сфере в Николаевском районе?

– Скажите, много ли лет Вы работаете собственным корреспондентом?

– Да, прилично.

– Много ли припомните в своей практике случаев за последние лет пять, когда райадминистрация реально занималась этими проблемами: выдавала ключи сиротам, выпускникам ПТУ?

– Не припомню.

– Именно! Поэтому факты, которые имели место в этом году, я отношу к положительным переменам в действиях и районной, и областной власти. Это связано не с конкретным поручением председателям райадминистраций взять на особый ежедневный контроль вопрос об обеспечении детей-сирот и лишенных родительской опеки жильем. Речь идет о другом. В 2005 году в системе профтехобразования было 542 человека сирот и детей, лишенных родительской опеки. Сегодня их 1297. К сожалению, у более чем 80 молодых людей, которые будут выпускниками в 2014 году, нет собственного жилья. Мы понимаем всю важность утвержденной в июле областной властью программы по обеспечению сирот жильем. Мы ищем возможности: здания, которые можно отремонтировать и отдать под жилье детям льготных категорий. Мы уже побывали в Раздельнянском районе, в селе Степовое. Там находятся три пятиэтажных общежития. Два из них не используются вовсе. И продолжается это более пятнадцати лет. Вложив небольшие деньги, можно обеспечить как минимум сто пятьдесят детей льготных категорий полноценными однокомнатными квартирами. Там же можно создать какие-то производственные мощности, чтобы дети не ездили, а могли работать по своей специальности недалеко от дома.

Как пример, хочу привести опыт Кодымского училища, Тарутинского профессионального аграрного лицея. За последние четыре года они приобрели для своих выпускников шестнадцать домов (!).

Но это временное решение проблемы. Магистральным должен быть вопрос о достаточном финансировании государственной программы обеспечения сирот жильем.

Собственный корреспондент по Ренийскому, Болградскому и Килийскому районам Антонина Бондарева:

– Речь об интересах жителей «клубничной столицы» Украины – села Лески Килийского района. Два года назад здесь была открыта новая школа – и населенный пункт, можно сказать, получил новое дыхание. Но еще добротное здание старой школы осталось практически невостребованным. Сегодня сельский голова и громада ставят вопрос: нельзя ли на базе этих зданий открыть профкомбинат или какой-то другой филиал сферы ПТО? Ведь в селе есть много трудолюбивых детей, выпускники школ в большинстве своем остаются на малой родине. Им нужны рабочие специальности. Можно ли вообще так ставить вопрос?

– Можно и нужно! Мы не видим никаких преград, если местная власть, громада инициируют вопрос, касающийся профтехобразования. Я прошу вас обратиться к сельскому голове. Пусть он в письме к директору департамента изложит, каким они видят спектр профессий, необходимых жителям. Мы можем помочь в этом вопросе. Если мы сокращаем число учреждений профтех­образования, где их содержать нерентабельно, то что мешает создавать их там, где в них нуждаются?!

Собкор по Березовскому району Наталия Самойленко:

– Березовское ВПУ уже более десяти лет включает в свою учебно-производственную деятельность международное сотрудничество. Как этот опыт изучается и внедряется в других учреждениях ПТО?

– Не только в этой области Бе­резовское высшее профессиональное училище Одесского национального политехнического университета является одним из лучших. В учреждении постоянно проходят мастер-классы, тренинги, семинары с участием ведущих специалистов Европы. Аналогичную работу проводят и в Измаильском высшем профессиональном училище, в Ильичевском морском колледже Одесского национального морского университета и в Одесском высшем профтехучилище морского и туристического сервиса № 26.

Главный редактор «ОИ» Евге­ний Блинов:

– Традиционно в конце встречи мы просим гостя охарактеризовать формат нашего общения…

– Я выступал много раз на телевидении, давал интервью газетам. Неоднократно, в частности, – вашим корреспондентам. Но такой формат общения для меня непривычен и нов. Мне, как человеку влюбленному в свое дело, приятно, что в районах нашей области вопросам профтехобразования уделяют такое пристальное внимание. Это действительно острые, злободневные проблемы. О них впервые так конкретно поговорили и обнажили самые болезненные моменты. Директора учреждений сталкиваются с ними ежедневно. Представьте, насколько успешнее учились бы ребята, насколько ярче светились бы глаза учителей и мастеров, если бы мы располагали новейшей материально-технической базой…

Хочу передать слова благодарности всем вашим собственным корреспондентам и пожелать им не проходить мимо наших проблем и впредь. Зайдите в любое профессионально-техническое училище. Даже при наличии сложнейших проблем вам расскажут о чем-то положительном: талантливых детях, энергичных преподавателях и многом другом.

– Спасибо за беседу.

Автор: Кристина Виер


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту