ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
ТЕМПОВ КРУИЗНОМУ ТУРИЗМУ ДОБАВИТ «ТЕМПУС»
12.02.2014 / Газета: Моряк Украины / № 5(832) / Тираж: 10025

Круизный туризм в Черноморском регионе, перспективы его развития, повышение уровня обслуживания круизных туристов до европейскою -

это и многое другое обсуждали представители туристического бизнеса, круизных компании, портов, учебных заведений и городского управленческого аппарата на координационной встрече в рамках международного проекта «Темпус», с 5 по 7 февраля, в ОНМА.

Представители семи стран, втом числе Украины и Грузии, рассматривали перспективы развития круизного туризма в Черноморском регионе, способы и возможности повышения уровня обслуживания круизных туристов, включая и профессиональную подготовку соответствующих кадров для работы в данной сфере. Презентована разработанная Еврокомис-сией инвестиционная программа «Создание сети центров компетентности для развития и поддержки круизного туризма в Черноморском регионе».

О целях и перспективах «Темпуса»

- Цель нашего проекта -это поддержка круизного туризма, — представляет программу профессор Никлас Шапер, координатор проекта от Евросоюза. — В частности, первый шаг, который мы должны сделать -это определить потребности повышения квалификации тех, кто занимается круизным туризмом. Мы планируем провести исследования, которые будут способствовать развитию круизного туризма. В завершении проекта мы планируем создать экономическую программу по подготовке кадров.

Конечная цель проекта, по словам координатора — так называемые центры компетентности.

- В рамках проекта планируются Центры компетентности в Украине и Грузии, — разъясняет профессор. — Задача центра — заняться вплотную, совместно с отраслью, определением потребностей и удовлетворением пожеланий ваших гостей.

- Главная задача заключается в том, чтобы изучить реальную ситуацию, которая есть в Черноморском регионе и возможности круизного туризма для Черного моря, — считает Михаил Миюсов, ректор ОНМА. -Также, это подготовка соответствующих курсов повышения квалификации для специалистов, которые работают или будут работать в этой области.

- Это, безусловно, перспективное направление, — уверен Михаил Валентинович. — И связано с тем, что Черноморский регион интересен природным и культурным наследием. Последние 20 лет, к сожалению, этому направлению не уделялось должного внимания.

- С учетом украинских портов и портов России, Грузии, я думаю, — выражает надежду ректор, — что те хорошие традиции, которые сложились еще в 70-е, 80-е годы, будут продолжаться.

- Мы видим, что сегодня количество судозаходов крупных международных круизных линий в порт Одесса, порт Ялта с каждым годом увеличивается. Это говорит о том, что есть интерес в мире к Черному морю, — подытожил Михаил Валентинович.

Заинтересованы в развитии Черноморского туристического региона и наши соседи, коллеги по круизному туризму — Грузия.

- Туризм для Грузии, одна из основных отраслей экономики, — говорит Роман Мамуладзе, национальный координатор проекта в Грузии. — Правительство развивает инфраструктуру.

Но, не смотря на это, есть вопросы, которые государству трудно самому решить. Благодаря проекту «Темпус», нам дается хороший шанс решить эти вопросы.

Одесса туристическая — стратегическое направление

Встреча в Одессе не случайна. Одесский порт в Черноморском регионе задает тон в круизном туризме.

- В город каждый год приезжают более миллиона туристов, — утверждает Татьяна Маркова, директор департамента культуры и туризма Одесского горсовета. — Конечно, мы заинтересованы в том, чтобы рост туристов, которые посещают наш город, благодаря круизному туризму, был в геометрической прогрессии.

- По результатам 2013-го года, относительно 2012-го года, у нас по факту есть рост количества судозаходов более чем на 30 %. Это означает, что в 2013-ом году порядка 100 тысяч человек иностранцев посетили наш город, — в свою очередь приводит статистику Михаил Соколов, начальник администрации Одесского морского порта. — На этот год уже есть заявки на 153 круизных захода (что на 5 заявок больше по сравнению с туристическим сезоном 2013-го года — авт.). И заявки поступают. Это значит, что интерес к Черноморскому региону и, в частности, к Одессе, растет.

- Для того, чтобы поддержать этот интерес к Одессе, нужно продолжать развивать всю инфраструктуру, — продолжает Михаил Юрьевич. — Это

касается и вопросов порта, в частности, причальной инфраструктуры, в части сопутствующих услуг. Это касается и обучающих кадров, которые в будущем смогут на достаточно высоком уровне оказывать эти услуги. Надеюсь, что через определенное количество лет западный турист почувствует ту разницу, которая была вчера, есть сегодня и будет завтра.

По словам Михаила Соколова, в Одесском городском совете развитию круизной инфраструктуры уделяют немалое внимание. В частности, говорит он, разрабатываются планы по реконструкции территории, прилегающей к порту, улицы Приморской, фасадов, дорог, а в будущем — аэропорта.

- Надеюсь, что все эти меры в комплексе дадут возможность сохранить нам положительную тенденцию, — выразил надежду на дальнейшее развитие круизного туризма в Одессе начальник администрации порта.

Городской совет действительно занимается проблематикой круизного туризма в Одессе, убеждает Татьяна Маркова:

- Впервые нашим департаментом были выиграны три гранда, два из которых посвящены развитию Черного моря. Это и культурные порты от Эгейского до Черного морей, и устойчивое развитие туризма в Черноморских странах. Я думаю, что совместные наши действия позволят действительно улучшить инфраструктуру как порта, так и города, понять, что действительно интересно туристу.

- Для этого много делается, — утверждает Татьяна Юрьевна. — Мы разработали новый туристический логотип «якорь сердца», принимаем участие в четырех международных выставках, где представляем наш город.

- Изменение инфраструктуры города — это постоянно действующий процесс, — резюмирует она. — Мы должны ремонтировать улицы, фасады. У нас появился проект — электрокары. Это предусмотрено принятой программой по туризму на 2013-2015-ый год. В проекте детально прописано, в каком направлении мы должны двигаться. Кроме того, впервые в этом году город открывает филиал курсов от государственного предприятия, на которых будут обучаться гиды-переводчики.

Слабое место круизного туризма

Профессиональные гиды-переводчики — вот чего не хватает для успешного развития круизного туризма в Украине, утверждают многие круизные компании и турагентства.

- В отличие от необходимости инвестировать сотни миллионов долларов в развитие инфраструктуры, одна из ключевых задач, которая серьезно повлияет на развитие круизного туризма — это подготовка специалистов — гидов-переводчиков, — говорит Алексей Гусев, старший менеджер компании — туроператора INFLOT Worldwide Tours, г. Ялта. -На сегодняшний день существует ряд круизных компаний, которые готовы рассматривать увеличение круизных судозаходов в Черное море, но этому препятствует отсутствие кадров, которые могут обслужить туристов.

- Поэтому мы считаем, — говорит Алексей, — что целесообразно рассмотреть возможность в рамках проекта организовать курсы гидов-переводчиков в ключевых портах Черного моря, а именно: Ялта, Одесса, Севастополь, Батуми на базе учебных заведений, которые участвуют в этом проекте. А также — привлечение международного опыта по установлению стандартов ведения экскурсий на английском языке для круизных туристов. Это будет серьезным импульсом и месседжем для международного круизного сообщества.

В помощи и опыте европейских стран в части подготовки профессиональных кадров не меньше нуждается и Грузия.

- Что касается обслуживающего персонала, то здесь есть проблемы, — признает Михаил Мамуладзе. — Не смотря на то, что многие университеты выпускают специалистов в сфере туризма, есть вопросы, которые университеты не могут решить. Например: заходит туристическое судно с 2-3-мя тысячами туристов на борту, которых надо одновременно обслуживать. Для этого нужно 200-300 гидов, которые имели бы соответствующую квалификацию.

- Сегодня, к сожалению, количество людей, которые предлагают свои услуги по экскурсионному обеспечению и сопровождению, оставляет желать лучшего, — в свою очередь соглашается с мнением участников встречи и Татьяна Маркова. — Закон определяет, что это человек с высшим образованием, имеющим специальное образование, либо прошедший курсы повышения квалификации. Любой врач, учитель раз в пять лет проходит такие курсы. Человек не может стоять на месте.

По словам Татьяны Юрьевны, эта проблема будет решена. В частности, как она упомянула ранее, в Одессе открывает свой филиал Киевский университет туризма, экономики и права по обучению гидов-переводчиков. Обучение будут проводить тренеры из Украины и других стран.

С ее слов, курсы повышения квалификации стартуют с середины февраля. Ежемесячно будет объявляться новый набор. Одновременно будут обучаться и новые кадры.

- Квалифицированных гидов-переводчиков нужно много, — говорит Татьяна Юрьевна, — потому что мы надеемся на улучшение круизного бизнеса.

Но, д-р Никлас Шапер, как представитель проекта, видит вопрос развития туризма в Черноморском регионе гораздо шире.

- Центры компетентности — это, в первую очередь, те центры, которые должны заниматься исследованием потребности повышения квалификации, подготовки всех кадров, — уточняет он. — Только рассматривать контекст тех кадров, которых не хватает — это краткосрочные мероприятия. Нужно иметь стратегический взгляд на данный процесс. И, если мы смотрим на развитие туризма в вашем регионе, то его нужно рассматривать в контексте регионального развития туризма в целом, а не только круизного. Это вторая задача, которой должен заниматься центр компетентности.

- Также если рассматривать предприятия, которые действуют в вашем регионе — туроператоры, турагенты — они действуют в краткосрочной перспективе. Но нужно смотреть также и в направлении долгосрочной перспективы, т.е., какие продукты должны разрабатываться, что ожидают ваши потенциальные клиенты. Потому что продукты, которые предлагаются туроператорами, не всегда соответствуют интересам туристов. Т.е., еще одна задача центров компетентности -консалтинговые услуги этим турагентам и туроператорам, — аргументирует профессор.

И еще о Центрах компетентности

Всего, согласно проекта, будет создано три таких центра. Два из них — в Украине (в Одессе, при ОНМА и в Севастополе, при экономико-гуманитарном институте Таврического национального университета имени В.И. Вернадского). Третий центр, по словам координаторов проекта, будет создан в Грузии, в Батуми. Сам же проект рассчитан на три года.

- Задачи первого года — определить потребности региона, а для этого необходимо взаимодействие, — считают координаторы проекта. — Поэтому мы находимся здесь. ВУЗы должны создать Центры компетентности.

Для того, чтобы наполнить их жизнью, нужен диалог, утверждают они. С одной стороны — это порты, с другой стороны — туристические предприятия, которые работают с портами вплотную. Такой диалог позволит, в конечном итоге, сформировать те продукты, которые будут предлагать центры компетентности для туристической отрасли.

Центры создадут до середины лета этого года. Финансирование центров предусмотрено из средств, выделенных на осуществление проекта Европейской комиссией. Объем финансирования всего проекта в целом составляет 1,3 млн. евро.

Автор: Лариса Ерошкина, Анатолий Венгрук


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.007
Перейти на повну версію сайту