![]() |
|
![]() |
![]() |
В Одессе бурно развивается гостиничный бизнес, но, к сожалению, стихийно и однобоко
На фоне хиреющей промышленности в Одессе активно развивается гостиничный бизнес. По данным рекламных сайтов на сегодняшний день в Южной Пальмире уже имеется 258 различных гостиниц. На сессии городского совета, состоявшейся 13 февраля, вставал вопрос о строительстве еще двух: в Аркадийской балке и на улице Приморской, напротив Таможенной площади.
С одной стороны, все это, безусловно, свидетельствует о бурном развитии туризма. Что, конечно же, радует. С другой — городская инфраструктура не должна развиваться стихийно и однобоко.
Об этом, как раз, наша беседа с директором архитектурно-художественного института Одесской государственной академии строительства и архитектуры, заслуженным архитектором Украины, академиком международной Академии архитектуры Валерием Павловичем Уреневым.
Количество не заменяет качества!
— Валерий Павлович, что вы можете сказать по поводу столь невероятного количества гостиниц в нашем городе?
— Я в этом количестве не вижу ничего плохого. Если гостиничный бизнес рентабелен, он процветает.
Однако этих гостиниц так много, потому что они мелкие. Многие из них имеют по пять, от силы по десять номеров. Кроме того, почти все они общего типа, то есть предлагают один только ночлег и кое-какое питание. Между тем, поскольку Одесса помимо курортной зоны имеет еще народнохозяйственный профиль и серьезную научную базу, нам нужны гостиницы разной типологии: оздоровительные, развлекательные и общеобразовательные. Каждая из них, в соответствии со своим профилем, должна предлагать постояльцам определенный набор услуг и при этом, конечно же, иметь необходимое оснащение: конференц-залы, библиотеки, экскурсионные автобусы и прочее. К сожалению, все это пока находится лишь в зачаточном состоянии.
— Можно ли урегулировать эту ситуацию с помощью каких-то подзаконных или нормативных актов?
— Конечно. Был бы у нас в городе утвержденный Генплан, многое встало бы на свои места. Ведь этот документ предусматривает зонирование всех городских территорий. В дальнейшем для каждой зоны разрабатываются планы детальной застройки, и определяется типология всех будущих объектов.
Нужен конкурс проектов...
— Удачно ли, на ваш взгляд, выбрано место для будущей гостиницы на улице Приморской? Ведь рядом морвокзал и тут же дорога в жилмассив Котовского, где планируется построить новую тренировочную базу:
— Все зависит от того, каким будет проект. С градостроительной точки зрения мы иногда предъявляем претензии к размещению того или иного здания. Но если это здание красивое, то очень много претензий можно снять. Возьмите ту же гостиницу на морвокзале, ее, по идее, не должно там быть. Кроме того, она по архитектуре совершенно невзрачна. Но если бы здание гостиницы было красивым, то с его наличием в морской панораме было бы гораздо легче смириться.
Что же касается улицы Приморской, то там надо вести не выборочную застройку, а разрабатывать архитектурный проект для целого квартала, напоминающего сегодня «шанхай». Необходимо также разгрузить напряженную транспортную развязку в районе Таможенной площади. Это можно сделать, расширив проезжую магистраль или направив часть транспортного потока по другим улицам.
Вообще, все объекты в историческом центре города необходимо проектировать на конкурсной основе. Я уже много раз говорил об этом. Застройщики мне возражают: дескать, нет гонорарного фонда. Однако если предприниматель нашел 50-100 миллионов гривен на строительство здания, то из них вполне можно выделить каких-нибудь 50 тысяч на организацию конкурса.
К слову, когда планировалось строительство церковно-приходской школы, в нашем институте было разработано свыше двадцати различных проектов. И среди них был выбран только один — самый лучший. Думаю, это наглядный пример того, что при единстве инвесторов, архитекторов и местных властей в области градостроения можно достичь очень многого.
Ночью все кошки серы...
— Однако в большинстве случаев такого единства пока нет?
— К сожалению, нет. Как-то один из иностранных журналистов задал мне довольно неприятный вопрос: «Почему после революции (очевидно, имеется в виду революция 1917 года — прим.ред.) в нашем городе не было построено ни одного общественного здания, соответствующего европейскому уровню?» В советское время нам, как известно, навязывалось типовое проектирование. Однако сейчас уже давно можно строить по индивидуальному проекту. Так в чем же дело?
А дело в том, что хотя архитектор и хочет, чтобы было покрасивее, заказчику всегда надо, чтобы было подешевле. А местные власти вместе того, чтобы поддержать архитектора, как правило, проявляют полнейшую аморфность. С ними почти всегда можно «договориться» и потом нарушить, к примеру, архитектурный ансамбль целого квартала или разместить объект в самом неподходящем месте. Во многих случаях, после возведения здания архитектор даже не хочет, чтобы на нем висела его именная табличка. Потому что между тем, что было изначально спроектировано, а затем построено, есть серьезная разница.
— Можете ли привести конкретный пример такого случая?
— Конкретный адрес какого-нибудь здания, где архитектор отказался от именной таблички, я, к сожалению, не помню. Но есть другой, не менее яркий пример. Когда в Суворовском районе нашего города было решено построить спортивную арену, то городские власти вместо того, чтобы заказать изготовление проектной документации нашим архитекторам, взяли старый проект спорткомплекса в литовском городе Шауляе. Я по данному поводу даже выступал на градсовете и спрашивал: зачем же повторно использовать проекты, когда разрешено индивидуальное проектирование. Кроме того, литовский спорткомплекс имеет далеко не самое удачное архитектурное исполнение. Мне ответили, что на разработку нового проекта просто нет времени. Нечего сказать, хорошее оправдание для всех последующих поколений!
Вдобавок ко всему, литовские разработчики уже успели предъявить нашей мэрии определенные претензии. Не знаю, как она вышла из положения. Но все это очень обидно, особенно на фоне того, что в нашем городе есть целая академия строительства и архитектуры. Мы вполне могли бы спроектировать уникальное здание и все стали бы гордиться тем, что такое есть только в Одессе.
В той же Европе современные здания часто становятся гордостью местного населения и объектом интереса туристов. К примеру, к «Танцующему дому» в Праге сейчас ведут почти все туристические маршруты. Наши архитекторы способны проектировать здания, которые будут ничуть не хуже. Особенно наша молодежь, которая не только талантлива, но и раскрепощена, потому что лишена всякого догматизма. Однако у нее почти нет никакого простора для творчества. Хотя последнее время строится много объектов, и те же гостиницы растут как грибы...
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |