![]() |
|
![]() |
![]() |
С января 2014 года в Одесском специальном дошкольном учебном учреждении «Ясли — сад» № 193 компенсирующего типа началась всеукраинская апробация учебного курса «Устойчивое развитие для дошкольников».
В наш век ─ в век новых технологий и научно-технического прогресса ─все более актуальными становятся вопросы сохранения окружающей среды, рационального использования экоресурсов, все больше внимания требуют вопросы, связанные со здоровьем и качеством жизни каждого человека. Поэтому для обеспечения устойчивого развития большие надежды возлагаются на образование.
По решению Совета ЮНЕСКО с 1-го января 2005 года объявлено проведение Десятилетия образования для устойчивого развития. В марте 2005 года Украина стала одной из 55-ти стран, которые подписали документ ООН «Стратегия образования для устойчивого развития».
Одними из первых, кто начал внедрять идеологию устойчивого развития в Украине, была благотворительная организация «Учителя за демократию и партнерство». Эта организация получила поддержку своих идей среди членов «Глобального плана действий» GEP (Швеция). Это и стало началом пути введения образования для устойчивого развития в учебный процесс школ Украины. Многие школы уже прошли апробацию курса устойчивого развития. В этом году проект «Устойчивое развитие для дошкольников» впервые стартовал в Украине. В разработке курса принимали участие ведущие ученые в области дошкольной педагогики нашей страны. Научным руководителем проекта является доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент НАПН Украины Е.И.Пометун. В проекте принимают участие детские сады Житомира и Житомирской области, а также по одному дошкольному учреждению Харькова, Луганска, Киева и Одессы.
Выбор нашего детского сада для проведения эксперимента неслучаен. Одесское специальное дошкольное учебное учреждение «Ясли-сад» № 193 компенсирующего типа функционирует с 01.09.1987 года и является одним из первых детских садов для детей с тяжелыми нарушениями речи в Одессе.
Учитывая специфику дошкольного учреждения, для качественной коррекционной работы созданы все условия: оборудованы кабинеты логопедов, музыкальный и физкультурный залы, кабинет психолога, кабинет для массажа, комната ЛФК. Педагогический коллектив обладает высоким научно — профессиональным потенциалом.
С 2011 года детский сад был включен в Национальную сеть Школ содействия здоровью.
Предложенный курс «Образование для устойчивого развития для дошкольников» реализует образовательную стратегию в интересах устойчивого развития на основе одного из направлений педагогики «эмпауэрмента» ─ мотивировать человека (в данном случае ─ ребенка) и подтолкнуть, вдохновить к действию. Целью курса для дошкольников является содействие в формировании у детей мотивации к действиям и моделей поведения, ориентированных на устойчивый стиль жизни.
Курс «Устойчивое развитие для дошкольников» рассчитан на пять месяцев. Структура курса предусматривает овладение детьми трех основных тем: Общение, Ресурсы, Подарок. Выбор тем ориентирован на взаимосвязанные сферы устойчивого развития: социальную, экономическую и экологическую.
Первые недели работы показали, что дети с удовольствием осваивают предложенный курс. Старшие дошкольники с интересом выполняют предложенные задания, игры, упражнения. Так, в рамках темы «Приветствие» дети познакомились с украинскими традициями празднования главных зимних праздников — Рождества Христова, Святого Василия и Маланки. Ребята приветствовали всех, припевая: «Щедрий вечір, добрий вечір, добрим людям на здоров'я!».Также в игровой форме дети учились по-разному приветствовать друг друга ─ поклоном, как это делают в Японии, носиками, как в Новой Зеландии, или рукопожатием. Дети научили здороваться сказочных героев — Медвежонка и Зайчонка, отправив их на Сказочную Поляну Приветствий. Понравилось детям и самим придумывать и разыгрывать различные ситуации-приветствия на протяжении всего времени: это и кукольный театр, и игра в дочки — матери, и пальчиковый театр и т.д.
Приятно сообщить, что к нашей работе активно присоединяются и родители наших воспитанников. Вместе с детьми они ищут и учат разные приветствия, скороговорки, фотографируют момент приветствий. Так в нашей группе появилась Волшебная Шкатулка Приветствий. Каждое утро Шкатулка пополняется, а мы с детьми рассматриваем и показываем, кто и что придумал.
Наша работа продолжается. Мы гордимся тем, что именно наш детский сад принимает участие в проекте. Наши педагоги уже получили опыт работы в новом направлении ─ устойчивом развитии, и хотят глубже познакомиться с педагогикой эмпауэрмента. Координирует апробацию в детском саду воспитатель Стадник Н.Ю. (победитель и призер городского и областного всеукраинского конкурса «Воспитатель года — 2013»).
В процессе работы появляются новые идеи по усовершенствованию курса «Устойчивое развитие для дошкольников», которыми мы поделимся с координаторами проекта для их внесения в итоговый вариант учебного курса.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.024Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |