ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Когда минует время откатов…
03.03.2014 / Газета: Окна / № 4(429) / Тираж: 5002

«Для возрождения морской мощи государства необходимо прекратить порочную практику назначения в отрасль некомпетентных руководителей. Пока же буржуазные партийные группировки, приходя к власти в Киеве, стремятся сорвать откаты на скороспелых проектах создания новых портов, чем наносят большой ущерб экономике страны», – заявляют в письмах в «Рабочую газету» наши читатели из Украинского Придунавья.

Чиновники нарушают – простые люди страдают

ЧИТАТЕЛЬСКУЮ почту я попросил прокомментировать первого секретаря Ренийского райкома КПУ Зинаиду Цапко-Антонову. Она подчеркивает, что у докеров Ренийского морского порта вызвал уди­вление рожденный чиновниками проект строительства в курортной зоне Сакского района Крыма нового порта мощностью перевалки от 140 миллионов тонн грузов в год. Докеры тревожатся, что его реализация повлечет отток грузов от ныне действующих морских портов Украины, которые в прошлом году все вместе переработали 148 миллионов тонн грузов. Причем в наиболее сложной ситуации сейчас оказались докеры Придунавья.

– Перегружавший в советское время до 15 миллионов тонн грузов, Ренийский порт переработал в прошлом году только 2,8 миллиона тонн, – говорит Зинаида Николаевна. – Почти столько же на счету измаильских докеров, перегружавших когда-то по 9 миллионов тонн. На нет сошли в рыночные времена и возможности Усть-Дунайского порта, мощность которого составляла 4 миллиона тонн. Сокращение докерских коллективов, уменьшение объемов перевалки грузов усилило социальную напряженность в регионе. Оставшиеся без дела люди вынуждены искать работу на одесских рынках.

Серьезный удар по экономике Придунавья нанесли «вожди» Украины, когда на основании обыкновенного соглашения обменяли участок земли в Ренийском районе на отрезок автотрассы Рени – Одесса в районе села Паланка, проходящий по молдавской территории. В результате Молдова получила возможность построить рядом с Рени мощный Джурджулештский порт. Причем при появлении его была грубо нарушена 73-я статья Конституции, согласно которой вопросы изменения территории страны должны решаться исключительно всеукраинским референдумом.

– Дав добро на создание зарубежного порта, украинская власть должна была бы всерьез заняться обеспечением должной инфраструктуры для собственных придунайских портов, чтобы минимизировать потери от конкуренции с соседом, – отмечает Цапко-Антонова. – Однако за годы независимости Украины чиновники так и не удосужилась в полной мере реализовать в регионе комплексную программу утверждения Украины как транзитной державы на 2002–2010 годы; программу комплексного развития Придунавья на 2004 –2011 годы; концепцию создания на юго-западе Одесской облас­ти территории приоритетного развития; национальный проект «Дунайский коридор»…

Нет дороги, нет и грузов

ВМЕСТО того чтобы предметно заниматься проблемами Придунавья, Минтранс выдвинул в 2004 году идею строительства на крымском озере Донузлав мощного порта по ежегодной перегрузке более 100 миллионов тонн грузов, в том числе сыпучих железорудных концентратов и нефтепродуктов, способных нанести непоправимый вред окружающей среде. Протест крымчан помог возобладать здравому смыслу. Подготовка умерщвления природы Западного Крыма была прекращена, а ученые Крымской академии наук приступили к разработке альтернативной концепции развития Западного Крыма как перспективного курорта общегосударственного значения.

Потерпев неудачу с Донузлавом, чиновники Минтранса, ничего не сделавшие в тот период для совершенствования инфраструктуры Придунавья, вдруг решили в 2008 году построить в устье Дуная порт мощностью 50 миллионов тонн. При этом было заявлено про двух инвесторов, готовых взяться за осуществление проекта. Однако, изучив ситуацию, те отказались браться за дело, так как увидели, что и существующие украинские порты Придунавья не могут загрузить свои мощности, поскольку от Одессы до Измаила действует лишь однопутное железнодорожное сообщение, а Рени вообще отрезано от железной дороги. Создает дополнительные трудности и риски для экономического развития Придунавья и шоссейное сообщение. Одна дорога через Паланку пересекает территорию Молдовы. Не обладает достаточной пропускной способностью и второй путь – через Затоку.

– Получается, – отмечает Зинаида Николаевна, – что инвесторы подсказывали чиновникам, чем им надо заниматься в первую очередь. Но у тех свой интерес. И вот в конце прошлого года появился проект строительства гигантского порта в Сакском районе, против которого уже протестуют крымские ученые и экологи. Ведь эта стройка перечеркивает намерение создать между Саками и Евпаторией рекреационный регион, сравнимый по масштабам с олимпийским городом Сочи. При этом транспортные аналитики утверждают, что судоходство в проливе Босфор уже давно проходит в весьма напряженном ритме, и, затевая весомые коммерческие проекты, надо было бы тщательно просчитать, а «вывезет» ли их Босфор.

Следует также учитывать, что у нынешних морских портов Украины уже имеются возможности более чем на треть увеличить общий объем переработки грузов. А в Ренийском и Измаильском портах территории позволяют увеличить нынешние объемы перевалки в три-пять раз. И не случайно авторы писем в «Рабочую газету» подчеркивают: «Мы уверены в том, что удобные транспортные маршруты для грузов Измаильского и Ренийского порта начнут обустраивать лишь тогда, когда в них обоснуются «милые» высоким чинам олигархи».

Автор: Владимир КРЕЩУК


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту