ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
От перемены мест слагаемых…
15.03.2014 / Газета: Одесские известия / № 27(4592) / Тираж: 18937

Дороги… В каком они состоянии пребывают, рассказывать не надо.

В прошлом году Верховная Рада Украины одобрила в первом чтении проект закона о реформировании госуправления дорожным хозяйством. Суть в следующем: дороги местного значения предлагается передать на баланс местных органов власти. Основной аргумент: в Европе местными дорогами управляет местная власть; не дело это – из Киева определять, между какими селами ремонтировать дороги (направления) в первую очередь.

Если сегодня «Укравтодор» отвечает за все 170 тысяч километров дорог общего пользования, соединяющие населенные пункты Украины, то после передачи в сфере его управления предполагается оставить только 52 тысячи километров главных автотрасс.

Обещано: вместе с дорогами в регионы будет передано и соответствующее финансирование – на их ремонт и содержание.

Как здесь не вспомнить закон математики: от перемены мест слагаемых сумма не меняется…

Свадьба в сугробах

Благо, реформу не начали с 1 января текущего года – отложили на апрель. Процесс реорганизации государственной дорожной службы в разгар зимы мог бы закончиться трагически. Кто бы мог предположить, например, что в конце января в Украинском Придунавье выпадет такое количество снега?!

В первые же сутки метели между Рени и селом Лиманское застрял в сугробах свадебный кортеж. Молодые отмечали праздник в городском ресторане, в полночь отправились домой, но не добрались – невеста, жених и их гости оказались в снежном плену. Ночь, пурга и «степь да степь кругом»… Только на рассвете к свадебной процессии добралась техника Ренийского райавтодора, поскольку с вечера она была направлена расчищать противоположный край Ренийского района.

Да что свадьба – даже большой артиллерийский тягач-путепрокладчик в 700 лошадиных сил, который пришел на помощь в Ренийский район, увяз под Лиманским в сугробах – его откапывали вручную. За лопаты взялись все, кто оказался рядом – начальник Ренийского военкомата подполковник Игорь Скрипник, подполковник Белгород-Днест­ровской воинской части Александр Река и его подчиненные, начальник районного подразделения ГСЧС майор Владимир Барашкевич, начальник местного райавтодора Андрей Медведик и главный инженер Георгий Кусков. Спасая в метель 40-тонный путепрокладчик, офицеры стали рядовыми бойцами единой службы спасения.

Первые трое суток метели Ре­ний­ский райавтодор постоянно поддерживал в проходимом состоянии трассу международного значения Одесса – Рени, по которой движутся транзитные грузопотоки к украинско-румынской границе. Но произошло непредвиденное – под селом Новосельское болгарскую фуру, которая ехала в метель на «лысой» резине, занесло и развернуло поперек трассы. Движение остановилось, образовалась пробка, в которой оказались десятки неповоротливых большегрузных фур, а между ними – четыре автобуса с пассажирами. А в степи – лютая метель и минус пятнадцать по Цельсию…

Настоящее мужество в эти дни и ночи проявляли работники Ренийского райавтодора. Целыми сутками люди не уходили домой, спали по несколько часов в бытовке, возле самодельной «буржуйки». Это механизаторы Алексей Иванов, Андрей Карагяур, Марин Куля, Валентин Делеу, машинист грейдера Игорь Иваненко, водитель «летучки» Юрий Павленко, дорожные работники Петр Жека, Константин Строя, Дмитрий Куля. С ними постоянно были рядом и осуществляли оперативное руководство начальник Андрей Медведик, главный инженер Георгий Кусков, механик Вячеслав Робов и мастер Степан Матчин. Круглые сутки дорожники совместно со спасателями, военными, автоинспекцией откапывали машины из сугробов, вытаскивали их тросами.

Стихия бушевала в Придунавье неделю. Мело так, что уже через час расчищенный участок дороги вновь покрывался снегом: где проходит трасса, можно было догадаться только по лесополосам. И в том, что в эти дни не было человеческих жертв, никто не пострадал – заслуга большой команды настоящих мужчин.

На реформы надейся, а сам не плошай

Нельзя не отметить, что за лето 2013 года коллектив Ренийского райавтодора, половина техники которого не предназначена для борьбы со снежными заносами, значительно увеличил свои возможности. Спасибо, облавтодор выделил району комбинированную дорожную машину (КДМ) на базе ЗИЛ-131.

– Раньше в гололед песок на дороги мы разбрасывали лопатами, и за это было стыдно, поскольку на нас все-таки Европа смотрит, – говорит руководитель райавтодора Андрей Медведик. – И пусть КДМ, которую мы получили, далеко не новая, но в нашей организации есть такие специалисты-механизаторы, как Марин Куля – мастер на все руки. Он отремонтировал эту машину, и в двадцатых числах января, когда вся область страдала от гололеда, мы разбросали по трассе песок с солью, упредив появление ледяной корки – в Ренийском районе водители никаких проблем не почувствовали. Кроме этого, на ЗИЛ-131 мы смонтировали устройство, позволяющее крепить откидной вал. На этих и многих других работах пригодилось мастерство нашего сварщика Сергея Диянова. Таким образом, автомобиль повышенной проходимости стал полифункциональным и в разгар стихии сыграл роль «палочки-выручалочки». Откидной лопатой мы также оборудовали и трактор МТЗ-80, который до этого мог выполнять только функции тягача. На многих машинах удалось заменить резину, а на бульдозере – «лысые» гусеницы.

Итого накануне зимы Ренийский райавтодор был вооружен девятью единицами техники. Но даже таких сил для расчистки сравнительно небольшого района и его 175 километров дорог не хватило – спасибо, на помощь пришли бригада фирмы «Тирас», военные, Ренийский порт.

Уже первые дни метели показали, на что способны районные службы автодорог, в большинстве своем доведенные до плачевного состояния.

В Болградском районе звучали серьезные нарекания на работу местного автодора – на его вооружении слишком мало техники, чтобы справиться со снежными заносами. Благо, в Болграде дислоцируется 88-й отдельный аэро­мобильный батальон, который выделил технику для расчистки трассы на Одессу и других дорог района. Мощные машины также предоставили сельхозпредприятие ООО «Агропрайм Холдинг» и Болградское управление оросительных систем.

Не мог своими силами справиться с сугробами и Килийский район – здесь техническое оснащение райавтодора тоже, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Спасибо, техникой помогли военные и Придунайское управление оросительных систем.

В эти дни первые лица периферийных районов, возглавившие штабы спасения, единодушно отмечали: как никогда слаженно работают Служба автомобильных дорог Украины в Одесской области во главе с Михаилом Григоровым и Одесский облавтодор под руководством директора Игоря Чеборака и главного инженера Александра Косенко. Оперативно решались вопросы обеспечения топливом, четко координировались действия структурных подразделений.

Уходят подряды частным фирмам…

…На днях мы побывали на базе Ренийского райавтодора. Здесь уже ничто не напоминает о снежных сражениях. Механизаторы, проявившие настоящее мужество, ремонтируют технику – готовят ее к летнему сезону. Конечно, март еще может преподнести сюрпризы, но главное – из пережитого катаклизма извлечь уроки.

Стихия, во-первых, показала, насколько важно в самых отдаленных районах области иметь специальную технику. Бывают ситуации, когда в процессе спасения людей счет идет на минуты – невозможно ждать, когда помощь придет из областного центра.

Вывод второй: важно, чтобы подразделения государственной службы автодорог наращивали свои «мускулы». Но как, если львиную долю средств на строительство и ремонт дорог осваивают частные фирмы?

Сегодня объемы работ для районных подразделений государственной службы автодорог – это вопрос их жизни. Не будет договоров на ремонт дорог – не будет и высококвалифицированных кадров, средств на содержание и техническое переоснащение службы.

Может быть, предстоящая реорганизация, когда вместе с дорогами средства на их эксплуатацию будут переданы органам местного самоуправления, изменит ситуацию?

В прошлом году каждая громада получила пусть не большие, но все же деньги, на ремонт коммунальных дорог – и кто же его выполнял? В Ренийском районе, например, райавтодору ни один из заказов не достался. И если спросить руководителей громад, почему были подписаны договора с кем угодно, но только не с подразделением «Укравтодора», они прояснят ситуацию – до боли знакомую. У райавтодоров нет оборотных средств, а посему, в отличие от частных фирм, они не могут ждать месяцами, когда казначейство пропустит платежи за выполненные работы.

Тем временем зимняя стихия еще раз показала, насколько важно сохранить подразделения государственной службы дорог и способствовать их развитию – в критических ситуациях именно они берут на себя всю полноту ответственности за безопасность.

– Чрезвычайные ситуации на дорогах мы обязаны упреждать, – уточняет Андрей Викторович Медведик. – Так, чтобы минимизировать снежные заносы, нам нужно постоянно косить на обочинах траву и камыш, чистить кустарник. Крайне важно постоянно поддерживать в рабочем состоянии гидротехнические сооружения – чтобы в период ливней, а они в Европе наблюдаются все чаще и чаще, вода быстрее уходила в реки и озера и не разрушала дороги. Это та черновая работа, которую часто не замечают, но она крайне важна. В целом я прихожу к выводу, что существующая служба автомобильных дорог нуждается не столько в реформировании, сколько в сохранении, укреплении и развитии.

Автор: Антонина Бондарева


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.009
Перейти на повну версію сайту