![]() |
|
![]() |
![]() |
Уже второй год Одесский областной театр кукол встречает свой профессиональный праздник в новом, красивом и удобном, оснащенном современным технологическим оборудованием, здании. Одесситы всегда любили свой театр для самых маленьких – и когда он располагался в приспособленном помещении, и когда работал на временной сцене. Сейчас же спектакли проходят с аншлагами, и о билетах надо позаботиться заблаговременно. Это говорит о том, что не только форма (здание), но и содержание (репертуар) на высоте. В театре – замечательная труппа, состоящая из актеров разных поколений: Анатолий Лукьянченко, Валерий Стрелец, Нина Лукьянченко,Евгения Глухова, Олеся Аннюк, Владимир Акпаев, Артем Малахов, Валерия Задумкина, Ольга Опря, Стас Войцеховский, Екатерина Малахова, Иван Цуркан, Татьяна Стрелец, Ольга Чабан, Татьяна Щербетова, Александра Смирнова-Кошелева, Ольга Кужельная, Дмитрий Павлов, Марина Замчевская, Стас Михайленко. Художественное решение спектаклей отличается новизной и разнообразием: вместо привычной для родителей юных театралов ширмы, скрывавшей актеров-кукловодов, зрители видят на сцене актеров с куклами.
Театр для детей и… взрослых
– Современное направление развития театра кукол – синтетическое, – говорит заведующая литературной частью, актриса Карина Шрагина-Кац. – Актеры выходят из-за ширмы на передний план, потому что, сколь бы гармонична и метафорична ни была кукла, с помощью которой можно очень многое сказать, театр иногда поднимает такие темы, где драматическое искусство актера тоже «работает на идею». Поэтому можно и нужно соединять различные выразительные формы: если бы были только куклы, спектакль был бы обеднен. Раскрытие замысла автора и режиссера особенно ярко проявляется именно в сочетании драматического и кукольного начала.
– Но, в таком случае, актер должен уметь двигаться, петь, танцевать, то есть, быть всесторонне профессионально подготовленным. Где же «учатся на артиста театра кукол»?
– Некоторые наши актеры заканчивали Одесское театральное училище как актеры драмы – ведь у нас нет отделения кукольников. Это крепкая основа труппы, они и как драматические актеры профессиональны, и как кукольники. Часть актеров – выпускники или студенты-заочники Харьковской государственной академии культуры, где готовят именно актеров-кукольников. Но основные навыки и, естественно, опыт, они получают уже работая в театре. Наши актеры занимаются сценречью, хореографией. А то, на что они способны, можно увидеть в спектакле «Необычайный концерт», где представлены разные жанры: клоунада, пантомима, оригинальный жанр, и номера в нем будут обновляться.
– Каким образом решает театр проблему режиссеров-постановщиков?
– Второй год работает режиссером нашего театра Юрий Чайка. В этом сезоне у него уже две постановки – «Сказка о золотой рыбке» и «Колобок», на очереди – «Волк и семеро козлят». В репертуаре – спектакли одесского режиссера Натальи Князевой, львовянина Александра Куцика, Сергея Брижаня из Хмельницкого. Поиском режиссеров занимается директор театра Иосиф Михайлович Меркович. Если он видит, например, на фестивале, спектакль, который поражает его своей эстетикой или совпадает со стилем и направлением, которым следует театр, то он приглашает режиссера этого спектакля. Так появились у нас Михаил Урицкий, Михаил Яремчук…
– Нетрудно заметить, что в репертуаре внимание обращается на «старые, добрые», проверенные временем, сказки…
– Что касается выбора репертуара, то для самых маленьких лучше классики пока ничего нет. Вот, есть у нас, например, великолепный спектакль «Золотой цыпленок», но необходимо время, чтобы его «раскрутить»… Иное дело «Колобок», «Теремок»… Детям прочли эти сказки, они посмотрели мультфильмы и хотят такие, хорошо знакомые, истории еще раз посмотреть. Классика, безусловно, должна идти – и «Золотая рыбка», и «Красная Шапочка»… Хотя этот спектакль не совсем детский. Михаил Яремчук никогда не ставит только для детей – он ставит так, чтобы дети видели свое, а взрослые – свое. И «Золотой цыпленок», кстати, так поставлен, и «Коняги»…
– «Коняги» ведь спектакль для взрослых, или, точнее, для семейного просмотра, он идет в вечернее время. Таким образом, театр кукол выполняет свое обещание ставить спектакли не только для детей. Идут ли в детский театр взрослые?
– Если сравнивать с театрами кукол за рубежом, то там уже давно ставят спектакли для взрослых, и они ценятся взрослой публикой. У нас же, в частности, в Одессе, проблема в стереотипе: театр кукол – значит, только для детей. Мы же стремимся придерживаться традиции – ведь еще основатель нашего театра Юзеф Аронович Гиммельфарб мечтал привлечь зрителей всех возрастов. Поэтому стереотип этот надо ломать, ведь те, кто все-таки приходит, говорят, что такого в Одессе не увидишь больше нигде…
– Один из важных аспектов деятельности любого театра – участие в фестивалях, где можно и себя показать, и на других посмотреть. Удается ли это нашему театру?
– Узнав о моноспектакле «Разговор в семействе Штейн об отсутствующем господине фон Гете», с участием Юрия Невгамонного, нас пригласили на авторитетный международный фестиваль моноспектаклей в Каунасе. Туда очень трудно попасть, есть даже очередь из желающих… Со спектаклем «Оскар и Розовая дама» нас пригласили в Кишинев. Сейчас мы занимаемся решением вопросов, связанных с этими поездками.
Благодаря кукле человек видит себя со стороны
Главный художник театра Светлана Прокофьева о куклах может говорить сколько угодно…
– Человек без куклы вообще не может существовать, кукла – это его отражение. Благодаря кукле человек видит себя со стороны, проигрывает различные ситуации, это от природы так, это заложено в сущности человека. Считается, что куклы – для детей. Да, для детей, но ведь это взрослые разыгрывали с куклами обрядовые ритуалы, храмовые сюжеты, кукла – это и оберег… Кукла была заместителем человека, так зарождался театр для взрослых... Этот вопрос – взаимоотношения человека и куклы – всегда был окружен тайной.
– Как же происходит рождение образа куклы – героя спектакля?
– Все начинается с драматургии. Просто нарисовать картинку – не получится, художник должен переосмыслить драматургический материал и вместе с режиссером понять, что именно они хотят донести до зрителя, какая основная тема, почему выбран именно этот материал. Ну а художник, естественно, продумывает стилистическую форму, образ кукол, дизайн. Кукла – это скульптура, созданная из самых разных материалов. Должен быть и необычный материал, потому что, если все в одной и той же технике, это неинтересно. Над созданием кукол у нас работают талантливые специалисты: столяр, мастер по пошиву костюмов, конструктор, закройщик, механизатор кукол, бутафоры – выпускники театрально-художественного училища. Как художник находит стилизацию, какова степень стилизации – тоже очень важно. Бывают очень условные куклы – шарик и рука это тоже кукла, тоже какие-то взаимоотношения. Главное, как она будет работать на материал, передачу информации, замысел режиссера. В течение всего процесса подготовки спектакля идет тесное сотрудничество художника с режиссером, и очень важно, чтобы создавалось творческое единство.
Поздравляя с профессиональным праздником коллектив нашего театра кукол, хочется поздравить и одесситов – с тем, что у нас есть этот театр! Действительно, очень красивый и уютный, населенный замечательными куклами и людьми. Ведь теперь, когда мы можем видеть на сцене и кукол, и актеров, театр не только не потерял своей магии, а, наоборот – стал еще более притягательным и таинственным… Дорогие одесситы, приходите в театр не только днем со своими маленькими детьми и внуками, – приходите вечером, с детьми-подростками и без детей, сами и с друзьями. Ведь это для вас идут такие потрясающие спектакли, как «Коняги», «Тринадцатая звезда», «Оскар и Розовая дама», «Необычайный концерт». А 4 апреля, в рамках фестиваля «Театральная весна в Одессе», будет показан спектакль «Разговор в семействе Штейн об отсутствующем господине фон Гете».
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |