![]() |
|
![]() |
![]() |
Мои знакомые мужчины почему-то неуютно чувствуют себя в машине, которую ведет женщина. Брат всегда пристегивается, проверяет замки. Друг детства неизменно крепко держится за ручки и следит за дистанцией между автомобилями. Даже если показать им права, в которых указан стаж вождения больше, чем у них самих, все равно соблюдают меры безопасности, о которых забывают, садясь в машину к мужчинам….
Чувствую, если бы они сели в автомобиль к моей собеседнице, напряглись бы. Пушистая розовая подушечка под задним стеклом, ажурный шарфик, кокетливо наброшенный на сидение водителя, тонкий запах духов и чистота…
Женщин-водителей на дорогах становится все больше. О том, как им работается и живется, мы поговорили с водителем такси «Удача-Авто» Ириной Темчук накануне профессионального праздника – Международного дня таксиста.
– Ирина, поздравляю Вас с праздником. Не могу удержаться от вопроса, который Вы, вероятно, слышите на каждом вызове: почему выбрали эту в общем-то неженскую профессию?
– Ну, профессия журналиста тоже изначально считалась мужской, не правда ли?
– Не спорю, но теперь уже многие свыклись с тем, что информацию в массы зачастую несут представительницы прекрасного пола, а к девушкам-водителям все еще относятся с осторожностью.
– Водить трамвай тоже не женское занятие, но перед тем, как сесть за руль такси, я именно там и работала.
– Что вообще привело Вас за руль? Неужели это была мечта детства?
– В детстве я мечтала работать с людьми. После школы получила экономическое образование. Ни дня, к сожалению или к счастью, не проработала по специальности. Когда я еще была в декретном отпуске, пошла на «Привоз» за фруктами для ребенка. Увидела объявление о наборе на курсы водителей троллейбуса. Подумала, почему бы не пойти. Ребенка уже можно было отдавать в детский сад, сидеть дома наскучило. Вот и решила. Несколько лет проработала водителем электротранспорта. Затем переквалифицировалась в водителя такси. Так что можно сказать, что когда-то удачно сходила на «Привоз» за яблоками.
– Женщин за рулем таксомотора часто спрашивают, не боятся ли они маньяков, бандитов, которые могут оказаться в их машине.
– Фирма у нас небольшая. Клиенты, в основном, постоянные. Так что проблем на этой почве у меня не возникало никогда. Кроме того, в такси обычно ездят девушки, женщины с детьми, пожилые люди. Бояться их не следует.
– В связи с политической ситуацией в стране участились случаи разбоя и грабежа мирных горожан. Вы как-то обезопасили себя?
– Мы не имеем права иметь с собой оружие. Но у нас сплоченная команда. В ней работают только две женщины. Если вдруг поступает какой-то тревожный звонок, вне зависимости от того, что это – грабеж, поломка или спущенное колесо, – коллеги всегда быстро приезжают на помощь.
Вообще, у нас очень дружный коллектив. Мы отмечаем праздники вместе. Новый год, 8 Марта и другие торжества проходят у нас очень весело. Но самым большим праздником мы считаем день рождения нашего такси.
– Чтобы привлечь внимание, некоторые фирмы и водители создают какие-то системы скидок, акции. Водитель одной из фирм даже забирал мамочек из роддома в костюме аиста…
– Накануне и во время праздников мы поощряем клиентов. На Новый год дарили магнитики. Для постоянных клиентов действует десятипроцентная скидка. У нас руководитель – женщина. И она старается сделать нашу работу максимально приятной и интересной, а для пассажиров создать комфортные условия.
– У Вас лично появились постоянные клиенты?
– Конечно. Во-первых, есть клиенты, которые ездят только с женщинами, а есть те, которые предпочитают водителя-мужчину. Есть и непривередливые, которые ездят со всеми. Машину с водителем-женщиной заказывают, в основном, представительницы слабого пола, которым нужно отправить ребенка в школу или на занятия в секцию. Есть уверенность, что такой водитель все сделает правильно: высадит ребенка точно под учреждение, возможно, заведет в помещение, проследит. Одним словом, передаст из рук в руки. Хотя в нашем коллективе и ребята с легкостью справляются с такими клиентами. При приеме на работу они проходят собеседование.
– Вы так нарядно одеты. Это обязательное условие?
– Водитель должен выглядеть презентабельно. Мужчины наши носят на работе рубашки. Я тоже форму прикупила. В спортивных костюмах и шортах у нас не ездят. Если на улице дождь, наш водитель выйдет из машины и встретит клиента с зонтом. Это формирует положительный имидж фирмы.
– Мне кажется, женщине, да еще и блондинке, оставляют на чай чаще и больше, нежели коллегам-мужчинам.
– Правильно кажется (улыбается). Мы не сравнивали, но, не спорю, на чай оставляют почти все. К женщинам вообще мужчины относятся по-особенному. Более уважительно. И машина другая, женская.
– Бардачок в женской машине….
– …ничем не отличается от женской сумочки. Там есть все! От губной помады до увесистой лопатки, которую подарил муж для возможной самообороны.
– Кстати, о муже…
– Ему не очень нравится, что я работаю в такси, но он не запрещает. Понимает, что я много лет за рулем и не представляю себе жизнь без машины, без движения. Хотя все почему-то считают, что женщина, особенно блондинка, должна ездить очень плохо.
– Ломаете стереотипы?
– Стараюсь.
– За годы работы Вы наверняка наслушались разных историй.
– Люди обычно делятся на два типа: те, кто замыкается в своих мыслях, и те, кому очень нужно хоть кому-то рассказать о своих проблемах или порадоваться. На мой взгляд, таксист должен чувствовать эти состояния. Если ты не будешь слушать человека, когда он в этом нуждается, ему не будет приятно с тобой ездить. Мы работаем в сфере обслуживания. Поэтому должны быть немного психологами, но не позволять себе давать какие-либо советы. Никто не знает, к чему они могут привести, даже если даны из лучших побуждений. Просто нужно дать человеку возможность быть выслушанным. Это мое мнение.
– Вы, наверняка, уже выработали тональность общения с клиентами, которые садятся в Вашу машину, находясь навеселе.
– Мне повезло. Не попадались пассажиры, которые вели бы себя неадекватно. В основном шутили. Если же вижу, что человек агрессивен, могу воспользоваться своим правом выбора клиента…
– Есть такое?
– Безусловно. Не только клиент выбирает фирму, машину и условия своего обслуживания. Мы также можем отказаться от пассажира, если он по каким-то причинам не устраивает: например, хамит, ругается или находится не в том состоянии, в котором мы можем усадить его в машину.
– Если все же подвыпивший клиент уже в машине и закатывает скандал?
– Вы знаете, у меня не было таких случаев. Может, даже из-за того, что водитель – женщина заставляет пассажиров-мужчин вести себя достойно, даже находящихся, как у нас говорят, «под градусом». Все-таки мужчина мужчину где-то поймет или наоборот – без разговоров высадит из машины. А присутствие женщины, да еще и незнакомой, требует от мужчины на подсознательном уровне, как минимум, адекватного поведения.
– С какими трудностями сталкиваетесь?
– Трудностей больше летом: много машин, приезжих. В летний сезон увеличивается число людей, которые выезжают «кастрюлить» на своих машинах, не работая при этом в такси. Зачастую это какие-нибудь «жигули», которые не жалко и разбить. Такие водители часто «подрезают» на дороге, превышают скорость и так далее. Особенно на таких загруженных участках, как Аркадия, и в других интересных для туристов местах.
– Бывали случаи, что клиент не расплачивался?
– У моих коллег бывали. Но что интересно, если человек и не оплачивал проезд в силу каких-то причин, то потом просто передавал деньги через другого водителя, когда вызывал в следующий раз. Диспетчер это фиксирует, и сумма списывается с долга клиента. Я, наверное, везучий человек. Со мной рассчитывались всегда.
– Вас что-то удивляло за время работы в такси?
– У нас есть постоянный клиент. Он ездит с нами уже много лет. И удивляет нас каждый день. Это очень пожилой человек. О таких говорят «старый, как мир». Мы его так и называем – «дедушка». Он очень интеллигентный, опрятный, вежливый. Каждый день в шесть часов утра он вызывает машину и едет на работу. Обычно таксисты нехотя берутся за такие маленькие заказы. Но дедушку везут все. Неизменно он находится в прекрасном настроении, здоровается, справляется о здоровье, желает удачного дня и смены. Приятно находиться рядом с такой светлой личностью. Видимо, таким образом хочется зарядиться доброй энергетикой, искренней простотой и каким-то душевным спокойствием от этого, безусловно, много повидавшего человека.
– Мой знакомый таксист говорит, что за смену наезжает от ста до двухсот километров.
– Да, около двухсот-двухсотпятидесяти километров за смену можно наездить.
– Это примерное расстояние от Одессы до города Болграда, что на юге нашей области. Вероятно, устаете от постоянного напряжения за рулем. Как отвлекаетесь между заказами? Некоторые Ваши коллеги говорят, что успевают заскочить в музей.
– Между заказами у меня иногда есть время на кофе. Если промежуток достаточно большой, то читаю книжку, отвожу детей со школы или в школу, на тренировки. Еще ни разу не было времени между заказами, чтобы посетить музей или другое культурное учреждение.
– Наверняка у таксистов есть профессиональные приметы.
– Я особенно в приметы не верю. Но…
О предстоящей смене судим по первому клиенту. Есть заказы, которые оплачиваются безналичным расчетом. Если первый клиент рассчитывается карточкой, то можно считать, что выручки в этот день не будет никакой. И говорят, что если первый клиент – женщина, то работа тоже будет не самой удачной.
– В примету с безналичным расчетом еще поверить можно, но вот вторая…
– Я тоже никогда не замечала, чтобы моя удача на смене как-то зависела от того, кто первым сел в машину. Есть хорошие дни, и есть не очень. Кого везешь первым, не имеет никакого значения. Я бы даже сказала, что девушка в машине приносит удачу.
– Не могу с Вами не согласиться. Есть ли у Вас правила, которым Вы неизменно следуете?
– Я очень не люблю грязные машины. Даже в дождь заезжаю в мойку.
Встречаю клиента всегда с улыбкой и хорошим настроением. Если человеку хочется поговорить, то поддерживаю беседу. Если же нет, пусть спокойно думает о своем.
Считаю недопустимым рассказывать о своих проблемах. Я несколько раз сталкивалась с тем, что таксисты почему-то решали изливать свои проблемы на пассажиров. Однажды вызвала машину для сыновей, которых нужно было отвезти на тренировку. Потом пожалела, что не обратилась в наше такси, потому что всю дорогу слушала о бескрайности нашей проблемной Вселенной и параллельности вражеских миров.
– Благодарю за беседу. И еще раз с праздником.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |