![]() |
|
![]() |
![]() |
Валентин Фёдорович Котельный. Имя этого человека – как целая эпоха в жизни нашего города. Когда мы говорим: Котельный, подразумеваем Измаильский порт, и наоборот. Оно и понятно, более чем за три десятилетия, что Котельный руководил самым крупным измаильским предприятием, они, казалось, слились воедино. Однако в 2011 году – в канун юбилея успешного руководителя – недальновидные чиновники разлучили Валентина Фёдоровича с портом, который под его руководством ещё оставался в нашем городе островком развития и стабильности. Оставим за скобками то, как бывший начальник пережил это обстоятельство.
Сегодня он по-прежнему энергичен, полон забот и планов. Только планы эти теперь больше связаны с семейными радостями – общение с родными и близкими, уход за дачным участком, рыбная ловля. Казалось бы, совсем другие обстоятельства, иные обязанности, чем прежде. Только Котельный как человек – такой же, как прежде. Это показала двухчасовая беседа Валентина Фёдоровича с нашим корреспондентом.
- Валентин Фёдорович, за последние годы Измаильский морской торговый порт претерпел ряд реорганизаций и кадровых ротаций, обусловленных курсом, намеченным прежними «вождями», и принятием Закона Украины «О портах». К сожалению, на сегодняшний день мы не видим от них никакого положительного эффекта. Более того, предприятие всё больше скатывается вниз. Или я ошибаюсь?
- Сегодня люди, которые в любое время суток гуляют по набережной Дуная, видят такую картину: застывшие в одном и том же положении краны, тишина на железной дороге, по которой прежде к причалам сновали один за другим вагоны. Это свидетельствует о том, что порт практически не работает. Это первый признак неблагополучия.
Второй – состояние зданий, механизмов и производственных территорий. Окна в административном корпусе не крашены уже три года, покосившиеся молодые деревья на набережной, на центральной проходной первого погрузрайона — облупившиеся ступеньки. При этом ничем не занятые рабочие сидят. Возможно подобное при хорошем хозяине?
На территорию предприятия и заходить не надо. Техника, которая осталась, практически не ремонтируется. Детали с одного крана перебрасываются на другой. Не лучше ситуация и с погрузчиками. Завтра, если в порт придут грузы, на этой технике долго не протянешь.
- Как, по вашему мнению, на сложившуюся ситуацию влияет кадровая политика Министерства инфраструктуры последнего времени, и что в ней следует изменить?
- Какая тут политика? Они просто разогнали всех профессионалов! Причём, с унижением, оскорблением опытнейших специалистов. На пятый день работы прежний начальник Фуртатов всем грозился: «Я вас научу работать!». Где он теперь сам? Вслед за этим понаехали новые. Главный инженер не представляет себе, что такое порт! А прежние руководящие кадры стали никому не нужны. Кто-то уехал из города, кто-то торгует на рынке. Я вам назову не один десяток фамилий людей, которые остались не у дел. Только после моего ухода с предприятия было уволено до полусотни специалистов! Так было нужно при той системе. Чтобы пришли люди, которые ничего в деле не смыслят. Так проще растаскивать основные средства, внедрять откаты – словом, работать на себя, а не на государство.
Ещё одна примета «новой кадровой политики». На базе порта создали два хозяйствующих субъекта: собственно порт и филиал Администрации морских портов Украины. Там, где прежде было по одному руководителю, стало вдвое больше: по два начальника, главных инженера, главных бухгалтера и т.д. При этом грузопереработка в порту упала в разы.
Я всегда удивляюсь, откуда многие из этих руководителей при таких скромных достижениях сумели обзавестись дорогущими джипами? Ну, пусть у вас зарплата составляет 5-6 тысяч, за год – 60-70 тысяч. При этом нужно питаться, снимать жильё. А подобный автомобиль стоит 300-400 тысяч. Откуда такие деньги? Ни стыда, ни совести!
- Что, на ваш взгляд, сегодня необходимо предпринять, чтобы вывести порт из коматозного состояния?
- Эти с позволения сказать «руководители» должны тихонечко уйти. И чем быстрее, тем лучше! На предприятие должны вернуться профессионалы.
- А если бы вам сегодня предложили вновь возглавить коллектив, как бы отреагировали?
- Вы знаете, я глубоко убеждён, что недаром в 60 лет мужчин отправляют на пенсию. Уже не те силы, здоровье, ресурсы организма. Всё, что мог, я уже отдал родному предприятию. На смену должны прийти более молодые. Я готов назвать не одну фамилию кандидатов на должность руководителя из числа измаильских портовиков, которые сегодня не по своей вине оказались не у дел. Подчёркиваю, что руководить нашим портом должен обязательно дунаец, который знает специфику предприятия, особенности работы на Дунае. Если это произойдёт, я готов на общественных началах помочь советом. Если понадобится, могу возглавить координационный совет из специалистов, готовых вытянуть предприятие из сегодняшней ситуации.
- Валентин Фёдорович, до сих пор мы говорили о субъективном факторе. Но ведь нынешние руководители утверждают, что всему виной – объективные причины: кризисные явления, сокращение спроса на железорудное сырьё у традиционных партнёров Измаильского порта – металлургических комбинатов в Австрии, Сербии, Венгрии.
- Но ведь эти предприятия продолжают работать, и потребность в традиционной для Измаильского порта номенклатуре грузов сохраняется. Другой вопрос, как организовать работу с их поставщиками. Я знаю о многих примерах буквально хамского отношения к партнёрам со стороны нынешних руководителей предприятия. Прибывающие в Измаил представители предприятий-партнёров нередко ожидают встречи с нынешними руководителями порта не один день, а дождавшись, встречают, мягко говоря, неласковый приём. Мотив: это же друзья Котельного! Но Котельного на предприятии давно уже нет. Это партнёры порта, с которыми нужно налаживать отношения. Но какое при таком отношении сотрудничество может быть? Знаю об этом не понаслышке, поскольку сразу же после такого приёма эти люди приезжали ко мне на дачу.
У сегодняшних руководителей порта с партнёрами сложилась интересная схема работы. Приходит клиент к директору порта, а тот ему говорит: «Я с тобой договор не подпишу, пока не заплатишь «Портинвесту*». Вы представляете себе такое: назначенный государством руководитель организует откаты в пользу частной фирмы?!!! На подобных принципах была построена вся работа в морской транспортной отрасли. В Измаильском порту за организацию этой работы отвечали специально назначенные лица. Откаты миллионами оседали в карманах частного бизнеса. Украинские порты доили Ахметов, Фирташ и прочие олигархи, а государству и предприятиям оставались копейки. У этих людей не было никакого страха. Они думали, что Янукович с Пшонкой будут у власти всегда. В результате такой политики многие традиционные грузы Измаильского порта ушли за рубеж через Румынию, Болгарию, Чехию, порты Крымского полуострова. Измаильский порт, как и большинство украинских портов, стал убыточным. В этих условиях нужно меньше красть и думать, чем привлечь поставщиков грузов – льготными ли ставками их перевалки, какими-то другими инструментами.
- Не так давно Измаильская городская организация КПУ выступила с предложением о необходимости передачи в городскую коммунальную собственность Украинского Дунайского пароходства. Как вы к ней относитесь?
- Это полная чепуха. Откуда у городского бюджета найдутся средства, чтобы поддерживать на плаву убыточное сегодня предприятие? Ну скажите, чем городской голова Абрамченко отличается от руководителя УДП Долгова. Тоже коррумпированный, тоже ставленник определённых сил. Как можно было в период, когда правящая Партия регионов буквально погрязла в коррупции, возглавить её Измаильскую городскую организацию? Он что, не видел происходящего? Видел, тем не менее, принял такое решение.
- А как, на ваш взгляд, на ситуацию в порту и пароходстве должно было реагировать руководство города?
- Оно должно бить во все колокола, ведь фактически на глазах гибнут два крупнейшие градообразующие предприятия – порт и пароходство. Вместо этого 27 декабря (2013 г. – И.О.) мэр, народный депутат Юрий Крук с Ерохиным (руководитель ИзмМТП – И.О.) дружно рапортуют: «Наконец-то ситуация на предприятиях стабилизировалась!». Что стабилизировалось? Падение? Как можно сказать о мужике, который стал импотентом? Что у него после этого «стабилизировалось»? Импотенция? Сейчас наступила импотенция Измаильского порта.
Настоящий руководитель города должен видеть не только бордюры, но и проблемы людей, свой порт и пароходство. А наш мэр этого как будто не видит. Но он ведь совсем не глупый человек.
- В стране произошла полная перезагрузка власти. Вы верите, что новые руководители в состоянии поменять что-то в лучшую сторону?
- Я хочу в это верить. Так устроен человек: он всегда надеется на изменения к лучшему.
- Через два месяца в Украине пройдут выборы Президента. Лично вы видите человека, который мог бы возглавить страну?
- Если мы хотим видеть Президентом нищего или владельца старых «Жигулей», то вряд ли найдём достойную кандидатуру. Я бы скорее назвал человека состоявшегося. Такого, к примеру, как Пётр Порошенко. Он экономист, успешный бизнесмен, создавший мощную сеть промышленных предприятий, имеет немалый опыт руководящей службы на государственных постах. Он умный человек, обладающий немалым мужеством. Я бы, может, и встал между «Беркутом» и митингующими. Но никогда — с сыном, как это сделал Порошенко.
Не отметаю и кандидатуру Кличко. А вот за Тимошенко я бы не стал голосовать. Никогда не забуду, когда в её бытность вице-премьером по всей стране были веерные отключения электроэнергии, а в домах было так холодно, что спать приходилось в верхней одежде. Не прощу Юлии Владимировне и того, как вместе с премьером Лазаренко они расхищали бюджетные средства. Я этого не забыл.
— Валентин Фёдорович, если бы от вас зависел внешнеполитический курс страны, какой бы приоритет выбрали: Евросоюз или Российская Федерация?
- Когда мы говорим о ЕС, то, прежде всего, подразумеваем демократические ценности, достойный уровень жизни, высокие социальные стандарты. И это те ориентиры, к которым нужно стремиться. С другой стороны, мы не должны прерывать традиционные экономические связи с Россией и другими странами СНГ.
* «ПОРТИНВЕСТ» – холдинг, в задачу которого входит управление портовыми активами СКМ. 100 % акций СКМ принадлежат Ринату Ахметову.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |