ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
«Три листочка, которые могут потрясти отрасль»
25.03.2014 / Газета: Вечерняя Одесса / № 44(9962) / Тираж: 10407

Так образно и с тревогой назвал поданный в Верховную Раду проект Закона «О внесении изменений в Закон Украины «О морских портах Украины» председатель ассоциации «Союз портовых операторов» Олег Кутателадзе в ходе совещания, организованного Федерацией работодателей транспорта Украины в минувшую пятницу в Одессе.

За «круглым столом» собрались те, чей бизнес так или иначе связан с жизнедеятельностью морских торговых портов. И все они были единодушны: вышеназванная законодательная инициатива, уместившаяся всего на трех листочках — если дать ей ход, — способна в кратчайшие сроки развалить и обанкротить отрасль. Поэтому пока не поздно, надо бить во все колокола!

— Закон «О морских портах», который так долго разрабатывался и принимался, действует меньше года, поэтому вряд ли есть какие-то серьезные основания говорить о том, что он оказался настолько несовершенен, что его нужно срочно отменять, — отметил председатель Федерации работодателей транспорта Украины Орест Климпуш. — В пояснительной записке к законопроекту, подготовленному шестью народными депутатами, нет экономического анализа, сравнительных показателей, объективных данных, которые бы позволили сказать: в начатую в прошлом году реформу портовой отрасли необходимо внести кардинальные изменения. Вместо этого указано, что целью законодательной новации является «восстановление безубыточной деятельности морских портов и дальнейшее увеличение их прибыльности». Достичь этого предлагается путем ликвидации Администрации морских портов Украины (АМПУ) с передачей имущества этой структуры на баланс государственных предприятий-портовых операторов, которых предлагается наделить исключительными полномочиями, в том числе и по взиманию портовых сборов.

Выступавшие на совещании председатель ассоциации «Союз портовых операторов» Олег Кутателадзе, генеральный директор компании «Портинвест» Александр Смирнов, один из авторов Закона «О морских портах Украины», юрист Андрей Подгайный, директор «ЧерноморНИИпроекта» Сергей Никулин, директор юридической фирмы «АНК» Александр Кифак, вице-президент «Ассоциации морских портов Украины» Василий Зубков, директор юридической фирмы «Юрлайн» Владимир Зубарь и другие разложили вредную законодательную инициативу, как говорится, по полочкам.

Так, прежде всего, отмечалось, что базовый закон, который сегодня предлагают отменить, установил четкие и понятные правила игры для всех участников рынка. Самое главное: были разграничены хозяйственные и административные функции. Последние возложили на специально созданную администрацию. Разделение хозяйственных и административных функций, которое принято в странах, являющихся лидерами мировой морской отрасли, позволило гарантировать равные права всем субъектам хозяйствования, работающим на территории портов, а также исключить дискриминацию в доступе к объектам портовой инфраструктуры.

То, что сборы стала централизовано собирать АМПУ, участники совещания также назвали правильным решением. Ведь это дало возможность более эффективно управлять финансовыми потоками, направляя их на решение действительно глобальных задач, а не распылять по мелочам. Как отметил генеральный директор компании «Бруклин—Киев» Юрий Губанков, «...ни один порт не способен самостоятельно получить необходимые средства, которые бы позволили создать что-то принципиально новое и привлекательное для инвесторов».

Ну, и самое главное. Закон «О морских портах Украины», вступивший в силу 13 июня прошлого года, создал условия для привлечения в отрасль инвесторов, в том числе иностранных. То, что портовое хозяйство крайне нуждается в инвестициях, даже не обсуждается. Изношенность основных фондов превысила восемьдесят процентов. И это является одной из причин, из-за которой грузопотоки стали все чаще обходить морские ворота Украины стороной. Но стоило изменить правила игры, как интерес инвесторов сразу проявился. Об этом на совещании говорил директор «ЧерноморНИИпроекта» Сергей Никулин. По его словам, главным достижением портовой реформы является не только создание условий для привлечения инвестиций, но и установление надежных гарантий по их защите.

Совещание в «Морской галерее» Одесского морвокзала открыл Олег КутателадзеСовещание в «Морской галерее» Одесского морвокзала открыл Олег Кутателадзе

И вот теперь колесо истории предлагают повернуть вспять. Вернуться к монополизации отрасли. Дать право «государственным портовым операторам», то есть портам, вновь совмещать административные и хозяйственные функции. Разрешить им по собственному усмотрению определять, какие из хозяйствующих субъектов «достойны» работать в порту, а какие нет. Наконец, собирать портовые сборы и тратить эти средства на собственные нужды.

Участники совещания отметили, что возвращение к монополизации и волюнтаризму ни к чему хорошему не приведет. Потенциальным инвесторам кардинальные перемены в законодательных правилах игры наверняка не понравятся. Они точно не захотят иметь дело с украинскими портами. Те же инвесторы, которые уже работают в отрасли, вновь окажутся под дамокловым мечом диктата и вмешательства в их хозяйственную деятельность. В ходе совещания вспоминались громкие «дореформенные» конфликты между частными предпринимателями и руководством государственных портов. К примеру, противостояние компании «Укртрансконтейнер» и Ильичевского МТП, компании «ТИС» и порта Южный, компании «Нибулон» и Николаевского морского торгового порта...

Означает ли все вышесказанное, что Закон «О морских портах Украины» идеален? Нет, конечно. Во-первых, как шутят юристы, любой закон устаревает на следующий день после его принятия. А во-вторых, действительно, много проблемных вопросов оказалось за кадром. Так, профильный портовый закон рядом положений нечетко согласовывается с действующим законодательством. Существует «непонятка» с порядком регистрации новосозданных объектов недвижимости и земельных участков, в том числе намытых территорий. Обнаружились правовые «проплешины» в механизме функционирования государственного предприятия «Администрация морских портов Украины». Однако все эти недостатки не затрагивают сути профильного закона. И те, кто работает в отрасли, знают, как их исправить.

При этом вообще непонятно, в чьих интересах предлагается повернуть колесо портовой реформы вспять. Как выяснилось, против упомянутой выше законодательной инициативы выступили экспедиторы и перевозчики, контейнерные линии и зернотрейдеры, представители профессиональных объединений, ученые, эксперты, юристы. Тогда кто заинтересован в «новациях»? Только те шесть народных депутатов, которые подали законопроект? Но в чьих интересах они действуют?

Примечательно, что в «великолепной шестерке» присутствует народный депутат Юрий Крук, который, в очередной раз отрекшись от политической силы, в которой состоял, сумел удержаться в высшем законодательном органе страны. Именно этот парламентарий был в числе главных идеологов портовой реформы. А теперь вдруг потребовал ее отмены. Прозрел? Или имеются другие мотивы?

В завершение совещания его участники приняли решение бороться. Тем более что появление законодательной инициативы по отмене реформы стало для них холодным душем. С теми, кто ведет хозяйственную деятельность в портах, вообще не советовались. Их точкой зрения не интересовались, а просто поставили перед фактом.

Поэтому участники совещания, организованного Федерацией работодателей транспорта Украины, уже обратились с соответствующими письмами к исполняющему обязанности Президента страны Александру Турчинову, Премьер-министру Арсению Яценюку, министру инфраструктуры Максиму Бурбаку, в профильный комитет Верховной Рады, с просьбой в самое ближайшее время собрать «круглый стол» с участием парламентариев и правительственных чиновников. Дабы голос профессионалов портовой отрасли был услышан.

Автор: Олег Суслов


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.004
Перейти на повну версію сайту