![]() |
|
![]() |
![]() |
Николай Тындюк — персона медийная, хорошо известен как глава регионального парламента в Одессе. Наши вопросы к Николаю Андреевичу о необычной весне, яхтинге и парусных маринах, поскольку он еще и президент Федерации парусного спорта Одесской области.
- Николай Андреевич, как видятся особенности сезона? Какие новые возможности для захода в наши порты иностранных туристов на яхтах?
- Имеется в виду сезон активного яхтинга, или в целом -туристический? Хотя, постараюсь учесть оба варианта. Итак, если говорить о планах соревнований Одесской областной Федерацией парусного спорта, то открывается сезон традиционно в конце мая — начале июня, закрывается — в сентябре. Точных дат пока не назову, они «плавающие», зависят от возможностей яхтсменов.
Что касается туризма. В последнее время Одесскую область ежегодно посещали 125-130 тысяч круизных туристов. Побережье Черного моря чрезвычайно перспективное для развития такого направления. А Одесский порт на сегодня единственный в Украине, чьи причалы позволяют принимать пассажирские круизные лайнеры длинной до 300 метров. Наряду с морским туризмом за последние десять лет на европейском рынке удалось сформировать активный спрос на дунайские круизы. До сих пор количество яхтсменов и туристов, желающих открыть для себя наш регион, с каждым годом только увеличивалось.
К сожалению, в связи с последними политическими событиями в Украине, сейчас сложно делать какие-то прогнозы. Я слежу за новостями и в курсе, что некоторые круизные компании на ближайшие месяцы отменили свои заходы в Одессу, удлинив вместо этого стоянки в Стамбуле, Констанце, Варне и других крупных портах. В то же время часть круизных гигантов отказалась от заходов в Севастополь и Ялту, а по поводу Одессы — решений еще не принимали. Понятно, что различные опасения могут быть и у яхтсменов. Очень надеюсь, что в ближайшее время эта ситуация стабилизируется.
Со своей стороны мы делаем все возможное, чтобы наши местные планы не расходились с намеченным графиком. На июнь-сентябрь 2014-го года в Одесской области календарь предусмотрел семь соревнований крейсерских яхт и еще пять-шесть детских состязаний. Среди крейсерских гонок заметны «Кубок портов Черного моря», приуроченный ко Дню Флота Украины, а также «Кубок Черного моря» и «Кубок Одесской области», ко Дню Независимости. Достаточной популярностью пользуются и регаты на кубок городов-портов Ильичевска и Южного.
Что касается «детских» состязаний из Всеукраинского кален-
Независимости. Достаточной популярностью пользуются и per <1 ты на кубок городов-портов Иль йчевска и Южного.
Что касается «детских» состязаний из Всеукраинского календаря соревнований Парусной Федерации Украины, то раньше большая их часть приходилась на Крым, Севастополь. Теперь мы предложили организовать их в нашем регионе (и не только в Одессе, но и в Сергеевке Белгород-Дне-стровского района, Рени). Я уже обратился с письмом к Президенту Парусной Федерации Украины Василию Гурееву, в Министерство молодежи и спорта, а также в профильное управление облгосадми-нистрации. Мне известно, что 29 марта это письмо рассмотрел Совет Парусной Федерации Украины. Об остальных адресатах пока ничего сказать не могу, но поймите правильно — решение такого вопроса требует времени и координации действий.
Среди мероприятий всеукраинского уровня для юниоров можно назвать «Южную регату» и «Весеннюю Олимпийскую неделю», которая планировалась в мае, а также Открытый Чемпионат ПФУ/ Чемпионат Украины среди юниоров и Кубок Украины среди юношей и девушек (осень). В любом случае считаю, что позитивное решение было бы дополнительным свидетельством стабильности ситуации и в нашей области и в государстве в целом. Могу добавить, что всеукраинские соревнования юниоров по парусному спорту финансируются из госбюджета. Что касается регат среди крейсеров, то они проходят благодаря поддержке областного бюджета, портов-спонсоров и членским взносам самих яхтсменов.
Искренне надеюсь, что нынешние трудности носят лишь временный характер. Ведь, по большому счету, у нашего региона прекрасные возможности для яхтингового туризма. Кроме живописного морского побережья многих яхтсменов интересует возможность пройти через полстраны по Днепру, а следуя по Дунаю, они могут выйти через украинскую часть дельты в Черное море. Наряду с круизным и яхтенным туризмом в области развиваются и другие виды отдыха на воде: дайвинг, виндсерфинг, кайтсерфинг. Так что будем смотреть в перспективу.
- Если смотреть, как Вы говорите, в перспективу — какие предпосылки для обустройства яхтенных марин на побережье моря и лиманов?
- Сперва небольшая историческая справка. Первые марины в наших краях появились еще во времена царской России, но сохранились не все. Из ныне действующих, самая старая марина в Одессе, в Черноморском яхт-клубе (пляж Отрада, основана в 1965-ом году). Она же и самая большая. Насколько я знаю, там можно разместить свыше двухсот яхт. Естественно, одной из побудительных причин развития марин стал рост парусного флота в регионе. По данным технической комиссии ПФУ в Одесской области на учете в 2014-ом году числится 63 крейсерско-гоночные яхты. Более 500 яхтсменов занимаются этим видом спорта.
Положительно сказалось и развитие парусного туризма. Перечисляю навскидку появившиеся в последнее время марины: 8-я станция Большого Фонтана, мыс «Е» -марина «Сосновый берег», марина Совиньон. Существуют и реализуются планы строительства таких объектов в Ильичевске и Южном, а также развития подобной инфраструктуры в Белгороде-Днестровском, Сергеевке, Шабо, Рени. Самой современной мариной, соответствующей мировым требованиям, на сегодня является «Сосновый берег». Не буду перечислять все нюансы, но, например, там каждый причал оснащен электричеством и колонкой с водой. В Европе это норма, что после плавания можно спокойно помыть яхту пресной водой из колонки, а не соленой ведрами из-за борта. Морская соль не очень-то хорошо влияет на покрытие корпуса яхты.
Конечно, строительство подобных гидротехнических сооружений — достаточно дорогое удовольствие. Все перечисленные мною марины являются частной собственностью, кроме единственного государственного яхт-клуба (кстати, мы вынашиваем планы о его переводе в областную коммунальную собственность). Но даже если речь идет о частниках -они могут сыграть серьезную роль в развитии и яхтенного спорта, и экономики Украины. Приведу простой пример. В восьмидесятых годах прошлого века в Турции была принята госпрограмма по постройке марин на побережье. Многим частникам предоставлялись различные налоговые льготы. В итоге Турция получила расцвет яхтенного туризма, все имеющиеся марины используются,-плюс строятся новые. Уверен, что если в нашем регионе будет расти количество таких объектов, то вместе с конкуренцией возрастет и сервис, больше яхт будет заходить в наши воды. Тут все взаимосвязано.
Если же говорить о роли областных властей, то помимо планов о создании яхт-клуба, как коммунального предприятия, есть еще один важный аспект. Вы сами сказали, что марины строятся на побережье. Изменения климата, человеческий фактор — от этого страдают многие лиманы, бывшие морские заливы. Вам, наверное, известно, что в областном совете созданы рабочие группы по решению проблем Куяльницкого и Тилигульского лиманов. Это большая ответственность и большие средства (особенно в случае Куяльника). Есть соответствующая Региональная программа, но все мы понимаем: вопрос должен решаться на государственном уровне. В этом также состоит задача областных властей: не дать забыть о существующей проблеме.
- А что делается для того, чтобы не забыть о традициях и лучших достижениях одесских яхтсменов?
- Я уже упоминал о том, что зарождение одесского яхтинга относится еще ко временам царской России. Черноморский яхт-клуб был основан в 1875-ом году и располагал значительной флотилией, состоящей из яхт, катеров и гребных судов. Базировались они в Военной гавани. Потом возникли определенные разногласия по поводу членства и вступительных взносов, и от первоначального образования «отпочковался» еще один яхт-клуб -«Екатерининский». Последующая историческая эпоха была не слишком благосклонна к яхтенному спорту. Продолжателем традиций в шестидесятых годах прошлого века стал яхт-клуб «Отрада», а уже в начале 90-х годов прошлого века появился яхт-клуб на территории морвокзала Одесского порта. Я сейчас рассказываю все это, но прекрасно понимаю: традиции -это не только места и даты, это, в первую очередь, люди.
Одесский яхтинг знал и знает много очень ярких личностей, но приведу лишь один пример, одно имя. Анатолий Яковлевич Верба. Очень неординарный человек, победитель ряда регат, участник двух кругосветных гонок. Именно он на яхте «Одесса-200» совершил кругосветное плавание, приуроченное к 200-летию нашего города. В 2003-ем году, после кончины Анатолия Яковлевича, его прах был развеян над Одесским заливом. А десять лет спустя, в 2013-ом на здании Одесского морского вокзала появилась мемориальная доска в его честь. Анатолий Верба был и остается примером для многих яхтсменов Украины и мира. Думаю, что им приятно видеть такое отношение к памяти выдающегося коллеги. Это был истинный фанат своего дела, который посвятил парусу всю свою жизнь. Как говорил Анатолий Верба: «У настоящего гонщика, вся жизнь, каждый ее миг должны быть подчинены только одной цели — победе, во что бы то ни стало».
- Коль уж речь о победах... Готова ли Одесса стать центром подготовки яхтсменов — олимпийцев Украины?
- С ситуацией в Крыму именно Одесса должна стать базой подготовки яхтсменов-олимпийцев. В прошлом году я обращался в адрес Мининфраструктуры о передаче яхт-клуба, что в «Отраде», с баланса ведомства на баланс Одесского облсовета. Полагаю, что руководство области вернется к этому важному вопросу в ближайшее время. Мы могли бы создать коммунальное предприятие и прекрасную базу подготовки, но для этого нужны определенные гарантии. Например, что такой солидный участок побережья не будет застроен. Вопрос достаточно сложный, посмотрим, как будут развиваться события.
Пока могу констатировать следующее. К сожалению, «своего» олимпийского чемпиона-яхт-смена Одесса до сих пор не имеет. Да и в Украине можно вспомнить разве что Евгения Браславца, победителя Олимпиады в Атланте. Но, радует, что есть много призе ров и победителей на международных регатах крейсерских яхт. Среди наиболее известных — ОлегСташкевич (это именно на его яхте впервые был поднят украинский флаг, именно ему король Испании Хуан Карлос вручал награду за победу в регате «Колумб-500», к пятисотлетию открытия Америки). Будем работать, будем наращивать уровень.
- Если речь идет о будущих победах, какие планы на создание новых спортивных школ для детей?
- Решением областного совета в июле прошлого года уже создана областная школа по парусному спорту. Возглавляет ее работу Сергей Червяков. Это квалифицированный спортсмен (ранее входил в сборную СССР по парусному спорту), яхтенный капитан с многолетним стажем. В настоящее время Сергей Ростиславович — вице-президент ООФПС(т.е. мой заместитель) и одновременно вице-президент Федерации парусного спорта Украины. Сегодня речь идет о создании не новых школ, а филиалов уже существующей структуры. Соответствующие подразделения уже есть в Одессе, Сергеевке, Шабо, Белгороде-Днестровском, Рени. В них проходят обучение свыше трехсот детей от 9 до 1 б лет. В перспективе — создание филиалов в Ильичевске и Южном. Но, знаете, сейчас мне не очень хотелось бы об этом говорить. Давайте подождем каких-то результатов.
- Хорошо, тогда какой объем помощи развитию парусного спорта в областном бюджете?
- Бюджетная составляющая помощи при проведении спортивного сезона колеблется от 150 до 350 тысяч гривен. Это очень скромная сумма, ведь в регионе проводится 5-6 объемных спортивных мероприятий, два из которых — всеукраинские открытые регаты крейсерских яхт. Эти регаты квалификационные, т.е. их участники могут выполнить нормативы мастеров спорта Украины и других спортивных разрядов.
Что же касается коммунального внешкольного учреждения ОДЮСШ — то оно полностью бюджетное и неприбыльное. Среди его задач — гармоничное развитие детей и юношества, формирование навыков и знаний, необходимых для занятий парусным спортом, подготовка высокопрофессиональных спортсменов всех уровней. Верю, что наши ребята войдут в сборную Украины по парусному спорту и успешно проявят себя на ведущих мировых спортивных форумах.
- А какова Ваша личная оценка значения парусного спорта в цифровой век?
- Парус во все века и времена был знаком достатка и благополучия. Символом первоотк рывагелей и людей невероятного самообладания. Символом романтиков и путешественников. В цифровой век яхты нового поколения оснащены электронной техникой, спутниковой связью и навигационной системой. Но без души мастера (капитана), без его знаний и слаженной работы экипажа, без понимания языка ветра, волн, облаков, звездного атласа неба, напичканная электроникой яхта — будет просто плавсредством, под мощным мотором.
Парусный спорт — это спорт умных, сильных и знающих людей. Не зря ведь говорят, что настоящему яхтсмену необходимы ум шахматиста, скорость спринтера
и выносливость стайера. Я могу только пожелать одесским яхтсменам удачи, чистых стартов, традиционных семи футов под килем. И повторить рефрен гимна Кубка портов: «За победу и победителей». For victory and winners!
Подготовил к печати Анатолий Венгрук, при помощи пресс-службы Одесского облсовета
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.009Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |