![]() |
|
![]() |
![]() |
Политическое давление на Украинскую Православную Церковь может привести к непредсказуемым последствиям
Именно об этом все чаще говорят ведущие богословы и эксперты. Дело в том, что каждый приход к власти национально ориентированных политиков автоматически приводит к нагнетанию истерии о необходимости ревизии церковного вопроса. За минувшие двадцать с лишним лет независимости в церковной среде произошли изменения. В частности, в среде духовенства Украины сейчас широко распространяется ересь этнофилетизма, когда национальная идентичность преобладает над религиозной. «Как бы то ни было, очевидно, что для духовенства УПЦ МП нынешняя ситуация — момент истины. Поддадутся ли отцы и владыки националистической истерии и в итоге порвут связи с Матерью-Церковью, или устоят в Истине, и Русская Православная Церковь сохранит единство?» — восклицает один из известных современных церковных публицистов протоиерей Георгий Городенцев.
«Ни для кого не секрет, что среди духовенства УПЦ МП есть достаточно сильное автокефальное лобби. Борьба между ним и православными, стоящими на традиционных позициях единства Церкви, с переменным успехом идет все годы существования независимой Украины. Но в целом, до сих пор побеждали противники автокефалии, почему она и не была до сих пор введена. Однако теперь, как видим, ситуация изменилась. И чаша автокефалистов начинает перевешивать, поскольку многие клирики и простые прихожане УПЦ МП, движимые этнофилетизмом, не понимают, что это — ересь, и ставят политическое перед церковным», — отмечает отец Георгий.
Нынешний этнофилетизм, движущей идеологией которого становится «национальная церковь любой ценой», приведет к расколу, намного более страшному и глубокому, чем все украинские расколы, начиная с 90-х годов прошлого века. Ситуацию усугубляет тот факт, что идею автокефалии продавливает Запад, который считает, что это — необходимый элемент дистанцирования Украины от России.
По мнению экспертов, если в Украине ничего кардинально не изменится, то это будет ни чем иным, как новым гонением на Церковь Христову. Которое, скорее всего, начнется через полгода-год, как только новые украинские правители немного утвердятся в креслах. Новый виток церковной смуты ничем не будет отличаться от ситуации появления религиозной организации Филарета-Денисенко. При активном участии националистических организаций и спецслужб ожидаются штурмы лавр и крупных монастырей, кадровая чист-ка в среде архиереев и духовенства, силовые захваты храмов.
Определенную надежду сохранить церковную стабильность в Украине вселяет Всеправославный собор, намеченный на 2016-й год. Уже сейчас, в процессе его подготовки, идут консультации Синодов Поместных Церквей.
В интервью газете National Catholic Register председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион подчеркнул, что «Русская Православная Церковь охватывает русских, украинцев, белорусов и представителей многих других национальностей». «Духовное единство наших народов проходило проверку временем на протяжении столетий. Едва ли и нынешний политический кризис на Украине что-то в этом изменит. Позиция Русской Православной Церкви не может быть обусловлена той или иной политической линией: ведь чадами нашей Церкви являются приверженцы различных политических воззрений, граждане многих государств. Чем ближе мы к Богу, тем ближе друг к другу: вера во Христа и любовь ко Христу объединяет, а не разъединяет людей. Мы никогда не делили нашу паству по национальному признаку», — продолжил митрополит Иларион.
«Русская Православная Церковь и государство не вмешиваются в дела друг друга. Однако это не означает, что Церковь может быть безразлична к развитию ситуации на Украине. Киев — колыбель русского Православия, его изначальный центр: оттуда началось распространение восточного христианства по территории исторической Руси. Украинская Православная Церковь, имеющая всю полноту самостоятельности в административном управлении, является неотъемлемой частью Поместной Русской Православной Церкви. А потому боль верующего украинского народа — наша собственная боль. Нас глубоко беспокоят проявления агрессии по отношению к нашим украинским братьям и сестрам со стороны экстремистов. В эти дни мы возносим молитвы о скорейшем прекращении гражданского противостояния на Украине, возвращении украинского народа к мирной жизни», — подчеркнул он.
«На сегодня существует реальная заинтересованность обеих сторон в плодотворном развитии двустороннего диалога между Русской Православной и Римско-Католической церквами. Что касается встречи Предстоятелей наших церквей, то она вполне возможна, однако нуждается в тщательной подготовке. Мы не исключали, что сможем организовать ее при Папе Бенедикте, но не успели. Не вижу, почему бы она не могла осуществиться при Папе Франциске. Еще прошлой осенью мне казалось, что стороны готовы к тому, чтобы начать ее готовить. Но события на Украине очень существенно отбросили нас назад. Это связано, в первую очередь, с действиями греко-католиков, которых Римско-Католическая церковь воспринимает как «мост» между Востоком и Западом, а мы воспринимаем как серьезное препятствие к диалогу между православием и католичеством», — отметил он.
По словам митрополита, «ни для кого не секрет, что уния всегда была и остается спецпроектом Римско-Католической церкви, направленным на обращение православных в католичество». «При помощи светской власти униаты в течение многих веков действовали в ущерб Православной Церкви, захватывая православные храмы и монастыри, обращая в католичество простой народ, всячески притесняя православное духовенство. Так было в Польско-литовском княжестве после Брестской унии 1596 года, так было и на рубеже 1980-90-х годов на Западной Украине. В нынешнем гражданском противостоянии греко-католики сразу же заняли позицию одной из сторон, вошли в активное взаимодействие с раскольниками. Глава УГКЦ совместно с главой так называемого «Киевского патриархата» ходил по кабинетам Госдепартамента США, призывая американские власти вмешаться в ситуацию, и навести порядок на Украине. По сути, речь идет об очередном крестовом походе против Православия», — продолжил митрополит.
Сегодняшние политические реалии Украины таковы, что очередного противостояния еще и в церковном вопросе государство просто не выдержит. До сих пор именно Церковь остается главным удерживающим в цивилизационно-культурном фундаменте Украины. Именно чистое Православие, лишенное этнофилитических (националистических) добавок, позволяет обеспечить общественных компромисс и единство, несмотря на различную экономическую специализацию регионов и отличия в культурно-общественной жизни.
Первыми проявлениями репрессий на Церковь стали попытки захвата Киево-Печерской и Почаевской лавр более месяца назад, а также попытка захвата кафедрального собора в Сумах и преследование одесского протоиерея Олега Мокряка. Уже сейчас ясно, что ситуация с отцом Олегом не частный случай, а спланированное давление на всю Одесскую епархию. Эскалация напряжения неминуемо приведет к ее силовой разрядке. А очередной церковный кризис всегда трансформируется в политический. Вряд ли Украина способна так долго быть в состоянии борьбы с самой собой...
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |