ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Встречное движение по «зеленой» улице
12.04.2014 / Газета: Одесские известия / № 37(4603) / Тираж: 18937

Продолжат ли начатые в отрасли реформы, в частности, в портовой сфере? Этим вопросом был встречен уже 20-й за период независимости министр инфраструктуры Украины Максим Бурбак, который прибыл в Одессу на церемонию награждения победителей седьмого Национального морского рейтинга по итогам прошлого года.

– Реформу портового хозяйства останавливать нельзя. И мы будем всячески поддерживать ее продвижение, – ответил он. – Девять прошедших месяцев показали необходимость подкорректировать ряд позиций. Это касается распределения финансов таким образом, чтобы часть денег оставалась в портах на развитие.

Новый министр осведомлен о сложностях экономического характера в отрасли. Падают объемы грузов, которые переваливают в портах, отрасль сдает свои рубежи в конкурентной борьбе. Возврат потерянных грузопотоков становится все более проблематичным. Большинство причалов не ремонтировались как минимум 23 года. Для многих портов козырем в привлечении инвестора могло бы стать дноуглубление акватории, но далеко не всем отпускаются на это средства.

Есть нарекания на созданную согласно реформе управленческую структуру – Администрацию морских портов Украины. Например, за то, что причалы сдаются в частичное пользование, финансовые потоки уходят в АМПУ, а из общего кошелька нет нужного выделения средств на инфраструктуру.

Основными причинами разлада в отрасли М. Бурбак видит тотальную коррупцию, доминирование государства, отсутствие условий, которые бы надежно защитили деньги инвестора. Взгляд министра не оптимистичен, но объективен. Пока за 9 месяцев в портах Украины не реализовано ни одного проекта. Но он заявил о своем намерении встретиться с крупными инвесторами на экспертном совете, обсудить их предложения.

– Но и вкладчик капиталов должен со своей стороны гарантировать соблюдение проработанных правил рыночной игры. Если он выполняет обещание привести в порт прибыльный груз, ему – «зеленую» улицу. Но по ней должно быть встречное движение с обеих сторон,– заключил глава транспортного ведомства.

Первых нет и отстающих тоже?

Неоднозначность оценки роли АМПУ в портовой отрасли отметил и присутствовавший на мероприятии вице-президент «Ассоциации морских портов Украины» Василий Зубков. Бесспорно только то, что в лице этой надстроечной структуры реализована давняя необходимость разделения хозяйственных и управленческих функций в портах.

– До реформы портовые сборы соединялись в общую сумму, деньги из которой зачастую списывались не по целевому назначению. Теперь же при централизации всех портовых средств прослеживается их распределение конкретно на развитие акватории или конкретно – причалов, – говорит В. Зубков. – Выделения из общего котла дают возможность развиваться всем портам. Устраняется доминирование крупных портов и невозможность выйти из цейтнота их малым «коллегам».

По этому поводу у директора Ильичевского морского торгового порта Юрия Крука сомнения. Данное предприятие сегодня громче всех заявляет о недостатках реформы. Порт ограничен в возможностях именно из-за принципа централизации средств, провозглашенного законом о портах, согласно которому предприятие не может распорядиться заработанными деньгами. ИМТП лишился основных статей доходов, а, кроме того, должен платить за пользование причалами, инфраструктурой.

Если вдуматься, не произойдет ли вследствие отказа от «финансовой диспетчерской» разделения портов на лидеров и скромных аутсайдеров, которым никто не подаст руку помощи? Коллектив ИМТП ставит перед Министерством инфраструктуры вопрос только о пересмотре такого подхода, при котором одни порты получают весомые инвестиции и развиваются. А другие остаются даже без тех средств, которые они генерируют в виде портовых сборов.

М. Бурбак согласен с предложениями отраслевиков пересмотреть однозначность применения такого механизма привлечения инвестора, как концессия, о которой говорит закон. Можно обратиться к арендным отношениям, создать смешанные формы собственности. На повестку выносятся вопросы приватизации порта или даже отрасли.

Нельзя сбрасывать со счетов и сложности нынешней политической ситуации. Осторожность иностранных инвесторов вполне оправдана: кто сейчас согласится брать на себя риски?

К сожалению, не все инвесторы разделяют точку зрения о том, что в портах нужно сохранить социальный сектор. В украинских портах тенденция сохранения всех рабочих мест соблюдается свято. Если придерживаться европейского образца, пришлось бы сократить и уволить не менее трети членов трудовых коллективов.

Что будет с портами Крыма?

– Пять портов, расположенных на полу­острове – часть Украины. И вся недвижимость и объекты инфраструктуры – украинские. По поводу образования там каких-то новых структур мы обратились в Генпрокуратуру, – сказал М. Бурбак.

Пока выпадение из общей технологической системы поставки к причалам и вывоза грузов становится их проблемой. Крымским портовикам будет сложнее выживать, потому что они смогут переваливать только импорт. Экспортировать из Крыма нечего. А найдется ли для пяти отделившихся портов транзит – это вопрос. В Ассоциации морских портов Украины полагают, что вся их перспектива – работать только на обеспечение собственных нужд в ущерб развитию. Украину же это освободит от надобности тратиться на их вывод из экономической депрессии.

Автор: Владислав Китик


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.006
Перейти на повну версію сайту