![]() |
|
![]() |
![]() |
Борис Колтунов не так известен, как его брат Григорий — сценарист и режиссер. Между тем в истории Одесской киностудии он оставил заметный след. К столетию со дня рождения Б. Я. Колтунова о нем вспоминает директор музея кино Вадим Костроменко.
На Одесской киностудии Борис Яковлевич Колтунов был яркой, неповторимой фигурой. Он и до студии занимался серьёзными делами — восстанавливал после войны телефонную сеть в городе, организовывал автоматическую телефонную связь. Потом руководил управлением дачами и пляжами. Своей дачи так и не заработал. А когда нашей студией руководил Геннадий Пантелеевич Збандут, он, возможно с подачи нашего бессменного члена худсовета, драматурга Григория Яковлевича Колтунова, пригласил себе в помощь его брата. Борис Колтунов стал заместителем директора студии по хозяйству. А хозяйство у студии тогда было неважнецкое. Усилиями Збандута студия наращивала производство с пяти до 15-16 фильмов в год. Это требовало и наращивания производственной базы, значительного расширения хозяйства. Поле деятельности у Колтунова было необъятным и хлопотным. Но ему этого было мало. Он организовал и возглавил масштабную военно- шефскую работу, наладил контакты с Одесским военным округом, направлял нас, авторов фильмов, в воинские части, и не только в Окружном доме офицеров, но и в отдалённых гарнизонах мы показывали наши фильмы. А это облегчало нам работу над фильмами о войне, где мы могли использовать личные контакты и связи. Таких картин мы тогда снимали довольно много. Он, кстати, внёс любопытную поправку в нашу деятельность на поприще военно- шефской работы. «Ребята, — сказал он нам, — солдаты и так постоянно живут в атмосфере воинской службы. Показывайте им фильмы про мирную жизнь, про любовь, показывайте комедии!» И это был правильный шаг — мы по реакции аудитории сразу ощутили плодотворность этого направления.
Много усилий приложил Борис Яковлевич и к тому, чтобы на студии был установлен памятник Фронтовому оператору. Между прочим, единственный в стране такой памятник.
А знаете, почему в те годы наш «Черноморец» так успешно выступал на всесоюзных чемпионатах, хотя не было в его рядах темнокожих волонтёров? Борис Колтунов завёл такую традицию: перед каждым матчем в Одессе футбольная команда в полном составе прибывала на киностудию, и Колтунов показывал им кино. Методом проб и ошибок было выяснено, какой фильм приносил назавтра удачу. Как космонавты «Белое солнце пустыни», так и «Черноморец» перед матчем стал всегда смотреть немой фильм «Беня Крик» режиссёра Владимира Вильнера по сценарию Исаака Бабеля. Помогало!
В производственной структуре киностудии было одно «узкое» место — цех монтажа фильмов. Как правило, съёмочные периоды в фильмах затягивались, и на монтаж оставалось мало времени. А при тогдашней системе планового хозяйства нарушить срок сдачи фильма — преступление. Немедленно следовали серьёзные банковские санкции — деньги-то тратились народные! Значит, монтажницы должны работать в три смены. А кому это понравится? Весь личный состав цеха — это женщины, и совсем молодые, и не очень. Предыдущие начальницы цеха с трудом управлялись с таким коллективом. Тогда цех возглавил Борис Яковлевич. Как уж ему удалось угомонить полыхающие страсти — одному Богу да, наверное, самим монтажницам тех лет известно. Они полюбили своего начальника, беззаветно трудились на благо нашего кинематографа...
В музее кино хранятся фотографии Бориса Яковлевича Колтунова, мы с благодарностью вспоминаем его, и память о нём будет жить, пока будет существовать студия, пока будет работать музей Одесского отделения Союза кинематографистов, пока мы, ветераны одесского кинематографа, живы.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.008Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |