![]() |
|
![]() |
![]() |
Спектакль «Ехать надо» «Театра на Нежинской» уже завоевал признание зрителей. Новая постановка Юрия Бликова «Жил-был двор» продолжила тему Одессы 1970-х.
Главные герои спектакля — жители коммуналки, которые прекрасно сосуществуют вместе. — Вареники с картошкой и вишней отдельно — вкусно, — говорит старый еврей Либман, интеллигент в 25-м поколении (Игорь Тильтиков). — Но если вместе, это получится настоящий халоймес. Так и в коммуналке. И все же мне нравится этот халоймес.
С первых фраз сценического действия зритель погружается в насыщенную атмосферу одесских слов и выражений. Это как артподготовка одессизмами, много текста, слов больше, чем мыслей. Кажется, что автор поставил задачу использовать весь одесский словарь, уместив их в двухчасовом спектакле. Пусть сейчас в Одессе так не говорят. Но, во-первых, мы говорим о 1970-х. А, во-вторых, это художественное воплощение образа одесского двора.
В спектакле играют актеры, хорошо знакомые с темой. Кира Бликова с детства живет в одесском дворе. И не представляет, как можно жить где-нибудь еще.
Сергей Олех, как он признался, в коммуналку попал в юности.
- Девушка пригласила меня к себе домой. «Завари чай», — сказала она мне, отлучившись с кухни. Я достал из буфета чашки, чай.
- Что ты делаешь? — с удивлением спросила она меня, вернувшись. — Это же не наши чай и чашки. И достала чайные принадлежности уже из своего буфета.
Сергей Олех вспоминает, что, когда приходил к друзьям, то нужно было минут 20 идти по коридорам коммуналки, чтобы попасть в нужную комнату. Но то — большие коммуналки. А в спектакле речь идет о малой.
Сюжет постановки прост. Жители коммуналки, узнав, что дом идет под снос из-за строительства трассы, пытаются всеми силами сохранить свое жилье. Для этого в яму, раскопанную сотрудником ЖЭКа Васгеном, который в понедельник — электрик, а по выходным — официант, кидают черепки горшков. Якобы место историческое, дорогу строить нельзя.
Одесситы пытаются решить все вопросы, неизменно острословя и шутя, от чего зал постоянно взрывается смехом. Причем шутки разного калибра, есть и тонкий юмор, и ниже пояса — все идет в ход. Мама — гинеколог (Елена Головина), папа — инженер (Сергей Nлех). Дочка Римочка (Кира Бликова) — будущая студентка, о поступлении которой мама «уже договорилась», но заставляет учить экзамены, «чтобы не стыдно было». Спектакль оживляет лирическая линия взаимоотношений Римочки и Коси, который ревнует ее к прибывшему студенту Мише, который за два дня проживания в коммуналке у дяди Либмана стал одесским Моней.
Благодаря студентам консерватории Игорю Онищенко, Рафаэлю Сариксьяну, Александру Олтянову спектакль получил свежее дыхание. Молодежь во второй части буквально дает жару, заводя зал своими горячими разборками. И при этом исполняет музыкальные номера мощными консерваторскими голосами. Правда, в драматической постановке это выглядит несколько выбивающимся из общего стиля.
- Мы решили сделать эксперимент на стыке разных направлений, — объяснил режиссер Юрий Бликов. — Спектакль поставлен по канонам классического — с юмором, шутками, фарсом. Музыка стилизована под рок 1970-х. Текст сделан в размере классических песен. Своей постановкой мы хотели показать, что Одесса во все времена остается единой, несмотря на многонациональность, разностильность, оставаясь благожелательным, хлебосольным городом. А что получилось — судить зрителю.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |