![]() |
|
![]() |
![]() |
В Измаиле стоимость билета до областного центра увеличилась на 25 гривень. В Рени лук стоит в два раза дороже, чем в Одессе. Цены на бензин за короткий промежуток времени подскочили на 5-6 гривень.
Можно ли каким-то образом повлиять на эти процессы? Кто виноват и что делать?
Об этом и многом другом мы поговорили с председателем Одесского областного территориального отделения Антимонопольного комитета Украины Юрием КРАВЦОМ в рамках онлайн-пресс-конференции, инициированной редакцией «Одесских известий». По традиции на скайп-связи были наши собственные корреспонденты в районах области. Непосредственно в редакции с гостем и всеми остальными участниками общались главный редактор «ОИ» Евгений БЛИНОВ, шеф-редактор газеты Иван НЕНОВ, заместитель главного редактора по техническим вопросам Виталий СОЧАЛОВ и журналист Кристина ВИЕР.
Поприветствовав руководителя ООТО АМКУ, Евгений Николаевич Блинов открыл конференцию:
– Юрий Игоревич, по отзывам в прессе и личному общению мы знаем, какую активную работу вы проводите. Именно поэтому ваша организация всегда на слуху. Расскажите, как в сегодняшних условиях работает Антимонопольный комитет в нашей области.
– Мы инициировали проведение Дней конкуренции в районах. Пришли к неутешительному выводу: некоторые практикующие юристы не знают конкурентного законодательства.
Мы собирали сельских голов, руководителей правоохранительных органов, предпринимателей, общественников. Пообщавшись с ними, раздали изданные специально для этих мероприятий тематические бюллетени. В них размещена информация о четырех категориях дел, которые мы рассматриваем. Это антиконкурентные согласованные действия, неконкурентные действия органов власти и местного самоуправления, введение монопольного положения, недобросовестная конкуренция.
Мы побывали в четырнадцати районах области. Сегодня получим информацию и от вас. Соответственно отреагируем на нее.
Олег КОЛЕВ, собственный корреспондент в Измаильском районе:
– В Измаиле несколько дней назад предприятие «Автотранс», осуществляющее перевозку по направлению Измаил – Одесса, подняло цену за проезд с 75 до 100 гривень. Указанное предприятие фактически является в данном сегменте рынка монополистом, так как в 2013 году по тем или иным обстоятельствам право на перевозку в одесском направлении утратили еще две фирмы. Есть ли при сложившихся исходных данных законные основания оспаривать столь значительное удорожание проездного билета? Ведь Измаил является одним из самых отдаленных в области населенных пунктов, и, при нерегулярной работе поезда (следующего на Одессу только несколько дней в неделю), горожане становятся заложниками фактически перевозчика-монополиста.
– Антимонопольный комитет контролирует соблюдение процедуры субъектами, которые занимают монопольное положение. Если процедура прописана – мы ее контролируем. Если не прописана, то их действия на рынке свободны и они могут устанавливать ту или иную цену. Это касается не только маршрутов, но и любых товаров, пользующихся спросом.
Остановимся более подробно на вашем вопросе. Автобусные маршруты общего пользования действуют в нескольких режимах: общем и маршрутного такси. Для первого утвержден тариф – 22 копейки на один километр. Создается паспорт маршрута, на котором виден километраж. С учетом этого формируется цена проезда. Если же мы говорим о маршрутном такси, то там сами устанавливают тариф и согласовывают его с соответствующими комитетами. Когда все утверждено, мы проверяем достоверность расчета и проведение процедуры, утвержденной законодательством. В данном случае мы, получив от вас информацию, обязательно отправим запрос и проведем проверку. Об итогах ее сообщим вам.
Евгений БЛИНОВ:
– Олег Колев будет следить за ситуацией на месте. В конце концов решение этого вопроса поможет снятию социальной напряженности в районе.
Юрий ФЕДОРЧУК, собственный корреспондент в Любашевском, Красноокнянском, Николаевском и Ананьевском районах:
– Юрий Игоревич, как преодолеть злоупотребления в сфере тендерных закупок или во время проведения тендеров на исполнение работ за бюджетные средства?
– Антимонопольный комитет осуществляет два вида контроля в вопросах государственных закупок. Первый проводится в соответствии с Законом Украины «Об осуществлении государственных закупок». Организует его только центральный аппарат Антимонопольного комитета по жалобе одного из участников на действия заказчика. Такой контроль инициируется до заключения договора по результатам тендерной процедуры.
Второй вид контроля осуществляется в рамках Закона Украины «О защите экономической конкуренции». Антимонопольный комитет контролирует действия участников в части наличия реальных конкурентов. Проще говоря, проверяет, был ли сговор между ними, или они действительно честно соревновались на рынке товаров и услуг.
Если один из участников не согласен с действиями заказчика, то он должен, до подписания договора, подать жалобу в центральный аппарат Антимонопольного комитета, внеся при этом определенную пошлину, установленную законодательством. По-другому отменить тендер нельзя.
– На потребительском рынке, в первую очередь энергетическом (природный газ и электроэнергия), простым пользователям и предпринимателям приходится немало средств тратить на оформление разрешительной документации и подключение здания или магазина к газовой трубе или к электросети. В частности известно, что в селе, чтобы подключиться к общей газовой сети, необходимо заплатить девять с половиной тысяч гривень. Могут ли простые люди ожидать изменений к лучшему в этом плане?
– Был допущен ряд действий, которые усложнили жизнь людям на селе. В прошлом году Антимонопольным комитетом были проведены исследования рынка всей Украины, разработан проект решения об изменении процедуры и оплаты данных платежей. Тогда можно было бы говорить об уменьшении выплаты этих сумм. Насколько мне известно, этот документ уже прошел тестирование. В любом случае, наша организация создала рабочую группу, и этим вопросом занимаются.
По вопросу, связанному с электричеством: есть приказ НКРЭ, который четко определяет, какова стоимость за один киловатт. Это прописано законодательно, поэтому, если просят дополнительную плату, это может расцениваться как злоупотребление монопольным положением. Мы обязаны будем реагировать. Если «Облэнерго» или «Облгаз» в рамках законодательства внесли какие-либо изменения, мы как территориальное отделение не можем реагировать, поскольку нет нарушения закона.
Евгений БЛИНОВ:
– Этот вопрос очень волнует селян.
– Согласен, в рамках проведения Дней конкуренции в районах эта тема была одной из наиболее актуальных.
Татьяна ГУРИЧЕВА, собственный корреспондент в Белгород-Днестровском, Овидиопольском и Саратском районах:
– Сложные и зачастую недобросовестные взаимоотношения Каролино-Бугазского сельсовета с облэнерго для получения техусловий по строительству в Каролино-Бугазе нового детского сада и хореографической студии затянулись почти на год. Об этом Вам докладывали на заседании коллегии в Овидиопольской РГА летом прошлого года. В настоящее время техусловия получены, но напряжение данного вектора сохраняется. Жители Каролино-Бугаза, соседнего села Роксоланы и других спрашивают, по какому принципу НКРЭ формируют тарифы на электроэнергию и цены на подключение объектов предпринимательства и частных домов к электроснабжению? Почему цена настолько высокая: для предпринимателей она составляет 2 тысячи гривень за киловатт, для частного лица – 1,5 тысячи?
Аналогичная ситуация сложилась и в газовом хозяйстве. Подведение газовых сетей к частному домовладению стоит от 8 до 12 тысяч гривень, в зависимости от потребляемых объемов газа. Почему существуют такие масштабные расчеты при условии, что газовые сети в селах построены за деньги населения? Какова точка зрения АМКУ в данном вопросе? Как повлиять на это?
– В первую очередь важно отметить: можно ли влиять? Мы пытаемся довести до граждан, субъектов хозяйствования: надо научиться защищать свои права. Это серьезный недостаток действующего бизнеса и граждан в частности.
По результатам Дней конкуренции, один из которых мы проводили в Овидиопольском районе, было принято решение, что местные советы дадут информацию в райгосадминистрацию о нарушениях и проблемах, созданных «Облэнерго». Эти материалы нам обещали направить незамедлительно. Но многие сельские советы боятся писать заявления и указывать на существующие нарушения. Уже около года никакой информации – жалобы, запроса, заявления – мы от них не получали. А ведь достаточно будет просто оформить справку и отправить на нашу электронную почту. И мы будем знать, в каком населенном пункте существует проблема, каков ее характер. Также можно приехать ко мне на прием (а я веду его каждый день), предварительно договорившись по телефону 722-52-63. У нас помогут написать заявление, подскажут, какие документы необходимо предоставить, и так далее.
Отвечая на ваш вопрос, можно ли влиять на монополистов, отвечу: надо защищать свои права и обращаться в Антимонопольный комитет Украины. Мы действительно выявляем факты нарушений, реагируем на них. За два с половиной года моей работы в этой организации не припомню ни одного факта, работу по которому мы не довели бы до конца. Из какого бы села ни прибыл к нам человек, мы поможем.
Сегодня, после ряда крупных штрафов против монополистов, люди стали чаще обращаться, они знают о нас. После наших проверок субъекты хозяйствования устраняют недочеты очень быстро. Это радует.
– Цены на бензин искусственно привязаны к курсу доллара и повсеместно повышаются на автозаправках. Таким образом, цена на литр бензина за 3,5 месяца поднялась на 4-5 гривень, или на 36 – 45 процентов, по отношению к концу декабря 2013 года.
Считаете ли Вы, что действия участников топливного рынка светлых нефтепродуктов в Одесской области необоснованны в принципе и согласованы между собой ради получения сверхприбылей? Может ли Антимонопольный комитет воздействовать на порядок формирования цен на топливо, способствуя их снижению?
– Спасибо за актуальный вопрос. Сложность ситуации заключается в том, что продажа дизельного топлива и светлых нефтепродуктов на заправках не регулируется законодательством. Соответственно, цена свободная. Поэтому в практике существуют две категории дел, которые наш комитет может рассматривать в отношении автозаправок и реализации ими топлива. Во-первых, это антиконкурентные или согласованные действия (другими словами, сговор) при установлении цены без достаточных на то оснований. Эти дела, к сожалению, рассматриваются очень долго. Но после нескольких крупных штрафов субъекты хозяйствования начали понимать, что к чему. Хотя нам уже надо тратить намного больше времени, чтобы доказать наличие сговора.
Вторая категория дел называется злоупотреблением монопольным положением. Представим некую сеть автозаправок. В далеком селе одна из этих АЗС установит заоблачные цены на бензин, потому что является там монополистом. А в крупном городе, где большая конкуренция, – установит более низкую цену. При выявлении таких фактов мы обяжем ввести единую стоимость топлива по всем заправкам, поскольку обоснованием для повышения цены может служить только то, что понадобились траты на доставку топлива до населенного пункта. Но это надо доказать.
Если жители Одесской области сталкиваются с такими случаями, когда в рамках одной сети они видят разные цены, следует сообщить в Антимонопольный комитет. Но обязательно указывайте населенный пункт, в котором расположена заправка, название сети и цены на бензин, коль они разнятся. А если у вас будет на руках чек, предоставьте его. Это неопровержимое доказательство.
Любовь КУЗЬМЕНКО, собственный корреспондент в Кодымском, Балтском и Котовском районах:
– Юрий Игоревич, как в области ведутся расследования, касающиеся недобросовестной конкуренции?
– Эта категория регулируется Законом «О защите от недобросовестной конкуренции». Применяются два документа: статья 4 «Неправомірне використання позначень» и статья 15/1 «Поширення інформації, що вводить в оману».
Первый рассматривается только по заявлениям субъектов хозяйствования или граждан. Это вопросы по неправомерному использованию торговой марки, логотипов, обозначений и других объектов интеллектуальной собственности. За прошедший год у нас было три таких заявления. По всем были приняты решения.
По второму же направлению имеем намного больше обращений, начиная от недостоверной информации на упаковке. К примеру: на обертке написано «Печенье клубничное». А в составе использован только клубничный ароматизатор. Вы наверняка заметили, что на упаковках уже используют формулировку «со вкусом клубники…», «с ароматом лимона…».
Или на вывеске аптеки написано «Самые низкие цены», а рядом учреждение, в котором есть товары хотя бы на одну копейку дешевле… Уже можно подавать заявление и говорить об информации, которая вводит в заблуждение.
Наталия САМОЙЛЕНКО, собственный корреспондент в Березовском и Коминтерновском районах:
– Очень часто нарушается законодательство об окончании оказания услуги потребителю. В частности, по газоснабжению. Сейчас отключение газа проводится без письменного предупреждения. Системный ли характер носят такие действия в Одесской области? В каких случаях вы реагируете на такого рода случаи?
– Такие действия мы расцениваем как злоупотребление монопольным положением. Но такие сигналы по газообеспечению к нам не поступали. В «Облэнерго», не буду скрывать, подобные ситуации складывались. Мы накладывали штрафные санкции, и даже Высший хозяйственный суд Украины подтвердил правильность нашей позиции.
Иван НЕНОВ, шеф-редактор «ОИ»:
– В связи с приходом к власти нового правительства обращений к вам стало больше или их количество осталось на прежнем уровне?
– В целом, работаем в привычном режиме. Никаких особенных изменений нет. Количество заявлений колеблется в зависимости от числа моих выступлений в СМИ.
Антонина БОНДАРЕВА, собственный корреспондент в Килийском, Ренийском и Болградском районах:
– Управления эксплуатации газового хозяйства (УЭГХ) в газифицированных районах – монополисты, оказывающие услуги поставки газа населению. Граждане за свои средства, создавая кооперативы, строят газораспределительные сети, которые затем вынуждены передавать на баланс УЭГХ – для эксплуатации. Делаются ли какие-то скидки за газ или его транспортировку членам кооперативов за то, что по сути эксплуатируются их газораспределительные сети?
– Законом не предусмотрены никакие скидки для таких случаев.
– У нас настоящее горе луковое: на днях как по команде на всех рынках цены на лук выросли с 7 до 15 гривень за килограмм. Кто мог дать такую команду? И в какие службы могут обращаться потребители с вопросом о необоснованном повышении цены?
– Это свободная конкуренция. Предприниматели сами регулируют свои цены. Это не наша компетенция. Для того чтобы реализаторы продукции не грели руки на этом, областная государственная администрация проводит различные сельскохозяйственные ярмарки, на которых можно увидеть широкий спектр продукции и цен.
Евгений БЛИНОВ:
– Порой мы задаем нашим гостям вопросы, выходящие за пределы их компетенции. Все потому, что люди чувствуют себя брошенными властью. Ответы – Ваши и других наших гостей – успокаивают их и помогают разобраться.
По окончании встречи обычно интересуемся у нашего гостя, что он думает о таком формате общения.
– Общение очень интересное и полезное. Нам хочется все больше получать информации из районов. И чтобы люди знали, что мы есть, чем мы занимаемся и какие затруднительные вопросы можем решить. Не устаю повторять: мне хотелось бы, чтобы люди учились защищать свои права, обращаясь в Антимонопольный комитет. С вашей помощью, думаю, таких людей станет больше.
– Благодарим Вас за исчерпывающие ответы. Всегда ждем Вас в нашей редакции.
– Буду рад общаться с вашими сотрудниками хоть каждую неделю. Спасибо за приглашение.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |