ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
…А финансирование из «общего котла»
29.04.2014 / Газета: Одесские известия / № 45(4610) / Тираж: 18937

Реформа портовой отрасли сопровождается неоднозначной оценкой роли Администрации морских портов Украины. В частности, настораживает внешнее сходство с ликвидированным в 2005 году государственным концерном «Укрморпорт». Среди причин тогдашней ликвидации была выделена та, что многомиллионные суммы, собираемые с портов, уходили в благо­творительные фонды, которые становились денежными мешками избирательной кампании.

В задачи АМПУ также входит создание общей казны, и она наделена правом распоряжаться средствами, аккумулированными от портов. Оптимальна ли подобная форма управления? Этот вопрос удалось задать вице-президенту Ассоциации морских портов Украины Василию Зубкову.

– Администрация не является прямым аналогом бывшего «Укрморпорта», – говорит он. – Ос­тается актуальной необходимость создания централизованного фонда развития. Порты перечисляли в него деньги. Для получения возвратной финансовой помощи на строительство нового объекта требовалось обосновать будущую рентабельность данного проекта.

Сегодняшняя АМПУ сохранила это рациональное зерно. И при этом реализовала давнюю необходимость разделения хозяйственных и управленческих функций.

– Объективен ли принцип распределения из общей копилки средств по портам?

– Портовые сборы имели всегда целевое назначение. Но не имели отдельного применения, а просто соединялись в общую денежную массу. И только потом, при формальном подведении итогов, сообщалось, какие суммы на что списали. Теперь же, при централизации всех портовых средств, распределение их происходит строго по соответствующему назначению: конкретно на развитие акватории, конкретно – причалов...

Когда деньги, поступающие от каждого предприятия, собраны вместе, это дает возможность развиваться всем портам. Устраняется такой дисбаланс, имевший место прежде, как доминирование крупных портов и невозможность выйти из цейтнота малым.

Реформа дала возможность каждому порту выдвинуть свой проект и обосновать целесообразность его финансирования. Конечно, если он прошел испытание на эффективность и гарантированное привлечение выгодного грузопотока.

– Наиболее затратными и одновременно необходимыми являются проекты по дноуглублению и реставрации причалов?

– Да, многие причалы не ремонтировались как минимум 23 года. Если говорить о строительстве нового специализированного комплекса типа терминала, не обойтись без привлечения инвестора. Он строит комплекс, давая портовым хозяйствам шанс развиваться, государство обеспечивает подходные пути.

Глубины также являются критерием конкурентоспособности. Но только АМПУ может обеспечить средства на дноуглубление. Если, конечно, найден перспективный грузопоток и в порт могут зайти суда со значительной осадкой.

При старой системе, когда все портовые сборы оставались в распоряжении каждого порта, их элементарно проедали, и на осуществление серьезного проекта уже ничего не оставалось.

– Если реформа дает огромные возможности привлекать инвестиции, то почему они не привлекаются?

– Во-первых, девять месяцев не срок, чтобы пожинать плоды. А с введением закона о портах Украина замешкалась лет на пять, – тогда у стивидоров было больше доверия к отрасли. Во-вторых, реформа на первых порах «присаживает» экономику. Но главные сложности упираются в политическую ситуацию. Кто при нынешнем положении в стране согласится брать на себя риски? Осторожность иностранных инвесторов вполне оправдана.

– А можно было бы на базе портов создать государственные стивидорные компании?

– Закон принимался из расчета на приход частных стивидорных компаний. Превращение же в стивидорные компании украинских портов не приветствуется последними. Дело еще в том, что все проводники реформы в жизнь сошлись на том, что надо сохранить социальный сектор. При преобразовании по европейскому образцу пришлось бы сократить и уволить не менее трети членов трудовых коллективов. Но мы сохранили всем рабочие места и тем, в работе которых нет острой нужды. Численность людей даже возросла за счет дублирования служб, таких, например, как юротделы или бухгалтерии. Словом, строим капитализм, но по принципам социализма. Зато своих защищаем.

Автор: Владислав Китик


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.006
Перейти на повну версію сайту