ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Романтический орган Одесской оперы
08.05.2014 / Газета: Одесский вестник / № 18(5318) / Тираж: 5481

Его по праву называют королем музыкальных инструментов. Вобравший в себя красочность и мощь их звучания, неповторимое, небесное – устремленных ввысь труб, орган, возрожденный в Одесской опере, вновь собирает поклонников и ценителей музыки.

Сегодня театральные органы довольно редки. И, возможно, вполне светский инструмент Одесского оперного уступает в величии звучания кафедральным. Орган романтического направления, обладающий более нежными по сравнению с барочными регистрами, представляет широкие возможности звучания, стилевое и динамическое разнообразие. Что и было с блеском продемонстрировано солисткой второго проходящего в Одесской опере органного концерта лауреатом международных конкурсов Ольгой Ефремовой. К тому же театральный орган обладает интереснейшим пластом репертуара, удовлетворяющим вкусы слушателей с самыми разными музыкальными пристрастиями, предполагающим музыкальные программы с участием оркестра, камерных ансамблей, хора, вокалистов.

Программа концерта, в котором принял участие оркестр театра под управлением заслуженного артиста Украины Игоря Шаврука, объединила различные музыкальные стили и направления, творчество разных композиторов. И, наверное, главным его событием стала не сольная часть, а впервые исполненный в нашем городе концерт для оркестра и органа фа мажор композитора, практически не известного не только слушателям, но и профессионалам – Франтишека Ксавера Брикси. Современник Моцарта, знаменитый пражский органист, один из ведущих музыкантов Богемии, он оказал влияние на формирование раннего венского классицизма. Моцарт высоко оценивал его творческие достижения, учился у него. В их музыке действительно много общего. В концерте Брикси – вполне моцартианские изящество и легкость, правда, лишенные его безмерной глубины (головокружительной высоты?), пронзительного откровения чувств и эмоций. Словно создавая хрупкую ювелирную драгоценность, плетя нежнейшее кружево звуков, орган вторил кокетливым скрипкам.

Мощный и нежный, возвышенный и земной, орган словно создан для великой музыки Иоганна Себастьяна Баха. Его знаменитое произведение «Таката, адажио и фуга до мажор» в исполнении Ольги Ефремовой вновь поразило слушателей своей импровизационной свободой и неожиданной изысканной нежностью. Доверительным диалогом с небом прозвучали хоральные прелюдии Баха из «Маленькой органной книжечки» – энциклопедии музыкального языка великого композитора.

Еще одна прелестная неожиданность одесским меломанам – музыка композитора XIX века Винченцо Антонио Петрали. В исполнении Ольги Ефремовой прозвучали два номера из органной мессы этого известного итальянского органиста и капельмейстера, яркого представителя чрезвычайно популярного в то время театрального направления в музыке. Ее откровенная театральность, нарядность прекрасно гармонировали с барочной пышностью Одесской оперы. Весьма игривая и кокетливая, балансирующая на грани академической и популярной музыки, она, говоря языком рок-джаз-концертов, «завела» зал, изумив неожиданным, нежнейшим «колокольчиком» органа.

Для многих слушателей открытием стала и «Прелюдия и фуга на тему Баха» Ференца Листа – своеобразная музыкальная символика и дань почтения виртуозу мировой музыкальной культуры гению Иоганна Себастьяна Баха. Виртуозное и яркое, сочетающее романтический порыв и – отголоском колоколов – сопричастность к духовности мира, произведение это в исполнении Ольги Ефремовой прозвучало удивительно современно.

Завершил вечер органной музыки концерт для органа с оркестром до мажор легендарного итальянского композитора Антонио Сальери. Бравурный и нарядный – почти попсовый – в прекрасном исполнении оркестра под управлением Игоря Шаврука, он стал еще одним неопровержимым доказательством того, что даже самая изощренная форма должна быть наполнена душой. Кстати, по словам Игоря Шаврука, есть идея включить этот концерт в замечательный спектакль Одесской оперы «Гений и злодейство», где звучит музыка двух легендарных антагонистов.

– Планов – громадье, – рассказал Игорь Леонидович, несколько лет совмещавший в Одесском оперном дирижирование и игру на органе. – После того как орган наконец отреставрировали, мы решили ежемесячно давать органные концерты с разными составами оркестров, камерных ансамблей, солистов. Думаю, в проекте «Орган плюс» будут принимать участие все наши дирижеры. Мы предполагаем показывать интересные, разнообразные программы: от Баха до Регера и Мессиана. В планах – симфония Видора и третья симфония Сен-Санса. А открыть следующий театральный сезон Одесский оперный планирует второй симфонией Малера с участием хора и оркестра.

Автор: Марина Некрасова


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.004
Перейти на повну версію сайту