ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
История учит, что ничему не учит…
17.05.2014 / Газета: Одесские известия / № 51(4616) / Тираж: 18937

Каковы перспективы реформы системы местного самоуправления? Какова судьба крымских студентов в Одессе? Об этих и других актуальных вопросах беседуем с директором Одесского регионального института государственного управления Национальной академии госуправления при Президенте Украины, доктором политических наук, профессором, заслуженным работником образования Украины Николаем Ижей.

– Николай Михайлович, предстоит реформирование системы местного самоуправления. Около двадцати тысяч государственных чиновников в стране будут сокращены. Кроме того, в связи с созданием исполкомов областных и районных советов, наверное, изменятся требования к подготовке специалистов, работающих в этой сфере. Сотрудники органов исполнительной государственной власти и местного самоуправления – ваш основной контингент. Планируются ли изменения в учебных программах в связи с предполагаемыми реформами?

– Мы руководствуемся официальными документами, в данном случае «Концепцией реформирования местного самоуправления и территориальной организации власти в Украине», утвержденной Кабинетом Министров Украины. Пока по вопросу сокращения госслужащих нет никакой официальной информации, хотя мы понимаем, что в связи с ожидаемым реформированием органов власти оно возможно.

Я считаю, что нужно провести пилотный проект в сфере децентрализации власти, разделения полномочий. Например, выбрать три-четыре области из разных регионов Украины и провести эксперимент. На протяжении двух-трех лет посмотреть, как работает такая система, какие результаты дает, чего ей не хватает, где необходимо доработать.

Нужно проводить исследования по этому вопросу с привлечением практиков и ученых. К сожалению, сейчас игнорируются мнения экспертов в этой области. Как говорится, история учит, что она ничему не учит.

– Парадокс Гегеля…

– Вот именно! Давайте поразмыслим, куда пойдут уволенные люди? Правильно, в центры занятости. А это тяжким бременем ляжет на бюджет Украины, который запланировали облегчить, уволив чиновников… Замкнутый круг.

Чтобы эти новшества работали на благо страны, необходимо их подкрепить украинским или международным опытом, который можно было бы адаптировать под наши реалии.

– Насколько мне известно, из обучавшихся в институте по специальности «Государственное управление» около 20 процентов слушателей были из Крыма. Какова их судьба в связи с известными событиями? Могут ли они продолжать обучение у вас?

– На данный момент у слушателей второго курса заочной и заочно-дистанционной формы обучения завершилась сессия. Они все хотят продолжить учебу и получить дипломы магистра государственного управления.

Мы сообщили им, что обратимся за разъяснениями в Национальную академию гос­управления при Президенте Украины, в Национальное агентство государственной службы. Если руководство академии сочтет нужным, то обратится в Министерство юстиции и Министерство образования Украины за дополнительными рекомендациями.

Получили такой официальный ответ: те слушатели, которые остались гражданами Украины, могут завершить учебу. На сегодняшний день только два человека (это первокурсники-заочники) написали заявления на отчисление из вуза по собственному желанию. Остальные пока продолжают учебу.

Если же наши слушатели из Крыма приняли другое гражданство, то они не смогут завершить образование у нас.

Из Крыма и г. Севастополя к нам ежегодно поступало около семидесяти пяти человек на все формы обучения. В этом году ни одного документа с полуострова нет. Это тревожит.

– В институте образование могут получать и выпускники школ. Наша газета не так давно информировала, насколько насыщенно прошел День открытых дверей в вузе. Как Вы считаете, влияет ли сложная общественно-политическая ситуация в стране на подготовку вчерашних школьников к поступлению в ваш вуз?

– Выпускников школ мы действительно приглашаем к нам на факультет менеджмента на одноименную специальность. Не могу сказать, что число желающих поступить как-то изменилось по сравнению с более спокойными годами.

Они учатся у нас четыре года, получают первое высшее образование – бакалавр менеджмента. Если пожелают, могут продолжить учебу в нашем институте, перейдя на следующую ступень – специалиста в сфере менеджмента. Также подают документы в магистратуру по специальности «Управление проектами». По ее окончании выпускники получают дипломы руководителей проектов и программ.

Цена обучения за один семестр на дневной форме по специальности «Менеджмент» (четыре года обучения) составляет 4020 гривень. Те, кто выбирает заочную форму, учатся на год больше, но платят меньше – 3140 гривень. Должен заметить, что эта цена – одна из самых низких среди вузов Одессы.

Мы готовим специалистов в сфере инвестиций и экономической безопасности предприятий, фирм. Таких экспертов практически не готовят в одесских вузах. Преподаватели, которые проводят занятия, сами занимаются бизнесом или являются руководителями современных коммерческих структур, сертифицированными бизнес-тренерами.

Наши выпускники проходят стажировку на предприятиях и в организациях города и очень часто остаются там работать. Мы всячески помогаем им с трудоустройством, пишем рекомендательные письма в органы власти и бизнес-структуры, выставляем на нашем сайте резюме слушателей с их данными. Потенциальные работодатели без труда могут связаться с ними и предложить работу.

Студенты ОРИГУ вместе с преподавателями принимают участие в проектах, которые готовятся по заказу органов власти.

– Я знаю, что ежегодно в институте вводятся курсы, модули, учитывающие требования времени. Что нового предус­мотрено в грядущем учебном году?

– Я регулярно встречаюсь со слушателями, чтобы понять, чего не хватает в наших учебных планах. В результате мы пришли к выводу, что очень важно разобраться с возможностями, которые дают сегодня социальные сети. Например, открытая статистика показывает, что около 85 процентов молодежи в возрасте от пятнадцати до двадцати лет черпают информацию в «Фейсбуке». А как известно, публикуемые в соцсетях сведения никем не проверяются и не подтверждаются. Поэтому мы должны учить работников органов публичной власти умению анализировать информацию, делать соответствующие выводы, чтобы они могли компетентно представлять обществу деятельность властных структур.

Лекции по этой теме уже читаются на курсах повышения квалификации нашими преподавателями кафедры информационных технологий и систем управления.

Совместно с преподавателями-практиками мы разрабатываем новый модуль под условным названием «Формы диалога власти с обществом». Он будет посвящен работе государственных чиновников со средствами массовой информации. Нужно уметь грамотно работать с журналистами, делая упреждающие шаги. Ведь именно они информируют людей. Управленцам нужно не бояться СМИ, а умело, профессионально вести диалог с ними.

Сегодня главный проблемный момент – восстановление утраченного доверия людей к власти. Этого можно добиться, постоянно общаясь с территориальной громадой, работая для людей. Мы учим чиновников формам ведения диалогов с гражданами, умению отчитываться перед громадой и слышать ее.

– Спасибо Вам за беседу.

– Пользуясь случаем, я хотел бы поздравить всех преподавателей и студентов с Днем науки. Желаю открытий, новаторских идей, неиссякаемого вдохновения и мира в нашей большой единой стране.

Автор: Кристина Виер


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.006
Перейти на повну версію сайту