ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Война соцопросов или Какие шансы стать президентом у главных кандидатов?
21.05.2014 / Газета: Одесская жизнь / № 21(400) / Тираж: 15200

Соцопросы накануне выборов — что это: возможность получения достоверной информации о шансах кандидатов или технологии? Насколько им можно доверять? Почему результаты опросов от разных компаний зачастую очень сильно отличаются?Еще раз поднять эти вопросы заставило недавно появившееся исследование.

Компания GfK Ukraine обнародовала данные социологического исследования, проведенного среди 810 респондентов по телефону. Так, согласно им, рейтинг Петра Порошенко превышает 40%, Юлии Тимошенко — не дотягивает даже до 9%.

И главная «сенсация» — на второе место якобы выходит Сергей Тигипко, обгоняя Тимошенко на 0,2%.

Можно было бы не удивляться этим рейтингам, если бы не тот факт, что до этого все социологические институты, заслуживающие доверия, ставили Тигипко на третье место, причем с достаточно большим разрывом. Именно поэтому ведущие украинские эксперты так удивились обнародованным данным GfK Ukraine.

— У меня это исследование вызвало много вопросов, потому что оно действительно выпадает из других опросов, которые проводят респектабельные компании, и которые достаточно четко показывали, что Тигипко не на втором, а все же на третьем месте, — отметил профессор политологии Киево-Могилянской академии Алексей Гарань.

Руководитель Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко тоже не видит предпосылок для резкого падения рейтинга Тимошенко. Следовательно, речь идет о некоторых технологических уловках.

Оба эксперта сходятся во мнении, что такой результат стал возможным благодаря способу опроса респондентов. Телефонные интервью (при том, что у 12% украинцев нет мобильных телефонов) всегда искажают выборку. Все важные социологические институты знают об этом и не пользуются таким способом, предпочитая личные интервью.

Именно так — через личный опрос — провела свое исследование компания «Социополис». В результате и цифры оказались другими.

Так, на первом месте — Петр Порошенко с рейтингом 28,1%. Юлия Тимошенко отстает от него на 10% и имеет 17,9% поддержки. На третьем месте — Сергей Тигипко, за которого готовы проголосовать 9,5 % респондентов.

— У меня нет причин не доверять «Социополису». Это одна из самых авторитетных институций, чьи цифры всегда максимально приближены к реальным результатам, — утверждает директор Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала.

Огромную разницу между данными, обнародованными GfK Ukraine и «Социополисом», эксперты объясняют по-разному. Владимир Фесенко и Алексей Гарань считают, что проблема в некорректной интерпретации исследования и искажении выборки, которая через телефонный опрос выделила городское население, оттеснив сельское.

А Виталий Бала считает, что речь идет об определенных технологиях, которые подталкивают избирателей к принятию решения в пользу одного кандидата. По его мнению, манипулирование с помощью соцопросов проходит в три этапа.

Первый — попытка убедить менее рейтинговых кандидатов сняться в пользу самого популярного.

Второй — вбрасывание тезиса о том, что если у кандидата рейтинг втрое выше, чем у других, он может не ходить на дебаты.

Третий этап — людям навязывают мысль, что рейтинг определенного кандидата настолько высок, что он может выиграть в первом туре. Следовательно, нет смысла голосовать за кого-то другого.

Сейчас, по словам Виталия Балы, как раз и начался третий этап, когда избирателей убеждают, чтобы они не отдавали голоса за того, кто якобы не имеет шансов выиграть.

Между тем, все эксперты сходятся в одном: эти технологии направлены на искусственное занижение рейтинга Юлии Тимошенко.

— То, что Тимошенко поставили в этом опросе на третье место, — это очень простая, линейная и примитивная логика. Делается расчет на то, что экс-премьер, якобы, все равно не выходит во второй тур, а выбирать Тигипко — представителя бывшей власти — не стоит. То есть, остается один кандидат, — подчеркнул политолог.

Но точку ставить еще рано. По мнению директора «Социополиса», нынешняя кампания настолько непредсказуема, что может принести много неожиданностей. Ведь около 20% избирателей еще не определились, пойдут ли на выборы и за кого будут голосовать. Неизвестны также предпочтения жителей Донбасса, ведь среди 2000 респондентов, которых опрашивал «Социополис», по известным причинам не было представителей Донецкой и Луганской областей.

И еще один фактор, о котором не стоит забывать. Это так называемый «феномен Тимошенко». Если посмотреть на последние выборы — как парламентские, так и президентские, окажется, что реальные результаты голосования за Юлию Тимошенко всегда превышают цифры социологических исследований. Речь идет о так называемом «скрытом электорате» лидера «Батькивщины», благодаря которому она на финише кампании всегда «добирает» 5-10%.

Автор: Ирина МАКСИМЕНКО


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.004
Перейти на повну версію сайту