ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Кто объяснит детям, что денег нет?
24.05.2014 / Газета: Одесские известия / № 54(4619) / Тираж: 18937

«Отсутствие в пгт Хлебодарское современной школы является главной проблемой для громады с численностью населения более 4 тысяч. Социальное напряжение в связи с этим растет с каждым годом, дойдя сегодня до критических пределов».

Это отрывок из письма в редакцию депутата Беляевского райсовета Сергея Кузьмука. Дабы разобраться, едем в Хлебодарское.

Школа в поселке есть, но она находится в здании бывшей конторы. На столе директора Евгения Сенченко – макет будущего учебно-воспитательного комплекса, в котором предусмотрено все для полноценной учебы детей: здания начальной и старшей школы, детского сада, просторное помещение для библиотеки, столовая, стадион, игровая площадка, фонтаны, парковка.

Дайте солнца… в библиотеку

Отвечая на вопрос, как и где сейчас учатся школьники, директор пригласил на экскурсию по нынешнему учебному заведению.

В здании, которое абсолютно не пригодно для занятий, находятся только ученики 5-11 классов.

Заходим в крошечный кабинет русского языка и литературы. Нас встречает учитель Людмила Михайлишина.

– Дети быстро устают в этой тесноте. Особенно пятиклассники. Ведь внимание рассеивается и очень трудно снова организовать их. Старшеклассники как-то уже привыкли.

Негде разместить дополнительный материал, наглядные пособия. Едва хватает места для небольшой вешалки.

Выработались свои методы борьбы с усталостью, помогающие детям сосредоточить внимание.

– Устраиваем физминутки – продолжает педагог. – Открываем окно, слушаем природу... Иногда танцуем. Например, на днях исполняли танец великана и лилипутов.

– Маловато у вас места для танцев, – замечаю.

– Да уж. По нормам первая парта должна находиться на расстоянии двух метров от доски. У нас даже метра не наберется.

В соседнем классе учитель математики Инна Ивановна извинилась за то, что мы застали учеников не в самом парадном виде. Дети переодевались к физкультуре, и классная комната в тот момент служила тесной раздевалкой.

– Так и учимся. Прошу ребят поторапливаться на переменах. Не все успевают переодеться и выйти, чтобы следующий класс вовремя зашел и сел за парты.

Математик также использует свою методику работы в стесненных условиях.

– У нас обязательная зарядка, также делаем комплекс дыхательных упражнений. И – одно из любимых занятий пятиклассников – произносим нараспев буквы.

В комнатушке медицинской сестры наша небольшая компания – автор письма, директор школы и я – вовсе не поместилась. Самое необходимое – кушетка, стол, стул, умывальник, медицинские принадлежности – втиснуто в подсобке площадью около пяти квадратных метров.

В библиотеке помещаются необходимые для школьной программы учебники и немного художественной литературы. И то еле-еле. Библиотекарь Людмила Гиска мечтает, что когда-то сможет зайти в светлое и просторное помещение, разместить читателей за широкими столами, снабдить необходимой литературой, похвастать красивыми тематическими стендами, выставками, энциклопедиями…

– Я, наверное, как никто радуюсь солнцу, потому что в пасмурные дни света из единственного окна настолько мало, что дети не могут здесь читать, – говорит Людмила Васильевна.

После разговора со мной директор отправился вести урок допризывной подготовки юношей. На площадке перед школой.

– А зимой парни чем занимаются? Когда на улице метет, даже будущие солдаты должны быть в тепле.

– Бисероплетением, вышивкой, хенд-мейдом, вязанием.

– Вы, верно, шутите.

– Нет. Вот картина, вышитая нашим выпускником Сергеем Рубаном на уроках труда. Она заняла призовое место на конкурсе в Одессе, – говорит Евгений Григорьевич. – У нас много талантов. Ученики регулярно привозят призовые места из района и области. А еще мы занимаем первое место в районе по поступлениям наших выпускников в высшие учебные заведения страны.

Шумные взаимоотношения

Директор детского сада «Бе­резка» Евгения Филина тоже очень надеется, что вопрос со строительством комплекса решится положительно и в скором времени. Дело в том, что помещения начальной школы и детского сада находятся в непосредственной близости друг от друга.

– Когда у школьников идут уроки, наши малыши на прогулке. Конечно, шумят, мешают. Когда же у учеников перемена, мы укладываем своих деток спать под шум их ребячьих забав. Вот такие у нас взаимоотношения. Также на территорию сада нередко заходят бабушки или мамы со своими чадами. Играют на наших площадках, нередко будят воспитанников.

Это не весь перечень детсадовских проблем.

Юным воспитанникам и лучшим друзьям Даниилу Маликову и Жене Артемчуку повезло. Они попали в садик и теперь содержательно проводят время. Говорят, что здесь им очень нравится, что они уже умеют играть в футбол, знают, как работает пожарная машина, и могут вылечить мамину простуду ромашкой и вареньем. Особенно ребята любят, когда их зовут кушать. Как раз в этот момент объявили обед. Но мальчики задержались на минутку, чтобы сфотографироваться для газеты.

К сожалению, в ближайшее время не все малыши смогут так же рассказывать о своем насыщенном времяпрепровождении. Садик может принимать ежегодно не более двадцати двух человек. А на очереди в поселковом совете уже вдвое больше малышей.

То есть сомневаться в том, что поселок в двух километрах от Одессы нуждается в большом современном учебно-воспитательном комплексе, не приходится. Эта проблема больше всего беспокоит поселкового голову Степана Зазуляка.

– По решению поселкового совета для строительства школы выделена территория площадью в три гектара. Мы постоянно лоббируем этот вопрос на всех уровнях. Но для того, чтобы начать какие-то работы, нужно решить вопрос с водоотведением. Для прокладки коллектора нужны были три миллиона восемьсот тысяч гривень. Кстати, три миллиона из них уже освоены. Осталось восемьсот тысяч, которые позволят соединить нашу систему с населенным пунктом Усатово, система которого, в свою очередь, вливается в городскую сеть водоотведения. Поэтому сейчас остро стоит вопрос о том, заканчивать строительство коллектора или замыкать его на локальные очистные сооружения, которые также необходимо построить. Но в поселковом бюджете на это денег нет.

– Нет этих средств и в бюджете районном, – сообщила заместитель председателя Беляевской райгос­администрации Лариса Гусак. – Мы в силах, например, помочь с ремонтом. К слову, этой зимой в Августовской школе сильно пострадала система отопления. Ее пришлось заменить. На это ушло около 750 тысяч гривень. Надеемся на обещанные средства из резервного фонда области. Но поймите, в рамках районного бюджета осилить строительство УВК, который по сметной документации обойдется в 45 – 50 миллионов гривень, невозможно. Эту проблему можно решить только с помощью средств из государственного и областного бюджетов.

Объясните это Данику и Жене…

Выслушаны мнения, просмотрены документы, проанализированы факты…

Нужен УВК. Очень нужен. Это понятно всем.

Но денег не хватает… Их всегда не хватает.

Вот только не хотелось бы мне быть тем человеком, которому пришлось бы объяснять озорникам Данику и Жене, что на уроках труда вместо того, чтобы мастерить из дерева, паять и собирать модели самолетов, они будут плести из бисера цветочки и бабочек.

А на уроках физкультуры в зимние дни не будут они играть в баскетбол, а изобразят игру на альбомном листе. Потому что нет спортзала.

Нужны и красоты из бисера, скажете вы. Согласна. Не было бы прекрасной вышитой талантливым мальчиком картины, если бы не эти уроки.

Но наверняка большинство мальчишек не прочь были бы на этих уроках сколотить стульчик для дедушки, скворечник для птичек или будку для любимой собаки. Но нечем и не на чем.

Денег нет…

Не хочется говорить подобное детям.

И, возможно, пятьдесят миллионов гривень из государственного бюджета на строительство учебно-воспитательного комплекса в Хлебодарском – не такая уж большая цена за возможность взрослым не говорить это деткам?..

Автор: Кристина Виер


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту