ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
ТРАНСПОРТНАЯ НЕДЕЛЯ В ОДЕССЕ: Об инвестициях и концессиях только говорят — деньгами не пахнет!
28.05.2014 / Газета: Моряк Украины / № 20(847) / Тираж: 10025

27 мая в Одессу пришла Международная транспортная неделя «Транспорт: инвестиции в будущее». Некую пикантность придает чертова дюжина. Форум 13-ый. 13 июня — ровно год как набрал силы «Закон о морских портах» и был запущен сложный механизм портовой реформы, который тоже «мариновался» лет 13!

Министр инфраструктуры, тем не менее, источал оптимизм, говорил о новых проектах и лично принимал гостей, включая самого Генерального секретаря Организации Черноморского Экономического сотрудничества (ОЧЭС) г-на Виктора Цвиркуна. Развитию портов отвели отдельную дискуссию. Юрий Васьков, первый заместитель главы АМПУ и Юрий Крук, директор ГП «Ильичевский МТП» обменялись мнениями по поводу привлечения инвесторов в портовую экономику.

Необходимо сказать: мы сделаем все, что необходимо

Форум стартовал с пленарного заседания, открыл которое Максим Бурбак, министр инфраструктуры Украины. Он заявил, что основные задачи ведомства на сегодня — это создание условий для транспортировки отечественных товаров в страны Евросоюза, стопроцентное использование транзитного потенциала страны и привлечения инвестиций в обновление инфраструктуры Украины.

Так, по данным рейтинга логистической эффективности 2014-го года, подготовленного мировым банком, Украина заняла 61 -ое место, укрепив позиции по сравнению с 2012-ым годом на 5 позиций. Это, утверждает он, наилучший показатель среди стран СНГ.

- Да, Украина сегодня 61 -ом месте, но это, скорее, стимул для укрепления наших позиций, — отметил он.

Украина, считает, сейчас должна активно использовать международный опыт и потенциал общественных организаций, и «в конце концов, должна придерживаться законодательства и выбросить коррупцию».

Сегодня перед транспортной отраслью стоит ключевое задание — восстановление транзитного потенциала.

- Наши порты сегодня не выдерживают конкуренцию по сравнению с соседними, той же Молдавией, — привел он пример.

Орест Климпуш уверен: сегодня очень важно изучать и адаптировать мировой опыт государственно-частного партнерства.

- Украиной уже подписана политическая часть Соглашения об ассоциации с ЕС, надеемся, согласно заявлениям европейских партнеров, на подписание в ближайшее время и зоны свободной торговли, и уже сейчас в одностороннем порядке для наших товаров открыты границы ЕС, и мы, транспортники, в первую очередь должны обеспечить их перемещения по Европе. Второе задание: пользуясь выгодным географическим положением, на 100% использовать транзитный потенциал нашего государства. И третье — привлечение инвестиций в инфраструктуру Украины», — отметил министр.

Украина имеет мощный логистический потенциал, выступая, сказал Орест Климпуш, глава Федерации работодателей транспорта Украины.

- Портовая реформа, которая сегодня реализуется в Украине, — уточнил на примере портовой отрасли, — есть показательным примером успешного использования мирового опыта, и, без сомнения, ее нужно продолжать.

- Черчилль говорил: «Мало говорить: мы делаем, все что можем. Необходимо сказать: мы сделаем все, что необходимо». От того, насколько власть перейдет от слов, или скорее, деклараций, к делу, зависит наш будущий успех, — подытожил выступление глава федерации работодателей.

Министр о портах и дорогах

Относительно наработки министерства по привлечению инвестиций в портовую отрасль, министр отметил, в первую очередь, процедуру по разработке ТЭО:

- В данный момент мы уже выходим на определенный уровень по перво му концессионному проекту — порту «Южный». Также встречались с инвесторами в Одессе, Ильичевске, Николаеве. Сейчас все зависит от инвесторов.

- Но мы не останавливаемся только на процедуре концессии, — добавил Максим Бурбак. — Есть проекты аренды и государственно-частного сотрудничества. Любые предложения принимаются к рассмотрению.

По развитию дорожной инфраструктуры в районе Черного моря, в частности, строительства Черноморской окружной дороги, министр доложил, что на встрече в Софии, в апреле, было подписано трехстороннее соглашение между Украиной, Молдовой и Румынией, в котором обозначены два пути строительства.

- Наши коллеги настаивали на приоритетности направления дороги — Кишинев, — уточнил он, — но в ходе переговоров мы достигли соглашения в том, что перевозчики сами будут выбирать, куда им ехать удобнее. Поэтому в соглашении указаны два направления: Одесса — Рени и Кишинев.

Кроме того, благодаря кредитной помощи международных финансовых организаций продолжается строительство Бескидского тоннеля, реконструкция дороги Киев-Харьков-Довжанский, подходов к Киеву и т.д.

- По завершению транспортной недели, — подытожил Максим Бурбак, -мы увидим некоторые новые проекты. Со своей стороны и министерство и правительство сделает все для того, чтобы они были защищены.

Портам статус свободных экономических зон

Главный вопрос в развитии портовой отрасли сегодня, считает Юрий Васьков — инвестиции и развитие объектов морских портов.

Выступая на панельной дискуссии по водному транспорту, он отметил, что сегодня, чтобы заниматься развитием на государственных объектах, нужно пройти сложные регламентные процедуры.

Но государственную инфраструктуру развивать надо, так как если в 1991 -ом году все 100% грузов переваливались через государственную портовую инфраструктуру, то в 2013-ом 65% груза было перевалено частными компаниями. Поэтому сегодня крайне важно пересмотреть отношение к государственным портовым объектам, конечно же, с учетом инвесторов. Это могут быть либо концессионные договора, либо договора аренды и т.п.

Одна из инициатив АМП, которая позволит разблокировать процесс и поменять отношение инвестора к государственной инфраструктуре — это придание всем портам статуса свободных экономических зон.

Яркие примеры — специальная экономическая зона «Порто-Франко» в Одессе и зона в Рени.

- Зоны были со (даны и 2000 ом и 2001 ом году сроком на 25 лет, — напомнил зам. главы АМПУ. — Это позволило привлечь инвестиций на 100 млн. долларов, создать сотни рабочих мест, дополнительную добавочную стоимость, сполна компенсировать льготы, которыми пользовались инвесторы.

- Правда, — добавил он, — на сегодняшний день в Одесском порту зона себя исчерпала территориально. Карантинный мол уже практически весь покрыт инвестиционными объектами. Но в Рени она продолжает работать и сегодня, даже без льгот.

Процедура проста: инвестор регистрирует проект в местных органах по месту нахождения свободной зоны, совет утверждает и дает добро на разработку проекта. Разработанный и согласованный с директором порта проект предоставляется местной власти, которая его подписывает. Инвестор получает право строить. Не надо месяцами или годами ждать согласования с министерства.

Юрий Крук: для Ильичевского порта концессионная модель неприемлема

Юрий Крук, директор ГП «Ильичевский морской торговый порт», предложил свою модель, как порту жить дальше.

- Сегодня ситуация в Ильичевском порт кардинально отличается от положения других портов, — отметил он. — Из шести специализированных терминалов комплекса частные комнании работают только на двух. Остальными управляет госпредприятие порта.

Порт, утверждает он, оказался абсолютно не подготовлен к портовой реформе и фактически оказался на грани невозможности выплачивать заработную плату. Эту тенденцию сумели преодолеть, предприятие нормализовало работу. Но предприятие не может развиваться, используя модель концессии.

- Такая модель для Ильического порта неприемлема, — говорит Юрий Крук. — Сегодня нет компании, которая бы изъявила желание взять порт в концессию, как целостный имущественный объект.

Поэтому перед ними стоит задача передачи отдельных терминалов потенциальному инвестору. Уже есть ряд компаний, которые изъявили желание войти в порт. Реальным форматом таких взаимоотношений может быть только арендное соглашение.

Большим минусом концессионной модели считает тот момент, что порт, как госпредприятие, не получает ни копейки от заключения такого договора. Все платежи идут в бюджет:

- Если и мы говорим о передаче прибыльного терминала, как отдельной структуры порта, возникает вопрос: как можно передавать в концессию прибыльный терминал, от которого госпредприятие больше не сможет получать прибыль?

Именно поэтому оптимальной моделью успешного функционирования, в частности Ильичевского порта, Юрий Крук считает комплекс договоров: договор аренды, договор долевого участия в развитии инфраструктуры порта, и договор социальных гарантий.

Не совсем согласился с Юрием Круком Николай Павлюк, начальник Одесского морского торгового порта, задав тому вопрос о практической реализации получения инвестиций через предлагаемую модель развития порта.

В свою очередь директор Ильичевского порта еще раз отметил, что, по его мнению, аренда — лучший выход для порта. При этом «нужно максимально сократить время, которое сегодня уходит на согласование». Как пример, он привел проект концепции порта «Южный», который «уже год не выходит из министерства». К сожалению, из-за минимума отведенного времени на доклад, дебаты не получили продолжения. Вопрос пока остается открытым.

Автор: Лариса Ерошкина Анатолий Венгрук


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.004
Перейти на повну версію сайту