ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Порто-франко: порт без налогов на 30 лет
30.05.2014 / Газета: Вести / № 91(253) / Тираж: 350000

Вчера профильный комитет Верховной Рады одобрил законопроект по возобновлению в Одесском порту свободной экономической зоны. В городе надеются на приток инвестиций, но есть у проекта и критики

Вчера комитет Верховной Рады по вопросам промышленной и инвестиционной политики единогласно одобрил законопроект о возобновлении свободной экономической зоны «порто-франко» в Одесском порту. Кроме того, одобрены законопроекты о льготном налогообложении и таможенных льготах на территории СЭЗ. Если за законопроекты успеют проголосовать в ближайшие месяцы, то зона может заработать уже до конца этого года.

Как работал «порто-франко»

Идея возрождения «порто-франко» в Одессе витала в воздухе на протяжении уже 100 лет, и нынешний законопроект — это уже пятый вариант. По словам историка Тараса Гончарука, «порто-франко» XIX века предлагали возобновить в 1914 году — не успели из-за Первой мировой, третий раз свободную гавань предлагали создать при гетмане Скоропадском — и снова не успели из-за смены власти. Удалось реализовать идею лишь в 2000 году.

«Она просуществовала всего несколько лет, но за это время были заведены миллионы инвестиций, созданы рабочие места, построены предприятия. Те инвесторы, которые успели завести капитал в порт и построить что-то — те работают до сих пор. Правда, жаль, что многие передумали начинать новые проекты после закрытия зоны — не захотели работать», — рассказывает тогдашний директор Одесского порта Николай Павлюк. Его поддерживает и руководитель облуправления морехозяйственного комплекса, транспорта и связи Александр Илько: «В регионе создали две СЭЗ — на территории Одесского порта и в Ренийском порту. За несколько лет в Одессе были созданы такие крупнейшие предприятия в порту, как «Приста-Ойл» болгарских инвесторов по переработке и перевалке масел, а в Рени — предприятия по перевалке зерна, по переработке сои и леса». При этом Павлюк считает, что СЭЗ можно создавать и на несколько лет: «Это приманка для инвесторов. Они зайдут в порт, построят предприятия, а потом не заберут же они с собой, к примеру, краны. Это все останется и будет работать, как работает и сейчас, почти через 10 лет».

Расширят территорию

В Одесском морском торговом порту давно говорили о необходимости возобновить действие режима «порто-франко», в этом году вопрос снова на повестке дня. «Я подал на рассмотрение законопроекты о возобновлении СЭЗ в порту на тех же условиях, какие были в 2000 году. Это освобождение предпринимателей от ввозной пошлины, налогов на добавленную стоимость и налогов на прибыль», — рассказал «Вестям» после заседания комитета автор законопроектов, одесский нардеп Сергей Гриневецкий. По его словам, возобновление даст толчок для увеличения потока транзитных грузов через Одесский порт и импульс развитию экономики всего города за счет увеличения налогов в местный бюджет и развития инфраструктуры. «В 2000 году планировалось создать СЭЗ на 25 лет, но с учетом того, что с 2005-го она не функционировала из-за политического решения правительства, я предлагаю продлить ее действие до 2035 года. Кроме того, ее нужно расширить на 19,5 га за счет Карантинного мола и территорий, которые находятся на севере от Одесского залива, так называемых фильтрационных полей», — пояснил нам Гриневецкий.

Критика

У зоны «порто-франко» есть и критики, которые считают, что ее создание может послужить источником коррупции и расцвета контрабанды: «Какой смысл отгораживать кусочек в порту с особым таможенным режимом? Если бы всю Одессу сделали зоной, убрали бы большинство налогов и сказали: «Вот вам 25 лет свободного развития». В портах есть уже вся инфраструктура, инвестор нормальный на несколько лет не будет вкладывать инвестиции, ему нужны долгосрочные гарантии, как это делается в развитых странах. Во времена СЭЗ в Одесском порту был построен комплекс для переработки удобрений, он работал чуть более года, потом влетел в огромные убытки. Комплекс (два белых бетонных шара на контейнерном причале) до сих пор еле дышит», — рассказал «Вестям» заместитель гендиректора Ассоциации международных экспедиторов Александр Захаров. Александр Илько считает, что сроки действия «порто-франко» должны диктоваться рынком: «Это не дыра для контрабанды, а рабочие места и развитие инфраструктуры города. Рынок должен определять срок существования СЭЗ. Какому-то проекту для самоокупаемости нужно 5 лет, а какому-то — 15. Тогда, в 2005 году, в Одессе СЭЗ закрыли, потому что в подобных зонах по всей Украине начали отмывать деньги, а мы попали под горячую руку. Но нам такая зона нужна», — уверен чиновник.

ПОРТО-ФРАНКО — ЗОЛОТОЙ ВЕК ДЛЯ ОДЕССЫ

Свободная экономическая зона (порто-франко) для Одессы давно является легендой о процветании города в первой половине позапрошлого века. Тогда она способствовала бурному развитию торговли:

«Указ о создании порто-франко появился в 1817 году, а заработали льготы в 1819-м и продлились около 40 лет. Правда, условия постоянно менялись: сначала было решено, что порто-франко продлится 30 лет и без пошлин, потом передумали и пошлину начали взимать — одну пятую в пользу города. Но в целом порто-франко способствовала развитию города, который в то время пережил свой золотой век», — рассказал «Вестям» историк Тарас Гончарук.

Правда, по его словам, были в порто-франко и минусы: «Одесса стала торговым городом, а крупная промышленность почти не развивалась за исключением нескольких заводов. Нестабильность условий — прямо как в начале 2000-х».

Автор: Евгения Генова


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.006
Перейти на повну версію сайту