ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
О каверзах и «подводных камнях» близ Одесского залива
31.05.2014 / Газета: Одесский вестник / № 23(5323) / Тираж: 5481

Среди некоторых одесситов, не слишком близких к морскому делу, бытует мнение о том, что судоходство в Одесском заливе и прилегающих акваториях почти безопасно, а те катастрофы и аварии, которые здесь когда-либо происходили, связаны в основном с человеческим фактором и боевыми действиями.

Усомниться в этом мнении заставляет, прежде всего, история аварий и катастроф близ берегов Южной Пальмиры. Таковых за долгие годы было немало. Суда и корабли не раз садились на мели – вспомните хотя бы эпизод с английским пароходо-фрегатом «Тигр» в Крымской войне 1854 года, оказавшимся на мели в результате огня береговых батарей. Военную тему, однако, оставлю в стороне. Хотя бы по той причине, что она в конечном счете связана с тем же человеческим фактором.

По иным полностью естественным причинам много раз случались катастрофы и ранее, до гибели «Тигра», причем в разных точках акватории близ города. Например, в водах неподалеку от того же мыса Большой фонтан, где, как известно, имеются подводные и надводные скалы, мели. О морских происшествиях в этих местах известно еще с античных времен – по причине давности назвать даже их приблизительное количество невозможно. К тому же периоду относятся первые описания прибрежных вод, своего рода лоции, одна из которых принадлежала перу известного римского историка Флавия Арриана. Следует отметить, что, по статистике аварийности и числу гибели судов, наш залив не идет ни в какое сравнение, скажем, со статистикой катастроф в районе мыса Тарханкут, в западной части Крыма. Там в результате жестоких штормов за столетия образовались целые кладбища судов.

Отнюдь «не от хорошей жизни» на берегах залива и прилегающих территориях лет двести тому назад стали строить маяки. И самый первый из них — на мысе Большой фонтан, заложенный в 1815 году при генерал-майоре Кобле, и последующие — включая возведенный на оконечности Карантинного мола в 1845 году по инициативе флотоводца Михаила Лазарева. Кстати, один из маяков в районе Большого Фонтана в начале позапрошлого века был построен на двадцати пяти десятинах земли, выделенной дворянином по фамилии Тиетул. Этот человек, как утверждают, ощущал косвенную вину за гибель людей, следовавших на корабле в Одессу. Мореходы приняли за сигналы маяка обыкновенные костры на побережье, разведенные на земле Тиетула, в результате чего и была допущена роковая ошибка… В наши дни «маячную» эстафету в заливе несет белоснежный красавец – Воронцовский маяк.

Конечно, сегодня мореплавание в Одесском заливе стало более безопасным. Его обеспечивают современные электронные средства, включая системы предупреждения и оповещения, а лоцманские службы, получающие заблаговременно сведения о необходимости проводки судов, работают, как хронометр. На различных уровнях и при различных структурах функционируют центры безопасности мореплавания. Надзор за состоянием входящих в залив судов осуществляют авторитетные классификационные общества, погодные условия прогнозируют профессиональные синоптики на самых современных метеостанциях.

Географическими и геологическими факторами каверзы Одесского залива и прилегающих морских территорий не исчерпываются – погодные условия здесь тоже не всегда простые. Именно погода стала главной причиной, пожалуй, самой масштабной катастрофы близ Одесского залива за всю историю. Тогда, в 1972 году, произошло столкновение двух судов – болгарского танкера «Лом» и советского сухогруза «Моздок». В итоге через несколько часов оба судна затонули, от взрыва и пожара на танкере погибли девять человек, а на сухогрузе — один моторист, прыгнувший после столкновения в воду. Остальные члены экипажей были спасены, а причиной катастрофы явились погодные условия – практически нулевая видимость, ветер, сильнейший шторм, минусовая температура.

Морские ЧП из-за погодных условий случались в заливе и ранее. Так, в далеком прошлом в районе Дофиновки в результате шторма затонул парусник «Мерцана». Не так давно дайверам удалось поднять судно с морского дна, предварительно откачав груз пшеницы. Завершая «метеорологическую» тему, напомню, что в иные годы в зимнее время Одесский залив покрывает корка льда, иногда образуются и торосы. Угроза возникновения аварийных ситуаций, соответственно, повышается.

В последние годы по природным причинам в заливе и поблизости катастроф, к счастью, не происходило. Происшествия в акватории, вроде небольших аварий или экологических инцидентов, связаны в основном с пресловутым человеческим фактором: где-то разбили причал или повредили лоцманский катер, где-то загрязнили море. Проблемы, связанные с естественными каверзами прибрежных вод, вроде мелей, скал и рифов, во многом остались в истории. Тем не менее забывать о них не следует, а знать о них флотской молодежи просто необходимо. Хотя бы исходя из того, что и рельеф дна, и конфигурация береговой черты залива – величина переменная. Так, предполагают, что к 2060 году здесь будет дополнительно намыто свыше 500 гектаров территории для портовых комплексов и рекреационных зон, что чревато возникновением дополнительных сложностей для судоводителей.

Автор: Валентин Костельский


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.006
Перейти на повну версію сайту