![]() |
|
![]() |
![]() |
Внешний вид абсолютно пустых главных морских ворот Украины производит гнетущее впечатление...
Со стороны акватории Одесский порт виден как на ладони. К сожалению, в настоящее время эта картина производит довольно тягостное впечатление.
На причалах все словно вымерло. Ни одного судна, ни на разгрузке, ни на рейде. Неподвижны подъемные краны. Темнеют окна опустевших диспетчерских пунктов. Кто бы мог подумать, что Одесса когда-нибудь доживет до такого!
Почему же порт выглядит столь безжизненно? Может причина кроется в нынешней политической ситуации?
Об этом и о многом другом наша беседа с начальником Управления морехозяйственного комплекса, транспорта и связи Одесской облгосадминистрации Александром Васильевичем Илько.
— Александр Васильевич, насколько же нынешняя ситуация сказалась на объемах перевалки грузов в Одесском порту?
— Пока в связи с теми событиями, которые происходят в некоторых регионах Украины, пострадал только сектор пассажирских перевозок. К сожалению, многие туристические маршруты минуют Одессу. Однако, наша администрация в этом направлении ведет серьезную работу. Буквально на днях губернатор Одесской области и мэр Одессы встречались с представителями различных консульств. И один из основных мессиджей с нашей стороны заключался в том, что Одесщина по-прежнему является стабильным регионом. Надеюсь, дипломаты проинформируют об этом туристические компании. И думаю, в ближайшее время пассажиропоток все-таки увеличится.
— Насколько в настоящее время загружены перевалочные мощности Одесского порта?
— По итогам первых пяти месяцев нынешнего года порт переработал 10,3 миллионов тонн сухих и наливных грузов. Хотя мог бы переработать вдвое больше. Таким образом, его загрузка составляет около пятидесяти процентов. Примерно такая же ситуация наблюдается и при обработке навалочных грузов.
— Значит, Одесский порт работает примерно наполовину. Почему?
— Из-за простоя Одесского нефтеперерабатывающего завода уменьшились объемы перевалки нефтепродуктов.
Безусловно, сказался и мировой экономический кризис. Ведь за рубежом были закрыты многие крупные комбинаты. И нехватка грузопотоков наблюдается не только в европейских портах, но и в американских.
— Какова же динамика объемов перевалки?
— В целом, за первый квартал текущего года объем грузооборота в Одесском порту составил 109% по отношению к аналогичному периоду прошлого года.
Мы можем констатировать, что несколько уменьшилось количество сыпучих грузов таких, как уголь. Зато увеличен оборот зерна. Ведь недавно были введены в эксплуатацию новые зерновые терминалы компании Бруклин-Киев.
Кроме того, мы рассчитываем, что грузопотоки тех портов, которые были незаконно аннексированы Россией, теперь пойдут через Одесский порт. В конце концов, в любом минусе всегда есть и свои плюсы.
— Недавно в интернете появилась информация о том, что одесские городские власти собираются передать порту для развития поля орошения:
— Проект строительства сухого порта на этих полях уже давно реализован. Сейчас речь идет о том, чтобы создать там специальную экономическую зону, где инвесторы будут иметь определенные налоговые преференции. Подобная практика существует во многих странах. И она себя вполне оправдала. Специальная экономическая зона — это один из способов для создания в регионе оптимального инвестиционного климата.
— Каковы, на ваш взгляд, перспективы возрождения Украинского флота? По мнению специалистов Одесской ассоциации работодателей, эту работу можно было бы начать с разблокирования находящихся в России банковских счетов, на которых находятся средства бывшего ЧМП. Это — примерно 200 миллионов долларов. А любое судно на вторичном рынке стоит где-то 18-20 миллионов долларов:
— Допустим, деньги есть и можно купить суда. А где этот флот будет базироваться? Где обслуживаться? И, наконец, какие грузы он будет перевозить?
Чтобы ответить на этот последний вопрос, необходимо серьезно изучить фрахтовый рынок, который, кстати, довольно динамичен. Если сегодня, допустим, востребованы суда, которые могут перевозить зерно, то еще не факт, что так будет и завтра. Иными словами, нужна очень серьезная программа.
— Речь пока идет только о принципиальной возможности. Реально ли, на ваш взгляд, найти свою нишу на фрахтовом рынке?
— Думаю, да. Ведь сегодня Украина поставляет во многие страны зерно. Его можно было бы перевозить на украинских судах. Тогда у отечественных товаропроизводителей появится возможность самим формировать отпускную цену. Тоже самое касается и экспорта металлоизделий.
Иными словами, надо сначала посмотреть, что мы производим, и отсюда уже, как говорится, «плясать». Причем в ногу со временем...
От редактора
На фоне просто удручающего внешнего вида пустого Одесского морского торгового порта (фото сделаны в первой декаде июня) бодрые и оптимистические слова господина Илько звучат, мягко говоря, несколько неубедительно. Так, по-моему, Одесский порт выглядел, разве что только во времена разрухи гражданской войны 20-х годов прошлого столетия. Во всяком случае, это весьма красноречивая иллюстрация стремительного падения экономики как в Одесском регионе, так и в Украине…
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |