ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Главный налоговик Одесской области Игорь СИНГАЕВСКИЙ: «Наибольшее моё желание – наладить конструктивный диалог с бизнесом и общественностью!..
20.06.2014 / Газета: Комсомольская правда / № 133/25(4709/26104) / Тираж: 9000

В Украине, в Одесской области – новая власть. А у неё – другие планы в отличие от предыдущей. В первую очередь, – по-хорошему реформаторские. А именно: не идущие вразрез с общегосударственными. Цель – сделать жизнь граждан страны и области комфортной и безопасной. Но воплощать эти планы в жизнь – людям. И тем, кто на госслужбе относит себя к старой формации, и новым. Как сделать так, чтобы и те, и другие нашли объединяющий фактор в своей работе – открытость для общества, прозрачность? Тем более — это очень сложная задача особенно для фискальных и правоохранительных органов. Поэтому и появилось большое искушение обратиться с рядом вопросов к недавно назначенному на пост и.о. начальника Главного управления Миндоходов в Одесской области Игорю Петровичу СИНГАЕВСКОМУ. Понимание — нашли сразу. И приветливый, доброжелательный, с изрядным чувством юмора руководитель налоговой службы Одесщины в этом интервью рассказал и о своеобразном менталитете работы фискальных органов, и о кардинальных реформах в ведомстве, и о кадровых «очищениях рядов», и о специфике взимания налоговых и таможенных платежей в самом Южном, морском регионе Украины.

- Игорь Петрович, Главное управление Миндоходов в Одесской области Вы возглавляете уже около месяца. Как Вы чувствуете, ощущаете себя в этой непростой «ипостаси»? Как Вам наш достаточно специфический регион, сама «Жемчужина у моря», одесситы?

- Давайте по порядку! Дифирамбов петь не буду. Не умею. Но скажу честно. Одессу знаю с юности. И очарован этим городом у моря — давно, прочно и надежно. И поэтому до слёз жалко, что часть старого, можно сказать, сказочного города – ныне разваливается просто на глазах.

Эту «выдающуюся заслугу» предыдущих властей надо срочно исправлять. По образцу того, как это делает власть в старом Городе Льва – Львове.

Поэтому и туристов там сейчас – как в старинных городах Европы. И туристический бизнес наполняет городскую, областную казну исправно и очень активно.

А сами одесситы. Потрясающие, берущие за душу, заставляющие быстрее, глубже мыслить люди. Артистичные, афористичные, улыбчивые, очень лёгкие на хорошую, не пустую шутку. С ними – легко и одновременно сложно. И «палец в рот» им не положишь. Лучше самому — соответствовать.

Что касается Одесского региона, — да, специфика, пожалуй, уникальная для всей Украины. Крупнейший транспортный – железнодорожный, автодорожный, морской — узел старинного, трансконтинентального «Шёлкового пути». Морские ворота самой большой в Европе страны. Развитое промышленное и сельскохозяйственное производство. Культурное и этническое разнообразие. Наконец, торговый центр державы. Самый большой в Украине оптовый, вещевой рынок «7-й километр» — чего стоит. В общем, жить здесь — очень интересно, но спать приходится очень мало.

- Надо полагать, Вы поставили, определили для себя первоочередные задачи в работе? И какие именно поставили перед коллективом Главного управления Миндоходов в Одесской области? Сложно было адаптироваться на новом месте?

- Прибавьте к этому общую, тревожную обстановку в Украине, особенно – на её Юго-Востоке. Поэтому к плановым, привычным задачам прибавляется необходимость принимать достаточно взвешенные решения прямо «с колёс». В такой непростой, быстро меняющейся обстановке вся команда налогового управления просто обязана работать как одно целое.

А чтобы этого достичь, первоочередные задачи всего коллектива – добиться доверия предпринимателей, с которыми приходится работать. Отсюда – и тактические цели. И стратегические — пошагово: налаживание конструктивного диалога с бизнесом и общественностью региона. Иначе толку не будет.

Понятное дело, сразу пришлось взять под особый контроль наполнение бюджета. Предшественники оставили региональные отделения казначейства с минимальным, почти нулевым счетом. И это, разумеется, общегосударственная проблема.

Ныне деньги нужны не только на жизнедеятельность региона, всей Украины, но и на нужды, связанные с военным противостоянием на Востоке. Значит, необходима компенсация Её и старается дать наша служба.

- Игорь Петрович, Вы в регион пришли с частью уже сложившейся своей команды. Планируете ли Вы ротацию в руководящем составе Главного управления и налоговых инспекций области? И каковы Ваши критерии кадрового отбора? А еще ответьте, пожалуйста, на не совсем деликатный вопрос. Вот Миндоходов — в очередной раз реформируется. Какова цель последних изменений? Не слишком ли часто ведомство подвергается реформам?

- Да, Вы правы. В столице, в нашей Службе – ныне грядут большие изменения. Надеемся, что все — к лучшему. Грядущее официальное определение статуса Государственной фискальной службы позволит обновить весь многотысячный коллектив. И назначить честных, непредвзятых профессионалов на ключевые должности.

Ныне – некоторая сумятица. Связана она с тем, что пока налоговая инспекция не получила новый статус официально. И нельзя было назначать людей на должности. Поэтому и я – «и.о».

Напомню: 21 мая 2014 года вышло постановление Кабинета Министров Украины «О создании государственной фискальной службы». Новая структура создана путем реорганизации Министерства доходов и сборов Украины. И главный из аспектов реформирования – сделать службу более прозрачной, усилить роль общественности в жизнедеятельности ведомства.

Конечно, полностью и быстро обновить кадровый состав службы — невозможно. У нас — большая организация. Работают почти 60 тысяч человек. Только в таможне — около 11 тысяч. Остальные — налоговики. Вся вертикаль будет меняться постепенно. И поэтапно. В последнюю мою командировку в Киев услышал разъяснения от руководителя Госфискальной службы Украины Игоря Билоуса, что сначала мы в службе обновляем админ- и юрструктуры, внутреннюю безопасность, департаменты контрабанды, коррупции, аудита. Хотя бы на уровне начальников и замов.

Но сразу после назначения столкнулся с проблемой. Менталитет работы у некоторой части сотрудников своеобычный. Ездишь по региону, по районам и складывается ощущение, что некоторые исполнители, с которыми пришлось начать работать, живут в каком-то старом, закостенелом измерении. Некоторые даже не видят связи с реальными людьми, с конкретными предпринимателями. Не видят трудностей бизнеса, проблем, неувязок. У них одно на уме – получить. В этом – главная трудность. Нужен коренной слом сознания всех налоговиков.

Но кадровые «чистки» сложно проводить еще и потому, что существуют труднопреодолимые препятствия. Только наметишь уволить какого-нибудь хапугу, а он мгновенно уходит на «больничный» или отправляется в накопившиеся неиспользованные отпуска.

А ещё... Трудно уволить конкретного деятеля по той простой причине, что он, понимаете ли, имеет в Кабмине, в соседних управлениях, в ведомствах, в министерствах «родного человечка», родственника-нардепа. Нужно время.

Да, безусловно, всех не заменишь. А лично для меня главное – это профессиональные качества, способности сотрудников, в том числе и к обучаемости. Поэтому, уверяю Вас, на своих должностях в налоговых инспекциях Одесского региона – останутся честные профессионалы. Новичков – будем учить, воспитывать и наставлять. А ставку на пополнение рядов налоговой региона «неодесситами» — мы делать не собираемся.

Вы спрашиваете, несут ли в себе реформы позитивные тенденции в нашей службе. Министерство доходов и сборов изначально было нацелено, точнее – готово к кардинальным изменениям и преобразованиям. Получается или нет – вопрос пока риторический. Однако, тот момент, что во вновь созданное ведомство вошли налоговая, таможенная службы, а также налоговая милиция – говорит сам за себя.

- Как Вы полагаете, насколько сильно в дальнейшем отразится финансово-экономический кризис и политические потрясения в Украине на поступления обязательных платежей в Государственный и местные бюджеты в нашем регионе?

- Должен Вам заметить, что, несмотря на непростую политическую и экономическую ситуацию в стране, мы работаем в штатном режиме. В Сводный бюджет за 5 месяцев текущего года органами Миндоходов Одесской области собрано почти 3 миллиарда гривен платежей. Это почти на 200 миллионов гривен превышает поступления аналогичного периода прошлого года.

И Государственный бюджет пополнился на 1 миллиард 270 миллионов гривен. А это — на 134 миллиона гривен превышает поступления аналогичного периода минувшего года. В местные же бюджеты поступил 1 миллиард 660 миллионов гривен. Это, в свою очередь, на 62 миллиона гривен больше чем за январь-май 2014 года и аналогичный период 2013 года.

Вот, привёз самые свежие цифры из Киева. Ежемесячно налоговая пополняет государственную казну на 20 миллиардов гривен. Таможня — еще на 10 миллиардов. То есть, каждый месяц мы должны обеспечить 30 миллиардов гривен поступлений в госбюджет. Именно наше ведомство фактически обеспечивает финансовую стабильность Украины.

Несмотря на кризис в стране, служба выполнила бюджет в марте, в апреле. Очень тяжело пришлось в мае. Оборот в бизнесе сократился на 30%. Это все видят. Нет той «тумбочки», куда можно залезть и вынуть для региона, для страны необходимую сумму денег.

Но тут – дело не только в нас самих. Сами себя мы высечем, как следует, не сомневайтесь. Тут уже речь идёт о сознательности наших граждан. И пользуясь возможностью, хочу выразить слова искренней благодарности плательщикам налогов Одесской области за добросовестное в целом выполнение их налоговых обязательств.

- Говоря о местном бюджете, Вы лично уже видите резервы его наполнения? С какими проблемными вопросами здесь сталкиваетесь?

- Знаете, опыт подсказывает, что резервы есть всегда. Нужно их только пристально рассмотреть и толково структурировать. Половину поступлений местного бюджета составляет налог на доходы физических лиц. Сумма поступления этого налога напрямую зависит от размера заработной платы.

К примеру, сегодня, около 4000 предприятий Одесской области начисляют заработную плату в размере ниже минимального. Наибольшее количество таких предприятий в самой Одессе. Их без малого 2600.

Естественно, наиболее минимизируют заработную плату в таких отраслях как торговля (14 %), сельское хозяйство (10 %), строительство (8 %). Но надо иметь в виду, что нашими сотрудниками ведется активная разъяснительная работа с руководителями этих предприятий.

И даже не улыбайтесь. Как результат, только с начала этого года более 900 предприятий Одесской области повысили уровень заработной платы. А в бюджет дополнительно поступил 1 миллион 100 тысяч налога на доходы физических лиц.

- В обществе особенно внятно и привлекательно прозвучал один из месседжей нового руководства Министерства доходов и сборов Украины, то есть, Госфискальной службы. А именно: снижение давления на бизнес, уменьшение количества налоговых проверок. Как с этим обстоят дела в Одесском регионе?

- Однозначного ответа, мол, всё здесь обстоит замечательно, не дам. Но действительно — основным акцентом в нашей работе стало обеспечение добровольной уплаты налогов и сборов при минимальном вмешательстве органов доходов и сборов в деятельность добросовестных субъектов хозяйствования.

Уже на сегодня, могу твёрдо сказать: изменены подходы к проведению контрольно-проверочной работы. И поверьте, это – не общие слова. Одной из первых наших забот стала отмена требований обязательных доначислений по результатам проверок. А критериями эффективности мы определили то, насколько обоснованными и документально подтвержденными являются результаты контрольно-проверочной работы.

Читать также

Министр экономического развития и торговли Павел ШЕРЕМЕТА — о том, при каких условиях в Украине возможно экономическое чудо…

Le Monde (Франция): К пониманию нового «газового кризиса» между Киевом и Москвой…

Миндоходов Украины: Доходы от «военных» облигаций не облагаются налогом…

И ныне в подразделениях Миндоходов Украины, в том числе и в Одесском регионе внедрено рискоориентированную систему отбора налогоплательщиков к документальным проверкам. Что это значит? При составлении плана-графика проведения документальных плановых проверок берутся во внимание только те плательщики, которые имеют риск относительно неуплаты налогов и сборов.

Остальных, законопослушных, дисциплинированных налогоплательщиков мы даже не беспокоим. А всего за 5 месяцев этого года нами проведено 72 плановые документальные проверки юридических лиц.

- В последнее время в обществе широко обсуждается законопроект о «налоговом компромиссе». На Ваш взгляд, какие качественные изменения произойдут с принятием этого законодательного акта?

- Есть такое дело. Вполне обоснованно ожидается, например, пополнение государственного бюджета за счёт поступлений сокрытых налогов. А также экономия бюджетных средств государства на проверки налоговыми и правоохранительными органами потенциально уклонившихся от налогов субъектов.

Кроме того, мы уверены, что «налоговая амнистия» поможет вывести теневой бизнес в легальный оборот. К тому же, если налогоплательщик по условиям амнистии легализует свои зарубежные накопления, — бюджет получит дополнительный источник валютных поступлений в виде репатриируемых средств.

И что, на мой взгляд, очень важно — подобная акция может послужить основой налаживания доверительных отношений между государством и налогоплательщиками.

- Иначе говоря, вывод экономики из тени — один из наиболее эффективных способов наполнения госказны налогами.

- Именно. И мы боремся с этой зловреднейшей для экономики страны «тенью». Ведь наш изобретательный предприниматель напридумывал множество схем уклонения от уплаты налогов. Они – разнообразны и не скучны. Например, воровство НДС, так называемые «налоговые ямы», конвертационные центры. Хотя всё это можно отнести к откровенному криминалу.

Что поделать, предыдущая власть практически была «заточена» на это криминальное житие и всячески это «дело» поощряла. При одном условии: делись. Скажем, была организована мощная система по нелегальному возмещению НДС. Достаточно «боеспособными» и эффективными были и схемы по минимизации налога на прибыль.

Теперь развернуть весь бизнес региона, страны в легальное русло – архисложная задача для нас. Эти наработанные годами мошеннические схемы продолжают находить поддержку и в недрах самой нашей структуры, и у пограничников с таможенниками, и у правоохранителей, и в банковской сфере. Сломить-переломить эту психологию будет очень непросто.

Именно поэтому мы сегодня стараемся найти в этом отношении общий язык и взаимопонимание с подразделениями НБУ на местах, с региональными представительствами министерств и ведомств. И, разумеется, предметно занимаемся нашим коллективом, ищем, как говорится «оборотней», доказательства их вины. И если находим нарушения, — все материалы по ним немедленно передаем в прокуратуру.

Этим, конечно, дело не ограничивается. Мы стараемся как можно тщательнее перекрыть возможности для теневых схем. Многое меняем, одним словом. Раскрывать профессиональные секреты, как Вы понимаете, не стану. Хотя намеренно скажу о том, что далеко не только создаем определенные ловушки возле, например, всевозможных баз данных. Ну, а дальше – своя технология. И борьба со схемами и с их «держателями» уже помогла нашей службе в общем по стране вынуть из тени почти 1 миллиард гривен в месяц.

Да, продолжается сложная игра на уровне районов, учреждений, людей. А что делать? Надо бороться. К тому же в Киеве руководство еще готовит и законодательный удар по этому злу, растлевающему и властные структуры, и бизнес. Через изменение администрирования этого злосчастного налога.

Мы абсолютно разделяем мнение главы нашей Госфискальной службы Игоря Билоуса, который считает, что в Украине должно остаться всего 10 налогов. Инициированный им законопроект по реформированию нашей службы, подготовленный группой единомышленников, — уникален для Украины. После одобрения документа Кабмином — дело за парламентом. И тут нам остается лишь держать кулаки «на счастье». Да, уверен, что определенные перипетии в Раде будут по поводу ставки компромисса. В законопроекте она закреплена на уровне 15% от суммы неуплаченного НДС и налога на прибыль. Но, полагаю, победим.

Кстати говоря Игорь Билоус обращает особое внимание: воспользоваться или не воспользоваться налоговой амнистией — право каждого. Это право заявить о своих неуплаченных обязательствах за последние три года — до 1 января 2014 года. Если компромисс достигнут — происходит освобождение налогоплательщика от уголовной, административной, финансовой ответственности и дальнейших налоговых проверок по заявленным периодам.

Это открывает новые возможности для бизнеса, особенно того, который работал с «площадками». А таких бизнесов — очень много. Особенно — среди крупных и средних предприятий, которые при прошлой власти силой загонялись на обслуживание в конвертационные центры.

Закон этот не коснётся госпредприятий, несмотря на то, что госмонополии тоже активно работали с «площадками». Но там цель была – украсть. В то время как у бизнеса — оптимизировать налоги.

Стоит отметить, что идея налоговой амнистии была предложена не нами, а бизнесом — крупным и средним. После того, как мы изучили масштабы воровства НДС, поняли, что с этим что-то надо делать. Ведь сейчас, после смены власти, к тому бизнесу, который пользовался услугами минимизации, выстроится очередь проверяющих, желающих восстановить «справедливость».

А эта «справедливость» может обойтись предпринимателям миллиардов в 50 гривен. Чтобы откупиться, договориться и т.д. Дабы не играть на этом огромном коррупционном поле, мы и предложили амнистию.

Осталось согласовать детали. Например, кому-то хотелось бы вообще «нулевую» амнистию. Но в таком случае будет много претензий, что мы амнистируем криминальный капитал, который и создал всю эту схему. Поэтому нулевой ставки точно не предусмотрено. А выглядеть процедура амнистии будет очень просто: в течение 60 дней — с даты вступления закона в силу — бизнес сможет согласовать с нами уточнённые налоговые декларации. И при не достижении налогового компромисса налогоплательщик вправе обратиться в суд. Тут – его гражданское право.

- Игорь Петрович, в развитие предыдущего вопроса. Экономия бюджетных средств — ставит крест на повышении зарплат госслужащим. Убедите, пожалуйста, наших читателей, что налоговик будет честно работать за 1500-2000 гривен в месяц.

- Страна переживает нелёгкий период. Это понимают все. И если рассматривать постановку вопроса под предложенным Вами углом, то тогда все «бюджетники» — врачи, учителя, инженеры, военные — априори не могут работать честно.

Отмечу, что понятие моральности, профессиональной порядочности, если хотите, – это глубоко индивидуально. В целом, я могу поручиться за свой коллектив. Это — профессиональные и порядочные люди, которые любят свою работу. А отдельные нелицеприятные случаи неправомерных действий (в том числе и коррупционных), совершаемые сотрудниками, скорее, исключение из правил.

Сейчас, к сожалению, нужно кардинально пересматривать общепринятую в обществе точку зрения на налоговую службу. Ныне сотрудник органов доходов и сборов – это, прежде всего, главный помощник налогоплательщика в выполнении им своих налоговых обязательств перед бюджетом. И только потом – контролёр.

Что касается уровня заработной платы, то руководитель нашего ведомства в стране Игорь Белоус во время обсуждения первых итогов работы антикоррупционной комиссии при Миндоходов вполне резонно заметил, что для преодоления коррупционных проявлений — необходимо радикально пересмотреть саму систему оплаты труда в стране.

Я также согласен, с тем, что необходимо на уровне государства пересмотреть подход к государственной службе и поднять статус, в том числе и материальный, государственного служащего.

- Хорошо. Разговоры о необходимости налаживания партнёрских отношений между фискальной службой и налогоплательщиками — ведутся давно. Но часть бизнеса уклонялась от налогов. И будет уклоняться. И будет выдавать зарплату «в конвертах». Ведь налоговая нагрузка на фонд оплаты труда превышает 40 процентов. Не находите, что это, увы, логично. Ведь предприниматели давно и прочно считают платежи в бюджет, как и взятки чиновникам, неизбежным злом?

- Отчасти, разумеется, Вы правы. Но всё дело – в нашей ментальной косности, и зависит от степени развития налоговой культуры в обществе. А она, к глубочайшему сожалению, находится только лишь на этапе становления.

В развитых демократических странах, в сообщество которых устремилась и Украина, представителям бизнеса не нужно объяснять, куда идут отчисления из фонда оплаты труда, и как это важно для развития социальной сферы. У нас, к сожалению, это — злободневный вопрос. Притом, что разъяснительная работа нами проводится немалая.

Однако, как говорят, один в поле – не воин. Так, при Главном управлении нашей области довольно успешно работает Общественный совет, в который вошёл 31 представитель общественных организаций Одесского региона. Все деловые и конструктивные замечания, предложения от общественности мы структурируем и выходим с предложениями на уровни областной государственной администрации, нашего Министерства. Тем более, что и от Игоря Билоуса в Киеве, и от председателя Одесской облгосадминистрации Игоря Палицы мы в случае необходимости получаем немедленную, всестороннюю и действенную помощь.

Что касается уменьшения налоговой нагрузки на малый и средний бизнес, то, на нынешнем этапе в Кабинете Министров Украины рассматриваются аккумулированные предложения по реформированию налоговой системы. И хочу подчеркнуть, что в разработке этих предложений принимали участие представители предпринимательской среды, отраслевых ассоциаций, а также независимые эксперты. Сами себе, как Вы понимаете, эти умные и опытные люди зла не пожелают.

Поэтому я глубоко убежден в том, что между налоговиками и предпринимателями не должно быть никаких барьеров. А я, как юный пионэр, всегда готов с представителями общественности и бизнеса Одесщины садится за круглый стол. И обсуждать абсолютно все волнующие их вопросы. В том числе и возможное снижение налоговой нагрузки. Если это позволяют обстоятельства и условия. И дальнейшее упрощение администрирования налоговых платежей. При наличии тех же, разрешающих это факторах. Двери моего кабинета – всегда открыты для диалога. Особенно, если этот разговор планируется и обещает быть конструктивным. А не игрой в одни ворота.

Справка. Игорь Петрович Сингаевский родился 2 августа 1970 года в городе Славута Хмельницкой области. Закончил Украинскую сельскохозяйственную академию в 1991 году и Национальный университет «Острожская академия» в 2002 году. В налоговых органах – с 1992 года. Заслуженный экономист Украины.

До назначения и.о. начальника Главного управления Миндоходов в Одесской области Игорь Сингаевский с сентября 2011 года возглавлял Главное управление Миндоходов в Хмельницкой области, а с апреля 2013 года – Главное управление Миндоходов в Волынской области Украины.

Автор: Беседу вёл Юрий СЕМЕНЮК.


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту