![]() |
|
![]() |
![]() |
Наше государство сегодня переживает не самые лучшие времена: смена власти, девальвация гривны, рост тарифов на коммунальные услуги и, как следствие, — ухудшение социальных стандартов населения.
А еще попытки реформирования целых отраслей, например транспортной.
Как в этих условиях сохранить права портовиков и отстоять социальные завоевания трудящихся? Об этом и не только — наш разговор с председателем профсоюза Федерации морских профсоюзов, а также председателем профсоюза работников морского транспорта Одесского морского порта Владимиром Зайковым.
«СОХРАНИТЬ ТО, ЧТО ЕСТЬ»
— Владимир Никифорович, вы были координатором и инициатором Координационных советов с участием председателей профсоюзных организаций морского транспорта Украины, а также профильного министерства и AMIIУ. Каковы итоги этих мероприятий?
— За последний год у нас прошло уже несколько заседаний Координационного совета (последнее — в Ильи-чевском морском торговом порту). Главная их цель — контроль профсоюзами реформирования отечественной морской отрасли, чтобы оно проходило с соблюдением прав и гарантий трудовых коллективов. Мы понимаем, что успех следующего этапа портовой реформы также в значительной степени будет зависеть от наличия конструктивного диалога между работодателем и трудовыми коллективами в лице их выборных органов-профсоюзов. Ввиду этого, Координационный совет еще в ноябре 2013 года принял решение обратиться к министру инфраструктуры с предложением привлечь профсоюзы к участию в процессе предварительного согласования условий передачи коммерческим структурам в обращение имущественных комплексов, находящихся на балансах госпредприятий.
Думаю, что нормативное закрепление такой практики позволит профсоюзам должным образом информировать стратегического инвестора о существующих социальных стандартах и, конечно, будет способствовать ускорению реализации того или иного проекта.
Ну а итогом Координационных советов можно считать восстановление профсоюза Федерации морских профсоюзов как исполнительного органа Координационного совета. И надеюсь, в начале июля председатели профсоюзных организаций морского транспорта Украины снова встретятся за круглым столом в Одессе с представителями профильного министерства и АМПУ для решения насущных проблем отрасли.
— Я правильно понял, что на сегодняшний день реанимирован профсоюз Федерации морских профсоюзов и вы избраны его председателем? И это еще один рычаг давления на власть?
— И да и нет. Мы надеемся, что Федерация морских профсоюзов, в первую очередь, станет объединяющим фактором, новым профсоюзным движением среди портов Украины!
Мы много говорили о координации наших усилий в масштабе всех профсоюзов, поэтому надеюсь, что Федерация объединит наши старания в плане социальной защиты портовиков. Также хочу отметить, что наша основная задача — сохранить то, что есть. Сейчас я слышу много критики в отношении закона «О морских портах Украины».
Есть группа депутатов, которая хочет все нововведения отменить, чтобы все стало как раньше. Кое-кто хочет назвать порт «державным портовым оператором». На мой взгляд, это преждевременно. В стране не та ситуация, чтобы все опять менять, не закончив начатое. Считаю, что такие непродуманные решения порождают хаос. Предложения от депутатов было бы приятно слышать, если бы они привлекли к нам новые грузопотоки. А в общем, думаю, что портовая реформа, которая сегодня реализуется в Украине, является показательным примером успешного использования мирового опыта, и, без сомнения, ее нужно продолжать.
— А на что бы вы обратили внимание?
— Ну, например, в законе «О морских портах Украины» ничего не сказано о профсоюзах. А они должны быть задействованы во всех «пунктах», прописанных в нем. Это и кадровая политика, и привлечение инвестиционных проектов, которые предусматривает закон. Также необходимо предоставить больше свободы филиалам Администрации морских портов, чтобы они стали юридическими лицами и могли самостоятельно планировать свою работу, распоряжаться средствами, которые они зарабатывают. Потому что сейчас доходит до абсурда. В частности, разбито стекло в здании морского вокзала, а мы не можем его купить и поставить. Целую процедуру выдумали, чтобы стекло приобрести...
ГОД КАРДИНАЛЬНЫХ РЕФОРМ
— Владимир Никифорович, ваше видение развития портовой отрасли сегодня?
— Сегодня крайне важно пересмотреть отношение к государственным портовым объектам, с учетом инвесторов. Это могут быть либо концессионные договоры, либо договоры аренды и т. п.
Я, например, согласен с одной из инициатив Администрации морских портов Украины, которая позволит разблокировать процесс и поменять отношение инвестора к государственной инфраструктуре — это придание всем портам статуса свободных экономических зон. Яркие примеры — специальная (свободная) экономическая зона порто-франко в Одессе и подобная зона в Рени.
Экономические зоны были созданы в 2001 году сроком на 25 лет, что позволило привлечь инвестиции на 100 миллионов долларов, создать сотни рабочих мест, дополнительную добавочную стоимость, а также сполна компенсировать льготы, которыми пользовались инвесторы.
Процедура проста: инвестор регистрирует проект в местных органах по месту нахождения свободной зоны, совет утверждает и дает добро на разработку проекта. Разработанный и согласованный с директором порта проект предоставляется местной власти, которая его подписывает. Инвестор получает право строить. Не надо месяцами или годами ждать согласования с министерством.
— И последнее, Владимир Никифорович, в Одесском порту уровень социальной защиты остается на прежнем уровне?
— Да. Коллективный договор подписан, он действует и дает результаты. Могу сказать, что прошедший год вошел в историю как год кардинальных реформ в морской транспортной отрасли, когда на предприятиях портового комплекса произошло разделение административных и хозяйственных функций, а в основу планирования развития производственных мощностей был положен принцип государственно-частного партнерства. При этом в Одесском порту не было сокращено ни одного рабочего места. А с 1 ноября 2013 года должностные оклады и тарифные ставки в администрации порта и на государственном предприятии «ОМТП» были подняты на 5 процентов.
В порту функционирует и обеспечивается всем необходимым медико-санитарная часть. Здесь предоставляется терапевтическая, хирургическая и другая помощь работникам порта и стивидорных компаний, а также неработающим ветеранам. Сохраняется программа медицинского страхования работников ГП «ОМТП» и филиала АМПУ по программе «Скорая помощь», госпитализация в клиниках, бесплатные медикаменты и стоматология...
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |